СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель": изображение маленького человека.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель": изображение маленького человека.»

Тема урока: Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Изображение маленького человека.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.

Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина); портрет А.С. Пушкина; иллюстрации к повести «Станционный смотритель»; раздаточные карточки со справочным материалом, мультимедийная презентация, плакаты с цитатами из произведения

Цели:

  1. Образовательные:

    1. познакомить школьников с содержанием повести, понятием «маленький человек» в литературе;

    2. раскрыть идейно – художественное своеобразие повести;

    3. обучение анализу художественного произведения;

    4. добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

    5. развивать умение учащихся работать с текстом;

    6. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

    7. развивать умение давать характеристику действующим лицам;

    8. ввести термины: нравственность, проблема, легкомысленный, безответственный

  2. Развивающие и коррекционные:

    1. развивать речь учащихся, ввести термины: нравственность, нравственный, безнравственный

    2. развитие логического мышления;

    3. развитие речевой деятельности- самостоятельных связанных высказываний в устной форме;

    4. следить за произношением учащихся;

    5. развивать навык чтения с губ;

    6. развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

  3. Воспитательные

    1. воспитание гуманного отношения к людям, уважительного отношения к родителям, бережного отношения к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.







ХОД УРОКА




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Психологический настрой.

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

Речевая разминка

1).Различение на слух литературоведческой терминологии



2). Различение на слух предложений







Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.

В течение своей короткой, но плодотворной жизни Пушкин написал более 800 лирических стихотворений.

Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту.

Учащиеся слушают и повторяют речевой материал.

3.

Целеполагание.













Опрос домашнего задания.
































- Продолжаем знакомиться с творчеством А.С.Пушкина. Сегодня мы познакомимся и обсудим повесть «Станционный смотритель», образе «маленького человека» в ней.

- Сейчас послушаем сообщения, которые подготовили ребята и совершим заочную экскурсию в музей, который находится в Ленинградской области. А какой музей мы посетим, вы сейчас узнаете сами.


Учащиеся записывают в тетради тему урока, автора и название повести.







Перед учащимися появляется портрет А.С.Пушкина и иллюстрации, отражающие почтовые станции.

 Сообщения учащихся:

1-й ученик: Во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащих, кто отвечал за эту работу, называли станционными смотрителями.

Карточка.

Смотритель –должностное лицо по присмотру, охранению чего-нибудь.



2 – ученик: в деревне Выра Ленинградской области находится первый в нашей стране музей художественного героя «Домик станционного смотрителя». Музей открыт в 1972 году.

3 – ученик: Не менее тринадцати раз на Вырской почтовой станции бывал А.С.Пушкин, и народное предание связано с повестью «Станционный смотритель».

4 – й ученик: Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.


4.

Открытие нового знания. Анализ повести.

- «Станционный смотритель» – одна из повестей, входящих в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанный А. С. Пушкиным осенью 1830 года (14 сентября) в Болдине.

Повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С.Пушкина. В ней изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком».

Запишите в тетрадь, что обозначает «маленький человек» в литературе.

- Кто из героев повести воплотил в себе образ «маленького человека»? Его положение в обществе?

Это вопросы, на которые мы должны дать ответы в ходе рассмотрения повести.







- С чего начинается повесть?

- На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке жил станционный смотритель Самсон Вырин.

- Кто такие смотрители? Что это за люди? Каково их положение?



















































































-Дополните предложения:

Станционный смотритель – это … .

Путешественник вымещает на смотрителе … .

Смотритель виноват в том, что … .

Смотритель принуждён бегать и … , и … .

Станционные смотрители – люди …, …, …, ….. Из их разговоров можно почерпнуть много … и …



- Назовите главного героя повети «Станционный смотритель».

- Что вы можете сказать о его молодости, кем он был?

- Каким мы видим Самсона Вырина в начале повести?



































-А какой предстает перед нами Дуня?





















- Как смотритель относится к дочке? Найдите в тексте.









- В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?

- А сам смотритель остался прежним или изменился?






- В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней? Найдите в тексте.
















- Как смотритель начинает бороться за свою дочь?













- Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве? Найдите в тексте.






















-Что произошло с Выриным в Петербурге?

- Почему вам жалко Вырина?

- Почему так люди поступают? Что влияет на их поступки?

- Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой – безнравственным.

Запись на доске:

Нравственность –

  1. Совокупность норм, определяющих поведение человека.

  2. Моральные качества, т.е. это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.



-Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его возлюбленной: «Пошел вон!»

- Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?



- Зачитайте монолог Вырина.

Вывод:

Что может сделать человека “маленьким”?






































Учащиеся фиксируют в тетрадь, что означает «маленький человек» в литературе:

(«Маленький человек» это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.



Повесть начинается с сообщения о профессии станционного смотрителя.









 Работа в группах.

Учащиеся работают с текстом учебника стр.121-122 и выполняют задания:

Задание:

1. Запишите ключевые слова, характеризующие смотрителей.

(«сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые»).

2. Выпишите устаревшие слова и выражения.

Словарная работа.

Устаревшие слова и выражения

Коллежский регистратор - чиновник низшего (14) класса.

Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси

Фельдъегерь - правительственный курьер.

Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.

На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.

Прогоны - плата за пользование лошадьми.





















Самсон Вырин











Вырин в прошлом – солдат. Об этом говорит то, что когда он приезжает в Петербург, то останавливается у своего старого сослуживца из Преображенского полка.

Крепкий мужчина лет 50, живущий на станции со своей дочерью Дуней, это простодушный человек.



Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелегкую работу и грубое обращение с ним проезжающих.

«Сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Вырин – мелкий чиновник, бедный и бесправный человек.

Путешественника поразила красота 14-летней девочки, он замечает в её поведении самолюбование, стремление понравиться гостю. Дуня ведёт себя с гостем без робости и даже позволила поцеловать себя на прощание.




-С любовью, он гордится ею. «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».





- Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом было как будто грязным.









-«Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик».


Его состарило одиночество. Пока дочь была рядом, в душе станционного смотрителя не было страха перед жизнью. Именно страх заставляет человека сжиматься, чувствовать себя “маленьким”.







«Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью».


«Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы… «























































































(Это не только низкий чин, отсутствие высокого

социального статуса, но и потерянность в жизни,

страх перед нею, утрата интереса и цели).


5.

Подведение итогов урока.

- Чему учит нас повесть?















- О чем эта повесть?

















- О чем заставляет задуматься эта повесть?













- О дальнейшей судьбе Вырина повествователь узнает от мальчика. Когда он только ехал к смотрителю, какие чувства его одолевали?


Повесть учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.

Эта повесть о глубокой отцовской любви. О дочерней неблагодарности. О том, как трудно человеку соперничать с богатым и сильным. «О маленьком человеке», сохранившем свое достоинство.

Об ответственности перед близкими людьми, о раскаянии, которое может быть запоздалым, о счастье, которое нельзя достичь, если ты при этом причиняешь боль другим людям…

Он сомневался, встретит ли он своего знакомого, ему было в какой-то степени жалко тех сил и денег, которые он затратил на дорогу.

Да, прежде всего из-за того, что он узнал, что Дуня все же приезжала, была на могиле отца и плакала.

Это говорит о том, что к дочери пришло осознание совершенного поступка, она хотела попросить прощение у отца, но опоздала.


5.

Рефлексия

Подведем итоги урока:

- Почему же несчастен отец Дуни?













ВЫВОД:

А. С. Пушкин выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного, доведенного до отчаяния; здесь звучит и упрек тем, кто, не думая о родных и близких, совершает необдуманные поступки, заранее не зная, к чему они могут привести.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

1. Мне было трудно понять…».

2. Урок понравился, потому….». 3. «Я усвоил….»

Я оцениваю свои знания…..потому что…



Вырин несчастлив из-за боязни за судьбу дочери. Он много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца.



























Заполняют бланк самооценки.

6.

Домашнее задание

  1. Подготовиться к итоговому тесту по творчеству Пушкина.

3. 2. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о Лер­монтове (по воспоминаниям современников).




Открывают дневники, записывают домашнее задание.