Технологическая карта по теме «Повседневная жизнь и быт Петре 1».
Класс: 8 А
Дата: 09.12.21г.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Формы обучения: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная
Используемая технология: критического мышления, проектная, обучение в сотрудничестве, ИКТ
Цель урока: на основе изучения изменений в повседневной жизни русского человека в эпоху Петра I подвести учащихся к пониманию причин этих кардинальных перемен, их содержание и оценке.
Задачи урока:
Образовательные
-проследить, какие новшества появились в быту разных сословий;
-создать условия для понимания причин кардинальных изменений в быту русского человека и их особенностей,
-дать оценку данным изменениям;
Развивающие:
-развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с источниками и дополнительными материалами;
-вызывать у учащихся желание узнать новое, неизвестное;
-учиться выделять главное, использовать раннее приобретенные знания для получения новых знаний, развивать речь;
-учить учащихся работать в группе, вместе искать ответы на поставленные вопросы и выполнять порученное задание;
Воспитательные:
-воспитывать уважение к человеку, творчески выполняющему разнообразную работу;
-воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей страны.
Планируемые результаты:
Личностные:
-изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
-формулирование ценностных суждений и своей позиции по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание.
Регулятивные:
-планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи.
Познавательные:
-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую, визуальную информацию, обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы);
-использовать современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде;
-использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
-собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности
(высказывания, беседа, сообщение), а также в виде творческих работ (презентация).
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть основами монологической и диалогической форм речи;
-устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами
группы для принятия совместных решений.
Предметные результаты:
-анализировать информацию из различных источников по отечественной истории;
-давать оценку событиям и личностям отечественной истории;
-систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории;
-объяснять причины и следствия событий и процессов отечественной истории.
Оборудование: компьютер, презентация, папка с рабочим материалом, исторические документы, учебник, рабочие листы.
Формы контроля: внешний контроль (осуществляется учителем над деятельностью ученика); взаимный контроль (осуществляется учеником над деятельностью товарища); самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).
Основные понятия:
Ход урока
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | УУД |
1.Организационный (мотивация к учебной деятельности) | Приветствует учащихся. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в один дом и посмотреть, как живут и чем занимаются его обитатели. Просмотр отрывка из к/ф «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». -В какой эпохе мы побывали? -По каким признакам вы это поняли? Как изменилось поведение домочадцев? -Какие изменения произошли в быту боярской семьи? -Мы увидели только небольшой фрагмент из жизни боярской семьи. -Какие еще сословия вы знаете существовали в начале 18 века в России? -Интересно узнать, как жили и чем занимались основные сословия? - Сделайте предположения, о чем будем говорить на уроке? -Правильно, сегодня мы будем говорить о реформах, проводимых Петром I в быту, вызвавших неоднозначную реакцию во всех слоях российского общества. -Запишем число и тему урока в рабочих листах: «Повседневная жизнь и быт при Петре I». -Как вы понимаете слова повседневная жизнь? -Почему историки занимаются изучением и этой сферы жизни людей? -Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей? -На этот вопрос вы ответите в конце урока. | Приветствуют учителя Отвечают на вопросы Дворяне, духовенство, горожане, крестьяне Предлагают свои варианты названия темы, цель урока. | Регулятивные: умение организовывать свою деятельность. Коммуникативные: действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний | -Как же изменилась жизнь в стране в период правления Петра 1. На этот вопрос вы ответите письменно, выполняя задание в рабочем листе. | Выполняют задание в рабочем листе | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (Познавательные) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Регулятивные) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные) |
III. Проблемное объяснение нового знания | Предлагаю вам попробовать себя в роли журналистов, редакторов газеты или журнала? Не секрет, что не все современные молодые люди любят читать. Давайте попробуем создать газету. Выпуск, посвященный нашей теме и который, заинтересует учащихся нашей школы. -Как мы назовем газету? - Как называлась газета, которая выходила в царствование Петра 1? -А какая тема, из выше сказанного, будет у нас? -Предлагаю разделиться вам на 3 группы. Для начала необходимо определить рубрики нашей газеты Рубрики: -Быт дворянства -В крестьянском и городском «миру». -Новшества в повседневной жизни. -Каждая группа должна распределить роли: 1) Редактор - отвечает за работу группы, представляет результат работы. 2) Оформитель(и) – отвечают за эстетическое оформление листа газеты, работают с представленным материалом; 3) Корректор – отвечает за исправление орфографических ошибок в тексте; работает с текстом, пишет статью; 4) Репортер –составляет вопросы (используя текст учебника) для остальных групп по их рубрикам. -На ваших столах лежат, шаблоны будущих страниц нашей газеты куда вы должны внести все, что посчитаете нужным. И папки с рабочим материалом. Ваша задача, опираясь на них создать свою страницу в нашей будущей газете, посвящённой повседневной жизни и быту эпохи Петра I. Давайте проверим все ли есть у вас в папках: Заголовок рубрики Картинки и названия к ним Вырезки с фактами, из которых, опираясь на ваши знания, редакторы должны составить статью. -Через 10 минут представитель каждой группы должен будет представить свою работу и ответить на вопросы участников других групп. На выступление отводится 3 минуты. Пока выступает одна группа, остальные слушают и готовят вопросы по теме. | Отвечают на вопросы Предлагают варианты При Петре появилась первая печатная газета, которая называлась «Ведомости» Повседневная жизнь и быт людей при Петре1 Быстрое включение в деловой ритм. Слушают учителя. Воспринимают задание, уточняют. Делят роли в группе, кто за что отвечает | Познавательные: работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую, визуальную информацию, обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы); использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; -решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: действия по организации и планированию учебного сотрудничества с сверстниками; работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. . |
IV. Самостоятельная работа | Корректирует работу групп. | Проводят поиск необходимой информации в историческом источнике, в учебнике. Работа с иллюстрациями, написание статьи. Наполняют содержанием и иллюстрациями свои рубрики | Познавательные: развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией; умение при работе с информацией систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать; выделять главную и избыточную информацию; представлять информацию в наглядно- символической форме- схемы; Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. |
IV. Первичное закрепление | Выступление групп. -Что изменилось в дворянской службе в эпоху Петра 1 по сравнению с предыдущим временем? -Какие перемены произошли во внешнем облике дворян? -Опишите крестьянский быт начала 18 в. Отметьте, как на него влияли происходившие в стране перемены. -Что изменилось в жизни горожан в начале 18 в., а что осталось по-прежнему? -Какие товары, появившиеся в России при Петре 1, были неизвестны жителям страны раньше? -Почему Петр 1 стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей? -В чьих интересах проводились изменения в культуре? Для кого эти новшества были «хороши»? | Представление своего проекта, ответы на вопросы других групп. Много было нововведений в культуре и в быту. Определяющим мотивом нововведения Петра I было его чрезмерное стремление в короткий срок сделать россиян европейцами. Изменения в повседневной жизни положили начало разрыву между образом жизни простого народа и привилегированных слоев. Все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ. | Познавательные: развитие умений при работе с информацией систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать; выделять главную и избыточную информацию; представлять информацию в наглядно- символической форме-; Регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи. |
V. Включение в систему знаний | - Можно ли считать, что безмерное увлечение всем иноземным являлось неизбежным в годы петровских преобразований? -Могло ли быть по-иному? -Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для жителей современной России. -Что из списка используете лично вы? | Ответы учащихся Работа в рабочих листах Ответы учащихся | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности. Познавательные: получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации. Регулятивные: адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности |
VI. Рефлексия | -Теперь каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Учитель предлагает ответить на вопросы: -Сегодня я узнала… -Было интересно… -Я научилась… -Мне захотелось…. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Дифференцированное задание: 1. На «5» - написать рассказ от лица иностранца, попавшего в Россию в начале 18 века. 2. На «4» – составить кроссворд (10-12 слов) по §18-19 3. На «3» – ответить на вопросы после §11 | Записывают домашнее задание | |
Рабочий лист по теме ________________________________________________________________________________
Дата: _________
-
Актуализация знаний. Решите тест по теме «Культура во время Петровских реформ».
1. В каком году был утверждён гражданский шрифт?
1) 1702 год; 2) 1719 год; 3) 1710 год; 4) 1709 год
2. Как называлась первая в России печатная газета?
1) Куранты; 2) Вести; 3) Ведомости; 4) Интервью
3. Что из перечисленного привело к развитию науки в начале XVIII века?
Выберите несколько вариантов ответа:
1) Вёлся поиск полезных ископаемых; 2) Росло мануфактурное производство; 3) Строились новые города; 4) Появление иностранных учёных в России
4. Укажите истинность или ложность утверждений об образовании в России в начале XVII века.
1. Дети крепостных крестьян не могли учиться в государственных школах; 2.Был издан приказ превратить учёбу в один из видов государственной службы 3) Образование в России носило религиозный характер 4) В школах делался упор на изучение Закона Божьего.
5. Какое событие из названных произошло в 1714 г.?
1) начало строительства Петербурга; 2) издание указа об учреждении Академии наук; 3) открытие первого музея в Петербурге; 4) открытие первого в России госпиталя
2.
Новшества Петровской эпохи | Петровские новшества, актуальные для современной России |
Считать года от Рождества Христова (летоисчисление), изменения в моде, Новый год с 1 января, шрифт, газеты, ассамблеи, допущенные дамы, первые светские училища, табель о рангах, генеральный регламент, Россия – европейское государство, новые формы общения и развлечений, художественная культура – светская, отечественная медицина, горно-разведочная служба, навигацкая школа, обсерватория, арифметика, выпуск множества книг, Кунсткамера, указ об учреждении Академии наук и художеств | |
Новшества Петровской эпохи | Петровские новшества, актуальные для современной России |
Считать года от Рождества Христова (летоисчисление), изменения в моде, Новый год с 1 января, шрифт, газеты, ассамблеи, допущенные дамы, первые светские училища, табель о рангах, генеральный регламент, Россия – европейское государство, новые формы общения и развлечений, художественная культура – светская, отечественная медицина, горно-разведочная служба, навигацкая школа, обсерватория, арифметика, выпуск множества книг, Кунсткамера, указ об учреждении Академии наук и художеств | Новый год с 1 января, шрифт, газеты, допущенные дамы, светские училища, Россия – европейское государство, реформы общения и развлечений, светская художественная культура, отечественная медицина, горно-разведочная служба, арифметика, множество книг, Кунсткамера, Академия наук и художеств, новые блюда, прямые улицы, новая мебель |
«Повседневная жизнь и быт при Петре I»
Цели:
Образовательные:
-проследить, какие новшества появились в быту;
-создать условия для понимания причин кардинальных изменений в быту русского человека и их особенностей,
- дать оценку данным изменениям;
Развивающие:
-развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с источниками и дополнительными материалами;
-вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
-учиться выделять главное, использовать раннее приобретенные знания для получения новых знаний, развивать речь;
-учить учащихся работать в группе, вместе искать ответы на поставленные вопросы и выполнять порученное задание;
Воспитательные:
-воспитывать уважение к человеку труженику, творчески выполняющему разнообразную работу;
-воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей страны.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Здравствуйте, ребята, садитесь. 28 января 1725 г. умер первый российский император Петр Алексеевич Романов. «… Кого хороним?… Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской» - эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра I. «Солнце земли Русской», «земной бог» - такие высочайшие оценки были даны Петру как человеку. Но, уже при жизни Петра, однако, высказывали и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти 300 лет начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Эти споры продолжаются и по сей день. Одни восхищаются Петром I: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А.С. Пушкин Для одних он был – «царь – просветитель», а для других – «злодей, деспот, тиран». Работа с историческими документами -
"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев) Задание: На основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I. -
"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков) Вопрос: В чем суть позиции И.С. Аксакова? -
"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский) Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I? Правильно, сегодня мы будем говорить о реформах, проводимых Петром I в быту, вызвавших неоднозначную реакцию во всех слоях российского общества. Откроем ваши тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока: «Повседневная жизнь и быт при Петре I». -
Как вы понимаете слова повседневная жизнь? -
Почему историки занимаются изучением и этой сферы жизни людей? -
Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей? | Демонстрируют свое настроение после приветствия учителя. Учащиеся отвечают на вопрос Предлагают свои варианты названия темы, цель урока. Записывают число в тетради. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
Задания на рабочих листах | Заполнение рабочих листов | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний |
Задания для работы с текстом параграфа (работа в группах) 1. Что изменилось в дворянской службе в эпоху Петра 1 по сравнению с предыдущим временем? Дворяне часто служили рядовыми в пехотных или драгунских полках, или матросами на кораблях – вместе со вчерашними крестьянами и посадскими. Нужно было усваивать приемы «полкового строя» по новому уставу, заниматься ротным и полковым хозяйством, учить солдат, самим учиться артиллерийскому или инженерному делу. 2. Какие перемены произошли во внешнем облике дворян? Царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье». 3. Опишите крестьянский быт начала 18 в. Отметьте, как на него влияли происходившие в стране перемены. Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика. Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как-то обеспечить пищей свою семью, в которой зачастую было до 10 детей. Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной - похлебка, щи и мучные изделия. Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей. В крестьянской и городской среде известия о небывалых новшествах – «немецком» платье, отмене патриаршества, новых праздниках с участием женщин – воспринимались с осуждением, как нарушение старины и православного благочестия. 4. Что изменилось в жизни горожан в начале 18 в., а что осталось по-прежнему? После возвращения из «Великого посольства» Петр I самолично стриг бороды ближайшим боярам, вскоре последовали указы о громадном налоге на ношение бороды, запрещение носить длиннополое платье. Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое раньше, по Соборному уложению 1649 г. расценивалось как уголовное преступление. Резко разошлось с правилами «Домостроя» XVI в. оформление браков: смотрины были заменены обручением, запрещалось принуждение к браку. В 1714 г. был введен ценз грамотности жениха, без достижения определенного уровня образованности брак не допускался. Много внимания уделялось распространению в российском обществе европейских норм морали и этикета, обязательным становилось изучение «Юности честного зерцала» — свода правил общежития. Венцом политики насаждения европейских традиций стало появление в 1718г. указа царя о проведении «ассамблей» — вечеров публичного общения дворянства и наиболее знатных горожан. К участию в них в обязательном порядке привлекались женщины — завершалось вековое затворничество жен и дочерей на женской половине дома. Народные гуляния, представления и фейерверки по поводу побед Русского оружия стали средством мощного политического воздействия на городское население. Петр сам принимал участие в организации этих торжеств. Некоторые празднования приобрели регулярный характер. К их числу относится празднование нового года. С 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от «рождества Христова», как это было принято в большинстве стран Европы. С этого времени стала устанавливаться традиция отмечать это событие устройством елок и народных гуляний. 5. Какие товары, появившиеся в России при Петре 1, были неизвестны жителям страны раньше? Кофе, шелк, шляпы, парики, веера, шарфы, перчатки, зеркала, гравюры, шкафы-кабинеты для бумаг, табуреты. Учитель: Столь заметные новшества в быту коснулись главным образом высшего столичного слоя дворянства. Мало изменений наблюдается в среде провинциальных дворян и горожан. В очень слабой степени изменился и быт крестьянства. Перемены были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа. Поэтому в петровское время нередко происходили мятежи (Астраханское восстание, стрелецкий бунт, восстание К. Булавина). Цена за реформы была заплачена немалая, по некоторым данным в России при Петре погиб каждый десятый человек (из 14-17 млн. чел.). Яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекают внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе не без основания видели виновника всех бедствий. В целом все преобразования отражали как объективные потребности страны в приобщении ее к достижениям европейской цивилизации того времени, так и стремление самого Петра I резко отделить новую Россию XVIII в., которую он создавал и строил, от прежней России XVII в. | Опираясь на текст, ученики формулируют ответ. Ученики предлагают варианты ответов | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
Итак, можно ли считать, что безмерное увлечение всем иноземным являлось неизбежным в годы петровских преобразований? Могло ли быть по-иному? Своё мнение аргументируйте. Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для жителей современной России. Что из списка используете лично вы? | Учащиеся выполняют тест, самопроверку | Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П). Контроль и коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения (Р) |
V. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
Дайте характеристику Петру Первому П Е Т Р П Е Р В Ы Й Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д. VI Инструкция по выполнению дом. задания Параграф № 11 | Дают ответы. Ребята дают оценку своим знаниям. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |