СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение по темам « Имя числительное», «Местоимение».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку поможет преподавателям в подготовке к занятию по темам "Имя числительное" и "Местоимение".

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение по темам « Имя числительное», «Местоимение».»


Тема:     Повторение и обобщение по темам « Имя числительное», «Местоимение».



Вид занятия: лекция, практическое, комбинированное

Тип занятия:  усвоение новых знаний /формирование умений и навыков/ применение умений и навыков / обобщение, систематизация, закрепление знаний

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Цели занятия:

образовательная: сформировать у студентов целостное знание, умение их использовать, находить правильное решение;

развивающая: развитие рациональных приемов профессионального мышления; формировать умения и навыки самостоятельной работы;

воспитательная: формирование качества личности: коллективизма, инициативности, добросовестности, дисциплинированности, ответственности, сотрудничества.

Цели, как деятельность учеников.

Личностные:

осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные:

- анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, воспринимать и   вычленять нужную информацию на слух.

Предметные:

- анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества.

        Обеспечение занятия (средства обучения):

а) Учебные пособия: ______________________________________________

б) Раздаточный материал: ___________________________________________

в) Технические средства обучения: ___________________________________

г) Наглядные материалы: ___________________________________________

д) Литература:

Основная:____________________________________________________

Дополнительная: ______________________________________________

Ход занятия

Этапы урока

Учебный и организационный материал

I. Оргмомент.

(5 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Слово учителя

Создание проблемной ситуации. Формулировка темы урока и цели.

(5 мин.)
























II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

(15 мин.)

   Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли видеть их в столбцах газет и  журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра говорит с нами об очень многом: она знает, сколько в течение года открылось библиотек, школ, театров; сколько ребят учится в школе. Цифра, как беспристрастный свидетель, рассказывает о том, что в Санкт- Петербурге 245 мостов, что  скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около  200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за     сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает за день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

    Какую тему мы изучили? Сформулируйте тему сегодняшнего занятия и  цель.

      Эпиграф:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле

нужен

Ты с числительным будь дружен.

-  К концу урока вы должны согласиться или не согласиться с данным мнением.

  1. Повторение ( в парах)

   Что такое имя числительное?

  На какие разряды делится числительное по составу?

  (простые, составные, сложные).

   По значению? ( количественные, порядковые).

  1. Все ли слова, имеющие числовое значение, являются именами числительными?  Как отличить?

      Слуховой диктант:                                                                                                 

– Запишите номера, в которых указаны  имена числительные.

  1. десяток                                     6. пятерка      

  2. двойной                                    7. тройной                  

  3. удесятерить                              8. полтора                    

  4. десять                                        9. единственный

  5. удваивать                                 10. первый                  

Самопроверка

      Ответ: 4,8,10.

на полях ставим количество ошибок.

     2 задание: выбрать из данных числительных только количественные.

    Ответ: 4,8.

- на полях –количество ошибок

    Сделайте вывод о разрядах количественных числительных, приведите    примеры из выписанных числительных и приведите свои.

-пользуясь критериями, оцените себя:

     0 ошибок  - «5»

1-2 ошибки – « 4»

 3-4 ошибки – « 3»  

 Более 4 ошибок – «2»

III. Повторение и обобщение изученного по теме «Числительное»

(27 мин.)

    Самая  уязвимая тема при изучении количественных числительных –             склонение. Зачем нужно уметь правильно склонять числительные?

    Задание: Прочитать текст, числительные записать в тетрадь, поставив    их в нужную форму.

                                         О жизни растений.

   1 ряд: 1. Дуб живет 400 – 500 лет. Иногда – до 2 000 лет.

            2. Сосны живут до 350 – 400 лет, даже до 600 лет и достигают          

  30 – 45 метров высоты.

  2 ряд:    3 . Банан достигает высоты 6-7 метров, а бамбук – 40  

   метров.

                4. Мандарины - карликовые деревья. Даже 30-летние  

экземпляры не выше 3,5- 4,5 метров, но урожаи на них довольно обильные – до 5 000 – 7 000 тысяч плодов с одного дерева.

   3 ряд:  5. Бук и каштан существуют до 500 лет, ель – до 400, а береза    

  до 150 лет.

               6. 1/3 часть игловидных листьев сосен опадает и 1/3 –  

   вырастает

-  Обратите внимание, сколько дереву нужно расти, чтобы оно нас  

   радовало своим  величием. И не важно: большое это дерево или

      карликовое. Как нужно относиться к природе?

- Какая орфограмма встретилась вам при написании данных числительных? Сформулируйте.

- Разберите   числительные  по составу (по одному в каждом ряду).  

    Сделайте вывод о количестве окончаний в числительных.

- Определить роль    числительных в предложениях.    

( по одному в каждом ряду )  Сделайте вывод о роли количественных числительных  

    в предложении.

- Какие количественные числительные не употреблены в предложениях?  (полтора, полтораста).

    Расскажите об особенностях их склонения.

 

  1. Переменка

- Вы, наверное, устали. Проведем языковую разминку. Соревнование по рядам ( магнитики на доску)

    1 задание:  назвать  как можно больше произведений, в названиях которых встречается имя числительное.

     2 задание: подобрать к выражениям синонимичные фразеологизмы.

  Уравнивать всех -                                        стричь под одну гребенку;

Быть очень счастливым –                           на 7 небе;

Очень быстро что- то сделать  -                 в два счета;

   Может кончиться хорошо или плохо –     палка о двух концах;

   Очень просто –                                            как дважды - два;

  Весьма неопределенно –                             ни два ни полтора;

  Очень похожи –                                           как две капли воды;

  Не выходить из дому –                                сидеть в 4 стенах;

  Изнурять себя тяжелой работой –             работать до 7 пота.

IV. Развитие учебно­-языковых и правописных умений.

(5 мин.)

  Прослушайте небольшой рассказ и скажите, о каких свойствах числительных  идет речь.      

Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: « Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками».

- Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, - сказал брат.

Петя удивленно посмотрел на него:

- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

- Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…

Какую? Ответьте.

( об особенностях склонения собирательных числительных)

Задание: Данные предложения взяты из ученических работ. Все ли здесь правильно? Наведите порядок.

  1. Сестер у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью.

( Сестер у Пети только две, и обе окончили школу с золотой медалью.)

  1. Четверо студенток получают повышенную стипендию.

( Четыре студентки получают повышенную стипендию).

  1. Договор подписан обоими сторонами.

( Договор подписан обеими сторонами).

  1. У меня есть двое попугаев.

( У меня есть два попугая).

  1. Мы ехали пятеро дней.

( Мы ехали пять дней)

  1. Нас семь в одной квартире – вот так и живем.

          Нас семеро в одной квартире – вот так и живем).

  1. Продано пятьсот сорок трое санок.

( Продано 543 штуки санок. ИЛИ   Проданы санки в количестве 543  )

V. Итог темы.

(1,5 мин.)

– Назовите ключевые слова урока. (Количественные числительные, простые, сложные, составные.)

– Дайте к ним небольшой комментарий в любой удобной для вас форме.

- Сформулируйте ваше отношение к словам, взятым в качестве эпиграфа.

VI. Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»

(27 мин.)


 рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно,

 Наша группа

Друг друга

Чувствует и слышит.

- В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов. Назовите их.

-Какой частью речи они являются?

Какой второй теме будет посвящено наше занятие?

(Сообщение второй темы и цели занятия).

-Вспомним, что такое местоимение?

-На какие разряды делятся местоимения?

- А вот помните ли вы их и умеете отличать друг от друга, мы сейчас и проверим.


мы наши сколько

- На какие вопросы отвечают слова в этих

столбиках (в 1 столбике – кто? во 2 – какой? чьи? в 3 – сколько?)

- Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы?

1 группа местоимений заменяет имена существительные;

2 группа заменяет имена

прилагательные;

3 группа — числительные.

- Сделайте вывод, какие части речи

способны заменять местоимения.

Вывод (вывешивается на доску):

местоимения способны заменять

самостоятельные части речи, они

указывают на предметы, признаки и

количества, но не называют их.

Местоимения составляют очень малую часть всего словарного запаса русского языка – всего 0, 8%. Однако в речи они являются едва ли не самыми употребительными, помогая избегать неоправданных повторов одних и тех же слов и речевых ошибок.

Все ли в порядке? Попробуем отредактировать эти предложения.

Работа по развитию речи.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.

Я вытащил рыбу из корзины и передал ее отцу.

Он обиделся на их.

Они ждали него.

Данные местоимения поставьте в начальную форму.

ничего (ничто)                                  передо мной (я)

над собой (себя)                               с тобой (ты)

к ним (они)                                       к чему ? (что?)    

не к чему (нечего)                           никому (никто)

с кем ?(кто?)                                    никакого (никакой)

к вам(вы)                                          с нами ( мы)

кое с кем ( кое-кто)

Поставьте местоимения в нужном падеже, определите разряд.

подошел к (он)                              смотрел на (мы)

возвратился с (она)                       обрадовался (ты)

отвечал (кто-то)                            узнаю про (кто- нибудь)

поздравил (они)                            отдал (кто-либо)

смеялся над (себя)                        не скажу (никто)

проверьте себя по образцу.

подошел к нему (личн)                             смотрел на нас (личн)

возвратился с ней  (личн)                         обрадовался тебе (личн)

отвечал кому-то (неопр)                           узнаю про кого- нибудь (неопр)

поздравил их  (личн)                               отдал кому-либо (неопр)

смеялся над собой  (воврат)                      не скажу никому (отриц)

Давайте с вами повторим еще раз разряды местоимений.

- Послушайте предложения. Назовите в них местоимения и их разряд.

* О вас много говорят хорошего. (личн)

* В коридоре слышится чей-то голос.(неопр)

* Себя я тоже критикую. (возвр)

* Кто не выучил правило ? (вопрос)

* Свои вещи надо убирать в шкаф. (притяж)

*Студенты не знали, что занятие проводится в другом кабинете. (относ)

V11. Итог темы.

(1,5 мин.)

Заполним вместе таблицу:


Значение местоимения (разряды)

Примеры

Личные

(я, ты, мы, вы)

Возвратные

(себя)

Вопросительные

(кто?, что?)

Относительные

(кто, что, каков)

Неопределенные

(никто, нечто, кое-что)

Отрицательные

(никто, ничто, ничей)

Притяжательные

(мой, твой, наш)

Указательные

(тот, этот)

Определительные

(весь, самый, другой)


V111. Домашнее задание.

(3 мин.)

1.Объяснить значение:

      - Седьмая вода на киселе.

      - У семи нянек дитя без глазу.

      - Работал до седьмого пота.


2.Записать 6 пословиц и поговорок, в которых есть местоимения. Определить их разряд.









Преподаватель ____________________ /__Сатарина Л.А. _/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!