СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и закрепление знаний по теме "Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление и систематизация знаний о причастии, воспитание интереса к русскому языку и к его грамматическим формам

Просмотр содержимого документа
«Повторение и закрепление знаний по теме "Причастие"»

Тема: « Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс) .


Цели:

  1. Диагностика усвоения темы «Причастие».

  2. Орфографический и синтаксический повтор.

Задачи:


1.Воспитательные: воспитание интереса к языку и родной стране; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

2.Обучающие: обобщить изученный материал по причастию: закрепить знание теоретического материала; повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием; развивать умение правильно употреблять причастия в речи;

3. Развивающие: развивать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;

развивать творческие способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий; развивать словарный запас учащихся.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • формулирование познава­тельной цели, формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

  • формирование умения анализировать текст с целью выявления общих законов ,с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; умение доказывать.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, управление поведением парт­нера точностью выражать свои мысли (оценка действий партнера);

  • умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

  • самоопределение (мотивация учения);

  • умение находить ответ на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»

  • понимание значения русского языка в процессе получения образования, формирование стремления к речевому самосовершенствованию.



Регулятивные УУД:

  • формирование умения целеполагания (постановка учебной задачи), планирования, проведение рефлексии;

  • оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня ус­воения).

Межпредметные связи: русский язык, литература, живопись, музыка.

Цель межпредметных связей: быстро и глубоко приобщить обучающихся к знаниям материала урока.

Используемое оборудование и средства обучения:

-мультимедийный проектор;

-презентация;

карточки индивидуального опроса;

-учебник: «Русский язык.7 класс» (авторы учебника: М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова);

-рабочие тетради;

-репродукции картин русских художников, посвящённых осени , для создания эмоционального настроения (И.И.Левитан, В.Д.Поленов, И.С.Остроухов «Золотая осень»).

-запись музыки П. И. Чайковского «Времена года». «Ноябрь. На тройке».

Доска: число, тема.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, коллективная.

Методы обучения: словесно-наглядный , проблемно -поисковый, объяснительно-иллюстративный , устный, практический.

Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, творческие задания, практические упражнения.



Ход урока.


I.Организационный этап. (Приветствие. Эмоциональный настрой.)


-Здравствуйте ,ребята! Приветствую Вас, дорогие гости!

Так уж получилось, что изучение темы «Причастие» приходится на осенние дни. Осень в России – особенная пора. Одарив нас последним теплом «бабьего лета», она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Да, обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

Послушайте , как пишет об осени А.С. Пушкин :

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Ребята, я желаю вам сегодня на уроке быть организованными и активными! И пусть осень за окном не печалит вас, а радует!

У вас на рабочем столе два осенних листочка: желтый и зеленый .Покажите листок в соответствии со своим настроением .Желтый -радостное, зеленый-грустное.(В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.)
II. Постановка целей и задачей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.

Запишите в тетрадях число, тему урока:

«Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»». Сформулируйте цель нашего урока по опорным словам:

Мы должны:

1.Обобщить знания о причастии.

2.Повторить знаки препинания при причастном обороте, орфограммы в причастиях.

3. Наблюдать за употреблением причастий в речи.

4.Закрепить навыки выполнения морфологического разбора причастия.



III. Актуализация знаний.

Задание №1.


-Итак, в путь! Начнем урок с составления рассказа на лингвистическую тему «Причастие». Перед вами листы с незаконченной работой. Внесите, пожалуйста, свои дополнения.


ПРИЧАСТИЕ.

Причастие – это ___________часть речи, которая совмещает в себе признаки ________________ (____________) и признаки ________ (_____________).

Причастия образуются от _____________________с помощью специальных суффиксов:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причастия в предложении обычно бывают_______________________________ и отвечают на вопросы : .__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



При них часто находятся зависимые слова и образуют __________________________________________________________________, который может находиться как перед определяемым_________________, так и после него.

Если причастный оборот стоит перед ___________________________, то он _______________________________ запятой, если же он стоит после ________________слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и _________________________________________

Страдательные причастия имеют полную и _______________________________________формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли______________и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется _____________буква Н.

Проверьте, пожалуйста, работы друг у друга.

-Кто сегодня чувствует себя готовым на «5», на «4», «на «3» ?

(Проверка работы одного из учеников учителем).

IV. Обобщение и систематизация знаний.




Почитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? Определите границы причастного оборота во 2-м и 3-ем предложениях, объясните расстановку пропущенных знаков препинания. Выполните синтаксический разбор второго предложения, морфологический разбор выделенного в предложении слова.


1.В последние дни ноября, ещё не уступающего своих владений зиме, рано угасает день.

2. Часто за окном льет грустный дождь, подкрадывающийся безлунной и темной ночью.

3. По лужам, замутненным дождями, и по обнаженным скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень.

4.Березы, растрепанные сильным ветром, и липы, выстроившиеся в парковой аллее, выглядят одинокими и осиротевшими.

5.Завывающие ветра, моросящие и затяжные дожди, холодящие землю, - признаки приближающейся зимы.

-Ребята, давайте вспомним правописание Н и НН в СППВ и отглагольных прилагательных. (Устные ответы ребят).


Задание №3. (Объяснительный диктант. Проанализируйте слова. Спишите, обозначьте условия выбора Н и НН.

Обеспокое(н,нн)ые птицы, вспаха(н,нн)ое поле, затумане(н,нн)ые дали, позолоче(н,нн)ый лес, хоже(н,нн)ые тропинки, нежда(н,нн)ый морозец, развея(н,нн)ы по дорогам, увеша(н,нн)ые цветными листиками-фонариками, сорва(н,нн)ый лист, растрепа(н.нн)ая осина, невида(н,нн)ый багрянец,равни(н,нн)ый пейзаж,ветре(н,нна)я погода, коше(н,нн)ая трава, обнаже(н,нн)ые степи.


(У доски работают 2 человека, 2 других проверяют правильность выполнения заданий одноклассниками.)


-А теперь, ребята, расскажите мне о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями. (Устные ответы ребят).


Задание №4.Перед вами карточки с заданием. Раскройте скобки, устно указывая условия слитного или раздельного написания НЕ с причастиями.


(Не)смолкающий гул, (не)уснувшая река, до сих пор (не)потерявшая иголки лиственница, порыв ветра за окном (не)смолкаем; никем (не)замечаемые ягоды, (не)сгоревшие полностью краски осени; совершенно (не)закрапле(н,нн)ая листвой гладь озера, (не)греющие лучи солнца, (не)забываемое впечатление.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Подготовка к домашнему сочинению. Анализ текстов.

- Перед вами стихотворение М.Цветаевой:


Когда гляжу на летящие листья,

Слетающие на булыжный торец,

Сметаемые – как художника кистью,

Картину кончающего наконец,

Я думаю (уж никому не по нраву

Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид),

Что явственно желтый,

Решительно ржавый. Один такой лист на вершине – забыт



- Какова в нем роль причастий?

(Шипящие и глухие согласные в суффиксах причастий создают ощущение шороха, шелеста и шуршания.)


-Что может быть унылее серой пелены осеннего дождя, погасившего краски осени? Но и поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях, ощущаешь огромную свободу в осеннем лесу и все-таки со щемящей тоской наблюдаешь за тревожным движением листьев, их сиротливым дрожанием в ничем не нарушаемой осенней тишине. Послушайте, как пишет о тишине осени А.К.Толстой:


Начинается осень с особенной тишины. Такой , словно природа задумалась глубоко-глубоко. Даже поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придет ещё долго.

- Представьте, что эту осеннюю тишину пронизывает пронзительный крик журавлей.

(Стихотворение А.Жемчужникова читает ученик)


Сквозь вечерний туман, под небом стемневший,

Слышен крик журавлей все ясней и ясней…

Сердце к ним понеслось, издалека летевшим,

Из холодной страны, с обнаженных степей.

Сумрак, тоска, непогода и слякоть,

Вид угрюмых полей, вид печальной земли…

Перестаньте рыдать надо мной, журавли!

(А.Жемчужников).

Удивительную тишину осени можно изобразить не только словами, но и красками. Рассмотрим цветные репродукции картин

И . И.Левитана, В.Д.Поленова, И.С.Остроухова «Золотая осень».


От «Золотой осени» Поленова веет тишиной, но есть в этой тишине что-то настораживающее, тревожное. Но почему же? Ведь стройные березки, украшенные багрянцем и позолотой, будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет вдаль. Но плавное, медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени, скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, толпящиеся вокруг… Эта неравномерность движения, так ясно чувствующаяся в застывшей тишине, и рождает тревогу.

У Остроухова осень все еще золотая, но скрытая, тайная напряженность картины Поленова у Остроухова звучит резче. Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая золотая листва, побуревшая трава – и ясное голубое небо, так смело глядящее сквозь поредевшую листву.

Но праздник листьев недолог: медленно слетающие с деревьев, становятся они ласковым, шуршащим покрывалом земли.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Ребята, побудьте и вы теперь в роли художника .Составьте, пожалуйста, предложение с причастиями на тему «Золотая осень».

(Дети составляют и зачитывают свои предложения).


Рефлексия.


Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Вернемся к нашим осенним листьям…Покажите листок в соответствии со своим настроением .Напоминаю: желтый- радостное, зеленый-грустное.

VIII. Домашнее задание.


Используя материалы урока, напишите сочинение-описание на одну из предложенных тем:


1.«Как грустны сумрачные дни беззвучной осени и хладной!» (А. Фет)

2. «И в осени своя есть прелесть…» (П. Вяземский).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!