СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение изученного по теме «Причастие» (урок – игра)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение изученного по теме «Причастие»

(урок – игра)

Цели урока:

  1. привести в систему знания учащихся по данной теме, закрепить изученное;
  2. развивать навыки устной и письменной речи, память, внимание, мышление;
  3. воспитывать стремление достигать поставленной цели, любовь к родному языку, чутьё к слову.

Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного по теме «Причастие» (урок – игра)»

Повторение изученного по теме «Причастие»

(урок – игра)

Цели урока:

  1. привести в систему знания учащихся по данной теме, закрепить изученное;

  2. развивать навыки устной и письменной речи, память, внимание, мышление;

  3. воспитывать стремление достигать поставленной цели, любовь к родному языку, чутьё к слову.

Ход урока:

  1. Оформление тетрадей.

  2. Слово учителя.

Угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

О чём эта загадка?

(о причастии)

Да, говорить мы сегодня будем о причастии, большой и сложной теме, которую изучили. Итак, записываем в тетради тему урока: «Повторение по теме «Причастие».

Какие цели мы должны перед собой поставить?

Урок пройдёт в форме игры. В игре участвуют три команды.

Проверим, какая из команд лучше знает данную тему.

Ход игры:

  1. Разминка – «Что такое причастие?»

А умеете ли вы отличать причастие от других частей речи? Проверим!

  1. «Четвёртый лишний»

  1. Борющийся, дышащий, дышать, изучаемый.

  2. Желтеющий, желтизна, движимый, решённый.

  3. Весенний, шумевший, засеяны, покрытый.

На какие 4 группы делятся все причастия?

(действительные и страдательные, настоящего и прошедшего времени)

Выделите суффиксы и укажите, какие это причастия.

Что такое причастный оборот?

Как он обозначается схематически? Как выделяется?

  1. 2 .


Схемы записываются на доске и в тетрадях.

А сейчас проверим, умеете ли вы находить причастный оборот и выделять его знаками.

  1. Работа с карточкой

Задание: найти причастные обороты, расставить пропущенные знаки препинания.

а) Стремящийся обмануть других _ человек _ прежде всего обманывает себя.

б) Наука _ занимающаяся охраной природы _ называется экологией.

в) Кружащаяся под потолком сказочная птица _ напоминает о солнце.

г) Впереди уже видны были красные огоньки _ причудливо разбросанные на тёмных холмах.

д) Эти звучащие негромко _ голоса _ привлекли наше внимание.

е) В жухлой траве _ пожелтевшей от дождя и ветра _ осторожно подкрадываясь, к перелеску пробиралась лиса.

Очень часто, используя в своей речи причастия и причастные обороты, мы допускаем грубые ошибки.

  1. «

    доска

    Исправь ошибки».

  1. Дувший ветер с моря всё усиливался.

  2. Молчаливо стоят одетые берёзы листвой.

  3. Ученик напишущий диктант без ошибок получит высокую оценку.

(исправленные предложения записываются в тетрадь)

В теме «Причастие» мы познакомились ещё с одним очень важным правилом «Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов».

Давайте выполним его (таблица!)

  1. «Н или НН?» (сигнальные карточки)

Невиданный, израненный боец, раненый на фронте боец, крашеный пол, некрашеный стол, стены выкрашены, заасфальтированное шоссе, избалованный ребёнок, жареная рыба, рыба, жареная на масле, негаданный, сорванная ветка, книга прочитана.

Обосновать свой выбор!

  1. «Кроссворд». (Л. Г. Ларионова – стр. 30)


  1. Подвергшийся горению, обжиганию.

  2. Больной бешенством, взбесившийся.

  3. Подвергнутый белению, отбелке.

  4. Изготовленный посредством варки.

  5. Приготовленный вялением.

  6. Покрытый золотом.

Жжёный, бешеный, белёный, варёный, вяленый, золочёный.

  1. «Конкурс капитанов»

Вспомним правописание НЕ с причастиями (у доски, остальные – в тетради)

Негодующий взгляд

Не открытые, а закрытые двери

Уроки не выучены

Непрочитанный рассказ

Не тронутая другом книга

Невиданная картина

Непонятный вопрос

Трава не скошена

Не начатая, а законченная работа

Не успевающие по алгебре ученики

  1. «Орфоэпическая минутка»

Озлобленный, погрызенный, ободрённый, повторён, повторена, обобщённый, взята, создан, создана, изменена, приведены, начаты, начата, принята, приняты.

  1. « Итоговый тест» (М. В. Фёдорова – стр. 85, 1 вариант)

I. В каком словосочетании даны «прич. + сущ.»?

1) лаявшая собака;

2) волнистые волосы;

3) крикливый ребёнок;

4) солнечное утро.

I I. Найдите словосочетания «прич. + сущ.».

1) слышащийся шорох;

2) слышавший шорох;

3) построенный дом;

4) движущийся обоз.

I II. В каком причастии – ащ – , – ящ –?

1) пи .. щий человек;

2) се .. щийся дождик;

3) пен .. щийся поток;

4) кол .. щийся предмет.

I V. В каком причастии – ущ – , – ющ –?

1) леч .. щий врач;

2) служ .. щий чиновник;

3) тревож .. щий шёпот;

4) колыш .. щийся камыш.

V . В каком причастии – ем –?

1) колебл .. мый;

2) слыш .. мый;

3) множ .. мый.

VI. В каком слове Н?

1) отправле .. ые;

2) отправле .. ы;

3) Собра .. ые;

4) дли .. ый.

VII. Какие причастия пишутся с НЕ раздельно?

1) (не) отправленное письмо;

2) (не) отправленное мною;

3) (не) выполненное задание;

4) (не) замечена ошибка.

V III. В каком предложении есть , прич. + завис. сл.?

1) Мы вошли в лес освещённый осенним солнцем.

2) Расчищенная дорожка вела к морю.

Ответы:

1 – 1

2 – 2

3 – 3

4 – 4

5 – 1

6 – 2

7 – 2, 3

8 – 1

9 –

Подведение итогов.

Выявление лучших знатоков темы «Причастие».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!