Повторение изученного по теме «Причастие».
Эпиграф к уроку:
Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее. (И. А. Бунин)
План работы:
- Выполняем предложенные задания.
- «Собираем» причастия и причастные обороты, характеризующие в произведениях И. А. Бунина приметы родного края – сад, лес, поле, листву .
- Делаем вывод о роли причастий в художественном тексте.
Проверка домашнего задания
Задание: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие», представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица).
Примерный план ответа:
I . Причастие как часть речи:
1) Общее значение.
2) Признаки глагола у причастия.
3) Признаки прилагательного у причастия.
- Действительные и страдательные причастия.
- Склонение причастий.
- Образование причастий.
- Синтаксическая роль в предложении.
Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий .
- Я в холодный, обнаж _(н,нн)ый сад войду.
- А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ _й листвы.
- Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш _й листвы – и запах антоновских яблок.
- И небеса, и без границы в них уходящ _е поля.
- Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.
- Свернувш _еся и почерневш_е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.
- А лес стоит в оцепененье,
Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.
8. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворож _(н,нн)ый тишиной.
Словарная работа
Объясните значение слов: обнажённый, оцепененье, заворожённый.
Обнажённый – лишённый покрова, нагой.
Оцепенеть – стать неподвижным, замереть под влиянием какого – нибудь сильного чувства.
Заворожённый – очарованный, околдованный ворожбой.
Работа с эпиграфом
Вспомните, что называется причастным оборотом. Расскажите о пунктуации при причастных оборотах. Объясните расстановку запятых в предложении.
Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье , никогда ему не изменяющее.
Задание 2. В данных предложениях вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните написание причастий. Соотнесите номера предложений и их схемы.
- Тонко пахло сладким ароматом листвы
поджаре_ ой на солнце.
2) На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад
наполне __ый туманом.
3) Окрестные поля усе___ые копнами голы и
желты.
4) Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой.
5) Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.
Схемы:
1) прич. об.
2) , прич. об.
3) , прич. об. , …
опред. сл.
опред. сл.
опред. сл.
Задание 3. Выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно.
- Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.
- Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не)обозримые поля вокруг.
- Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.
- Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга.
- Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными.
- В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы.
- Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.
Задание 4. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах. Назовите картины русских художников, которые могут служить иллюстрациями к предложениям.
- Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль.
- Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах, сквозивших по лазури.
- Она видела колокольню, мелькавшую своей белизной, птиц , кружившихся над крестом, а потом улицу, выходящую в поле.
- Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, звучно откликался им.
6) Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши деревьев, - синее, огромное и удивительно нежное небо.
7) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз.
Картинная галерея
Картинная галерея
И. И. Левитан «Золотая осень»
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
И. И. Шишкин «Рожь»
Г. Г. Мясоедов «Косцы»
И. И. Левитан
«Весна. Большая вода»
И. И. Шишкин «Родник в лесу»
И. Э. Грабарь
«Февральская лазурь»
Проверь себя!
- Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль.
И. И. Шишкин «Рожь»
Проверь себя!
2) Прелестный, неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах, сквозивших на лазури.
И. И. Левитан
«Весна. Большая вода»
Проверь себя!
3) Она видела колокольню, мелькавшую своей белизной, птиц, кружившихся над крестом, а потом улицу, выходящую в поле.
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
Проверь себя!
4) Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
И. И. Шишкин «Родник в лесу»
Проверь себя!
5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, звучно откликался им.
Г. Г. Мясоедов «Косцы»
Проверь себя!
6) Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши деревьев, синее, огромное и удивительно нежное небо.
И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»
Проверь себя!
7) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз.
И. И. Левитан «Золотая осень»
Сделаем вывод!
Какую роль играют причастия в художественном тексте?
Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.
Задание 5. Восстановите предложения (можно пользоваться собранными материалами). Сравните полученный текст с авторским.
- Высоко полный месяц стоит
В небесах над туманной землёй,
Бледным светом леса серебрит,
______________________
Напоённые белою мглой.
- Ты ждала меня в вашем _______________ саду.
уже поредевшем
3) Крепко пахнет грибной сыростью, _____________ листьями и мокрой древесной корой.
перегнившими
4) На бугре, среди мокрой _________ листвы стояла изба.
гниющей
5) Ветер не унимался. Он волновал сад, нагонял зловещие космы пепельных облаков. Из такой трёпки сад выходил ____________________ _________
совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, и каким-то притихшим, смирившимся.
Подведём итоги урока!
Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я повторил(а) … .
- Сегодня на уроке я узнал(а) … .
- Свою работу на уроке я оцениваю на … .
Спасибо за работу на уроке!
При создании презентации использованы материалы Интернет – сайтов:
И. А. Бунин. Википедия — свободная энциклопедия
http://ru.wikipedia.org/wiki
Государственная Третьяковская Галерея
http://www.tretyakovgallery.ru
Иллюстрации, анимации http://images.yandex.ru
- I уровень- придумать небольшую весёлую историю, употребив причастия.;
- II уровень- Вспомнить названия книг, кинофильмов, спектаклей, в которых были бы употреблены причастия;