СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 5 классе. Повторение по теме "Фонетика" ,"Орфоэпия" (урок-обобщение)

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Фонетика. Орфоэпия" (5 класс)»

(Никишенко И.С. – 5 б класс, 11.11.2019 г.)

Тема. Повторение и обобщение знаний по фонетике, орфоэпии (5 класс)



Цель деятельности учителя: выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.



Тип урока: урок-обобщение



Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора; уметь производить фонетический разбор слов, орфоэпический анализ слова, текст и его основные характеристики.

метапредметные: рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.



Методы и формы обучения: наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.



Наглядно-демонстрационный материал: карточки с заданиями, оценочные листы, презентация.



Основные понятия: нормы русского литературного языка, орфограмма, пунктограмма, фонетика, орфоэпия, алфавит, звук, буква.















Структура урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1

2

3

4

5



Организационный момент.















Мотивация учебной деятельности.





Актуализация знаний.



Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я вижу, что у всех хорошее настроение, тогда начинаем наш урок! У каждого из вас на парте лежит индивидуальный лист учащегося, пожалуйста, подпишите его (Ф.И.) число.



Ребята, посмотрите на доску, что на ней изображено?

Да, вы правы, это кластер.

-А что такое кластер?

-Эта запись закончена? Нет.

-Давайте дополним. Но чтобы это сделать, вам что-то потребуется вспомнить.

-Подумайте, затем перенесите запись себе в тетрадь и закончите её.






















Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы, демонстрируют готовность к уроку.







Обдумывают услышанное, прогнозируют дальнейшие учебные действия.













































Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.



Целеполагание.



-Кто пойдёт к доске и закончит кластер?





-Молодцы, а теперь подумайте, ребята, и назовите тему нашего сегодняшнего урока.

-Каковы будут его цели?

-Чем мы будем заниматься на уроке? Какие поставим перед собой задачи?












Определяют тему урока как повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия.» формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.



Индивидуальная, групповая.




Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации.

Коммуникативные: высказывают своё мнение, обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга.



Обобщение и систематизация знаний.




Самостоятель-

ная работа с самопроверкой.



-Вспоминаем, что знаем по данной теме.





Итак, задание № 1: Соотнесите термин и определение (укажите стрелочками правильный ответ)


1. Фонетика

2. Гласные звуки

3. Согласные звуки

4. Орфоэпия

5. Ударный гласный

А. гласный, на который падает

ударение.

Б. звуки, которые образуются

с помощью голоса и шума.

В. наука о правилах

произношения

слов и постановки ударения.

Г. звуки, которые образуются

с помощью голоса.

Д. наука о звуках речи.





Соотносят термины и определения.



После выполнения проверить в паре.



Самостоятельная работа. Карточки



Индивидуальная




Личностные: осознание своих учебных возможностей.



Познавательные: применять полученные ранее знания.



Коммуникативные: с уверенностью и точностью полностью выражать свои мысли.



Включение в систему знаний, повторение.






- Проверим теорию

  • -Что изучает фонетика?

  • -С помощью чего мы звуки отображаем на письме?

  • -На какие 2 группы делятся все звуки речи?

  • -Из чего состоят гласные звуки?

  • -Назовите гласные звуки.

  • -Чем отличаются звонкие согласные от глухих?

  • -Назовите согласные, которые всегда звонкие.

  • -Какие согласные, которые не имеют пары по звонкости?

  • -Какие звуки всегда твёрдые?

  • -Какие звуки всегда мягкие?

  • -Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука?

  • -Какова вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я?




Лингвистический рассказ



Фронтальная.

Индивидуальная.



Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.



Применение знаний на практике.





















































Творческая практическая деятельность по реализации проблемного проекта.



Задание №2 (лист учащегося)

-Что общего в названиях изображённых предме -тов с точки зрения звукового состава?



Обсудите в паре со своим соседом (яблоко, юла, ёж, ёлка)

1 вариант     

2 вариант





Задание №3.

- Запишите в транскрипции эти слова

в своих листах.

–А теперь взаимопро- верка слов в паре.













Задание №4.

Работа с текстом (по вариантам)

- Прочитайте.

- Ребята, докажите, что это текст.

-   О ком он?

- Давайте выразительно прочтём его вслух.

(1 вариант)

-   Что это за произведе- ние? (1 вариант)


Раздаточный материал (Лист учащегося)


1 вариант

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.


Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую л..шадиные спины ша..ки изво..чиков.

    Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.


2 вариант

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Мы ждали з … му, и вот она пришла.

С вечера з … мля деревья в саду и крыши соседних д … мов были тёмными. Вдруг поз … но вечером вместе с д… ждём посыпались на з … млю большие сн … жинки. За ночь сне … укрыл всё вокруг к утру небо раз…яснилось. Зима, воскликнули мы, когда посм … трели в окно.

Первое зимнее утро - праз…ник з … мли.




Отвечают на проблемный вопрос, обсудив в паре.



Звуков больше, чем букв, т.к. буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова.























Оцените работу соседа



Фронтальная.









Работа в парах, индивидуальная.





















Работа в парах



























Индивидуаль-ная работа.

Фронтальная.




Познавательные: применение изученных знаний на практике.

Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Личностные: осваивают новые виды деятельности.



















Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации.

Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль,самокоррекция, оценка своего действия и действия партнёра).







Познавательные: применение полученных знаний на практике.

Личностные: осознание своих учебных возможностей.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Физкульт-минутка.

Упражнение для глаз.

Посмотрите за окно и обратите внимание на небо. Закройте глаза, представьте то небо, которое только что видели за окном.

Теперь мысленно нарисуйте облако и проследите путь снежинок до земли.

Упражнения для рук, ног.

Руки вверх, руки вниз.

На носочки становись.

Руки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

Все себя мы обнимаем.

Никогда не замерзаем.

Выполняют действия по словам учителя.

Групповая

Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.



Работа у доски.











Творческая практическая деятельность по реализации проблемного проекта.

Задание №5

А) - Фонетический разбор слов: ёлка, яблоко у доски 2 учащихся.





Б) – Пока ребята заняты, мы с вами тоже поработаем.

Загадка:

Черные, кривые,

В одиночку все немые.

Встанут в ряд –

Сейчас заговорят. (буквы)



-Как называются буквы, стоящие в определённом порядке?

-Сколько гласных? Сколько согласных? ----



Какие буквы не имеют звуков?

Расположи слова по алфавиту.Проверь себя.

Стол, аист, тетра_ь, билет, ...бор, тарелка, ягода, август, ясли, бере...

В) Проверяем правильность фонетического разбора на доске.



Выполняют самостоятельно задание. После выполнения сравнить и исправить ошибки.



Отвечают на вопросы.







Алфавит.



В русском алфавите 10 гласных букв, 21 согласная, Ь и Ъ знаки, не имеющие звуков.

Август, аист, берег, билет,

сбор, стол, тарелка, тетрадь,

ягода, ясли.



Индивидуальная.











Работа в парах.




























Познавательные: применение полученных знаний на практике.

Личностные: осознание своих учебных возможностей. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний.



Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации.

Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия и действия партнёра).



Личностные: осознание своих учебных возможностей.

Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.










































Расставить ударения в словах:



Баловать, добыча, договор, документ, звонит, каталог,

квартал, километр, красивее, кухонный,

сантиметр, статуя, свекла, щавель.



















- Ребята, а напомните мне, пожалуйста, а какой раздел языка помог нам сейчас выполнить это задание.

- Кто может на доске записать это определение в виде кластера? А остальные выполняют в своих тетрадях.


Расставляют ударения в словах. Проверка выполненно-го задания.

Баловать, добыча, договор, документ, звонит, каталог,

квартал, километр, красивее, кухонный,

сантиметр, статуя, свёкла, щавель.

Да, конечно, Орфоэпия.





Орфоэпия



Произно-

шение ударение






Работа в парах.



























Фронтальная









Индивидуальная


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; использование ранее изученного.

Личностные: осознание своих учебных возможностей.

Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия и действия партнёра).













Познавательные: применение полученных знаний на практике.

Личностные: осознание своих учебных возможностей.


Рефлексия.

Дополни фразу:

Сегодня на уроке мы повторили…

Сегодня на уроке мне было…

Особенно мне понравилось…

Затруднения вызвали задания…

Легко справились с заданиями…

Необходимо повторить…

Дополняют фразы, анализируя свою работу на уроке.

Фронтальная, индивидуальная.




Регулятивные: оценива-ют свою деятельность на уроке .

Личностные: выражают личное отношение к происходящему на уроке, объективно оценивают результаты своей деятельности.

Выставление оценок.









Домашнее задание (дифферинцированное)

Придумать и записать в тетрадь своё продолже- ние истории Каштанки – на «5»

Упр. … - на «4»

Упр… (списать, вставить пропущенные буквы) - на «3»

Рисуют на оценочном листе себя на ступеньке. Таким образом оценивают себя.

Запись в дневник.

Индивидуальная

Личностные:

объективно оценивают результаты своей деятельности.









Рабочий лист учащегося (вариант 1)

Фамилия Имя____________________________________________ Дата____________________

Тема __________________________________________________________________________________

Задание № 1: Соотнесите термин и определение (укажите стрелочками правильный ответ)

1. Фонетика


А. гласный, на который падает ударение.

2. Гласные звуки


Б. звуки, которые образуются с помощью голоса и шума.

3. Согласные звуки


В. наука о правилах произношения слов и постановки ударения.

4. Орфоэпия


Г. звуки, которые образуются с помощью голоса.

5. Ударный гласный


Д. наука о звуках речи.

Задание №2

-Что общего в названиях изображённых предметов с точки зрения звукового состава? Обсудите в паре со своим соседом (яблоко, юла).

    

Задание №3. - Запишите в транскрипции эти слова в своих листах. Обменяйтесь ответами с соседом и проверьте правильность записи.

Задание №4. Работа с текстом (по вариантам) – Прочитайте, докажите, что это текст. О ком он?

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую л..шадиные спины ша..ки изво..чиков.

    Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

Задание № 5 б. Расположите слова по алфавиту. Проверь себя. Стол, аист, тетра_ь, билет, ...бор, тарелка, ягода, август, ясли, бере...

Задание №6. Расставьте ударение в словах:

баловать, добыча, договор, документ, звонит, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, сантиметр, статуя, свекла, щавель.

Итог урока. Нарисуйте на оценочном листе себя на ступеньке, оценив свои знания по темам


Рабочий лист учащегося (вариант 2)

Фамилия Имя_____________________________________________ Дата____________________

Тема __________________________________________________________________________________

Задание № 1: Соотнесите термин и определение (укажите стрелочками правильный ответ)

1. Фонетика


А. гласный, на который падает ударение.

2. Гласные звуки


Б. звуки, которые образуются с помощью голоса и шума.

3. Согласные звуки


В. наука о правилах произношения слов и постановки ударения.

4. Орфоэпия


Г. звуки, которые образуются с помощью голоса.

5. Ударный гласный


Д. наука о звуках речи.

Задание №2

-Что общего в названиях изображённых предметов с точки зрения звукового состава? Обсудите в паре со своим соседом (ёж, ёлка)


Задание №3. - Запишите в транскрипции эти слова в своих листах. Обменяйтесь ответами с соседом и проверьте правильность записи.

Задание №4. Работа с текстом (по вариантам). Прочитайте, докажите, что это текст.  О чём он?

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Мы ждали з … му, и вот она пришла.

С вечера з … мля деревья в саду и крыши соседних д … мов были тёмными. Вдруг поз … но вечером вместе с д… ждём посыпались на з … млю большие сн … жинки. За ночь сне … укрыл всё вокруг к утру небо раз…яснилось. Зима, воскликнули мы, когда посм … трели в окно.

Первое зимнее утро - праз…ник з … мли.


Задание 5 б. Расположите слова по алфавиту. Проверь себя. Стол, аист, тетра_ь, билет, ...бор, тарелка, ягода, август, ясли, бере...


Задание №6. Расставьте ударение в словах:

баловать, добыча, договор, документ, звонит, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, сантиметр, статуя, свекла, щавель.

Итог урока. Нарисуйте на оценочном листе себя на ступеньке, оценив свои знания по темам



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!