(Никишенко И.С. – 5 б класс, 11.11.2019 г.)
Тема. Повторение и обобщение знаний по фонетике, орфоэпии (5 класс)
Цель деятельности учителя: выявить степень владения учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями по изученному материалу; развивать мышление учащихся; формировать у них умение анализировать свои учебные действия, выделять главное.
Тип урока: урок-обобщение
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора; уметь производить фонетический разбор слов, орфоэпический анализ слова, текст и его основные характеристики.
метапредметные: рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: карточки с заданиями, оценочные листы, презентация.
Основные понятия: нормы русского литературного языка, орфограмма, пунктограмма, фонетика, орфоэпия, алфавит, звук, буква.
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний. | Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я вижу, что у всех хорошее настроение, тогда начинаем наш урок! У каждого из вас на парте лежит индивидуальный лист учащегося, пожалуйста, подпишите его (Ф.И.) число. Ребята, посмотрите на доску, что на ней изображено? Да, вы правы, это кластер. -А что такое кластер? -Эта запись закончена? Нет. -Давайте дополним. Но чтобы это сделать, вам что-то потребуется вспомнить. -Подумайте, затем перенесите запись себе в тетрадь и закончите её. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы, демонстрируют готовность к уроку. Обдумывают услышанное, прогнозируют дальнейшие учебные действия. | | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. |
Целеполагание. | -Кто пойдёт к доске и закончит кластер? -Молодцы, а теперь подумайте, ребята, и назовите тему нашего сегодняшнего урока. -Каковы будут его цели? -Чем мы будем заниматься на уроке? Какие поставим перед собой задачи? | Определяют тему урока как повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия.» формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. | Индивидуальная, групповая. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации. Коммуникативные: высказывают своё мнение, обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга. |
Обобщение и систематизация знаний. Самостоятель- ная работа с самопроверкой. | -Вспоминаем, что знаем по данной теме. Итак, задание № 1: Соотнесите термин и определение (укажите стрелочками правильный ответ) 1. Фонетика 2. Гласные звуки 3. Согласные звуки 4. Орфоэпия 5. Ударный гласный А. гласный, на который падает ударение. Б. звуки, которые образуются с помощью голоса и шума. В. наука о правилах произношения слов и постановки ударения. Г. звуки, которые образуются с помощью голоса. Д. наука о звуках речи. | Соотносят термины и определения. После выполнения проверить в паре. | Самостоятельная работа. Карточки Индивидуальная | Личностные: осознание своих учебных возможностей. Познавательные: применять полученные ранее знания. Коммуникативные: с уверенностью и точностью полностью выражать свои мысли. |
Включение в систему знаний, повторение. | - Проверим теорию -Что изучает фонетика? -С помощью чего мы звуки отображаем на письме? -На какие 2 группы делятся все звуки речи? -Из чего состоят гласные звуки? -Назовите гласные звуки. -Чем отличаются звонкие согласные от глухих? -Назовите согласные, которые всегда звонкие. -Какие согласные, которые не имеют пары по звонкости? -Какие звуки всегда твёрдые? -Какие звуки всегда мягкие? -Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука? -Какова вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я? | Лингвистический рассказ | Фронтальная. Индивидуальная. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. |
Применение знаний на практике. Творческая практическая деятельность по реализации проблемного проекта. | Задание №2 (лист учащегося) -Что общего в названиях изображённых предме -тов с точки зрения звукового состава? Обсудите в паре со своим соседом (яблоко, юла, ёж, ёлка) 1 вариант 2 вариант Задание №3. - Запишите в транскрипции эти слова в своих листах. –А теперь взаимопро- верка слов в паре. Задание №4. Работа с текстом (по вариантам) - Прочитайте. - Ребята, докажите, что это текст. - О ком он? - Давайте выразительно прочтём его вслух. (1 вариант) - Что это за произведе- ние? (1 вариант) Раздаточный материал (Лист учащегося) 1 вариант Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую л..шадиные спины ша..ки изво..чиков. Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать. 2 вариант Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Мы ждали з … му, и вот она пришла. С вечера з … мля деревья в саду и крыши соседних д … мов были тёмными. Вдруг поз … но вечером вместе с д… ждём посыпались на з … млю большие сн … жинки. За ночь сне … укрыл всё вокруг к утру небо раз…яснилось. Зима, воскликнули мы, когда посм … трели в окно. Первое зимнее утро - праз…ник з … мли. | Отвечают на проблемный вопрос, обсудив в паре. Звуков больше, чем букв, т.к. буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова. Оцените работу соседа | Фронтальная. Работа в парах, индивидуальная. Работа в парах Индивидуаль-ная работа. Фронтальная. | Познавательные: применение изученных знаний на практике. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Личностные: осваивают новые виды деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль,самокоррекция, оценка своего действия и действия партнёра). Познавательные: применение полученных знаний на практике. Личностные: осознание своих учебных возможностей. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний. |
Физкульт-минутка. | Упражнение для глаз. Посмотрите за окно и обратите внимание на небо. Закройте глаза, представьте то небо, которое только что видели за окном. Теперь мысленно нарисуйте облако и проследите путь снежинок до земли. Упражнения для рук, ног. Руки вверх, руки вниз. На носочки становись. Руки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. Все себя мы обнимаем. Никогда не замерзаем. | Выполняют действия по словам учителя. | Групповая | Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. |
Работа у доски. Творческая практическая деятельность по реализации проблемного проекта. | Задание №5 А) - Фонетический разбор слов: ёлка, яблоко у доски 2 учащихся. Б) – Пока ребята заняты, мы с вами тоже поработаем. Загадка: Черные, кривые, В одиночку все немые. Встанут в ряд – Сейчас заговорят. (буквы) -Как называются буквы, стоящие в определённом порядке? -Сколько гласных? Сколько согласных? ---- Какие буквы не имеют звуков? Расположи слова по алфавиту.Проверь себя. Стол, аист, тетра_ь, билет, ...бор, тарелка, ягода, август, ясли, бере... В) Проверяем правильность фонетического разбора на доске. | Выполняют самостоятельно задание. После выполнения сравнить и исправить ошибки. Отвечают на вопросы. Алфавит. В русском алфавите 10 гласных букв, 21 согласная, Ь и Ъ знаки, не имеющие звуков. Август, аист, берег, билет, сбор, стол, тарелка, тетрадь, ягода, ясли. | Индивидуальная. Работа в парах. | Познавательные: применение полученных знаний на практике. Личностные: осознание своих учебных возможностей. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия и действия партнёра). Личностные: осознание своих учебных возможностей. |
Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону. | Расставить ударения в словах: Баловать, добыча, договор, документ, звонит, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, сантиметр, статуя, свекла, щавель. - Ребята, а напомните мне, пожалуйста, а какой раздел языка помог нам сейчас выполнить это задание. - Кто может на доске записать это определение в виде кластера? А остальные выполняют в своих тетрадях. | Расставляют ударения в словах. Проверка выполненно-го задания. Баловать, добыча, договор, документ, звонит, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, сантиметр, статуя, свёкла, щавель. Да, конечно, Орфоэпия. Орфоэпия Произно- шение ударение | Работа в парах. Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; использование ранее изученного. Личностные: осознание своих учебных возможностей. Коммуникативные: управляют своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия и действия партнёра). Познавательные: применение полученных знаний на практике. Личностные: осознание своих учебных возможностей. |
Рефлексия. | Дополни фразу: Сегодня на уроке мы повторили… Сегодня на уроке мне было… Особенно мне понравилось… Затруднения вызвали задания… Легко справились с заданиями… Необходимо повторить… | Дополняют фразы, анализируя свою работу на уроке. | Фронтальная, индивидуальная. | Регулятивные: оценива-ют свою деятельность на уроке . Личностные: выражают личное отношение к происходящему на уроке, объективно оценивают результаты своей деятельности. |
Выставление оценок. Домашнее задание (дифферинцированное) | Придумать и записать в тетрадь своё продолже- ние истории Каштанки – на «5» Упр. … - на «4» Упр… (списать, вставить пропущенные буквы) - на «3» | Рисуют на оценочном листе себя на ступеньке. Таким образом оценивают себя. Запись в дневник. | Индивидуальная | Личностные: объективно оценивают результаты своей деятельности. |
Рабочий лист учащегося (вариант 1)
Фамилия Имя____________________________________________ Дата____________________
Тема __________________________________________________________________________________
Задание № 1: Соотнесите термин и определение (укажите стрелочками правильный ответ)
1. Фонетика | А. гласный, на который падает ударение. |
2. Гласные звуки | Б. звуки, которые образуются с помощью голоса и шума. |
3. Согласные звуки | В. наука о правилах произношения слов и постановки ударения. |
4. Орфоэпия | Г. звуки, которые образуются с помощью голоса. |
5. Ударный гласный | Д. наука о звуках речи. |
Задание №2
-Что общего в названиях изображённых предметов с точки зрения звукового состава? Обсудите в паре со своим соседом (яблоко, юла).
Задание №3. - Запишите в транскрипции эти слова в своих листах. Обменяйтесь ответами с соседом и проверьте правильность записи.
Задание №4. Работа с текстом (по вариантам) – Прочитайте, докажите, что это текст. О ком он?
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую л..шадиные спины ша..ки изво..чиков.
Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.
Задание № 5 б. Расположите слова по алфавиту. Проверь себя. Стол, аист, тетра_ь, билет, ...бор, тарелка, ягода, август, ясли, бере...
Задание №6. Расставьте ударение в словах:
баловать, добыча, договор, документ, звонит, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, сантиметр, статуя, свекла, щавель.
Итог урока. Нарисуйте на оценочном листе себя на ступеньке, оценив свои знания по темам
Рабочий лист учащегося (вариант 2)
Фамилия Имя_____________________________________________ Дата____________________
Тема __________________________________________________________________________________
Задание № 1: Соотнесите термин и определение (укажите стрелочками правильный ответ)
1. Фонетика | А. гласный, на который падает ударение. |
2. Гласные звуки | Б. звуки, которые образуются с помощью голоса и шума. |
3. Согласные звуки | В. наука о правилах произношения слов и постановки ударения. |
4. Орфоэпия | Г. звуки, которые образуются с помощью голоса. |
5. Ударный гласный | Д. наука о звуках речи. |
Задание №2
-Что общего в названиях изображённых предметов с точки зрения звукового состава? Обсудите в паре со своим соседом (ёж, ёлка)
Задание №3. - Запишите в транскрипции эти слова в своих листах. Обменяйтесь ответами с соседом и проверьте правильность записи.
Задание №4. Работа с текстом (по вариантам). Прочитайте, докажите, что это текст. О чём он?
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Мы ждали з … му, и вот она пришла.
С вечера з … мля деревья в саду и крыши соседних д … мов были тёмными. Вдруг поз … но вечером вместе с д… ждём посыпались на з … млю большие сн … жинки. За ночь сне … укрыл всё вокруг к утру небо раз…яснилось. Зима, воскликнули мы, когда посм … трели в окно.
Первое зимнее утро - праз…ник з … мли.
Задание № 5 б. Расположите слова по алфавиту. Проверь себя. Стол, аист, тетра_ь, билет, ...бор, тарелка, ягода, август, ясли, бере...
Задание №6. Расставьте ударение в словах:
баловать, добыча, договор, документ, звонит, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, сантиметр, статуя, свекла, щавель.
Итог урока. Нарисуйте на оценочном листе себя на ступеньке, оценив свои знания по темам