СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме «Глагол»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме «Глагол»»

Предмет, класс: русский язык , 6 класс

Ф.И.О. педагога: Митюшкина Т.В.

Тема урока: Повторение по теме «Глагол»

Цель деятельности учителя: создать условия для обобщения, систематизации и углубления полученных знаний по теме «Глагол» (морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы).

Педагогические задачи: способствовать формированию умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения, культуры учебного труда, развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся (анализа, синтеза, обобщения), навыков самооценки, взаимооценки, речи; содействовать воспитанию чувства ответственности, товарищества, взаимовыручки, уважительного отношения к живой природе.

Цели урока: образовательная: актуализировать и систематизировать знания о глаголе, обучать применению знаний в практической деятельности.

Развивающая: продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте.

Воспитательная: воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку.

Тип урока: урок систематизации знаний

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать характеристики глагола, уметь различать безличные и личные глаголы, уметь определять части речи

Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на метапредметном уровне

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Формы работы обучающихся: в парах, групповая, индивидуальная, фронтальная.

УМК: учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская и др. -. - М.: Просвещение, 2016)

Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, садитесь. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

II. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

- Ребята, я хочу рассказать вам притчу.

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и ты узнаешь что- то новое».

Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он всё же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: « Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?».

- Ребята, как вы поняли надпись на камне?

- Давайте попробуем, исходя из надписи на обратной стороне камня, сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

- Запишите в тетради дату и тему урока.

-В свете заявленной темы, что нам предстоит сделать? (Обобщить всё, что мы знаем о глаголе как части речи)

-О глаголе мы узнали многое, нам осталось лишь подвести итог изучению данной темы и систематизировать наши знания о глаголе.

- Перед вами несколько целей урока. Выберите только те, которые подходят для нашего занятия.

  • повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;

  • написать контрольный диктант;

  • воспитывать культуру речи;

  • применять полученные знания в практической деятельности;

  • познакомиться с морфологическими признаками глагола.

III Актуализация опорных знаний

а) -Знаете ли вы, что… По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить

б) - К сожалению, мы не часто слышим речь, в которой соблюдаются орфоэпические нормы. Глаголы нужно уметь употреблять в речи, тем более что этот навык вам пригодится при сдаче экзамена в 11 классе. Поэтому начнём мы урок с орфоэпического диктанта. Задание, которое мы будем выполнять, позволит повысить уровень речевой культуры.

Орфоэпический диктант.

(Задание: списать с доски глаголы, поставив ударение. Приготовиться к проверке.)
ЗвонИт, звонЯт, баловАть, балУю, премировАть, создалА, положИл, повторИт, понялА, формировАть, копИровать.

IV. Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята, для того чтобы систематизировать знания о глаголе, я предлагаю составить кластер.

1. Кластер. (На доске ключевое слово урока - глагол. Задание: подобрать слова, при помощи которых можно рассказать о глаголе) Строим кластер

2. А теперь представьте, что вы глагол и, опираясь на кластер, расскажите о глаголе от 1 лица.

V. Выполнение тренировочных упражнений на повторение

- С теоретической частью вы справились хорошо, но теория без практики ничто. Переходим к практическим заданиям.

Задание № 1. Работа с текстом. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Ваша задача: вписать глаголы в таблицу и разобрать их (у каждого ученика есть карточка и таблица; выполняют сначала самостоятельно, затем проверяют по ключу)

Дуб и ветер.

Могучий дуб рос на высокой горе. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Сила его в том, что он в землю родную врос. 

Ключ:

глагол

вид

спряжение

возвратность

наклонение

число

род

время

 Рос

 НВ

 I

 

 Изъяв.

 Ед.

 Муж.

 Прош.

 Налетел

 СВ

 II

 

 Изъяв.

 Ед.

 Муж.

 Прош

 Дунул

 СВ

 I

 

 Изъяв.

 Ед.

 Муж.

 Прош.

 Старался

 НВ

 I

 Возвр.

 Изъяв.

 Ед.

 Муж.

 Прош.

 Пригнуть

  СВ

 I

 

 

 

 

 

 Стоит

 НВ

 II

 

 Изъяв.

 Ед.

 Муж.

 Наст.

 Смеется

 НВ

 I

 Возвр.

 Изъяв.

 Ед.

 Муж.

 Наст.

 Врос

 СВ

 I

 

 Изъяв.

 Ед.

 Муж.

 Прош.


Задание № 2. Работа в парах.

 Из предложений выбрать и записать глаголы (I пара) изъявительного, (II пара) условного, (III пара) повелительного наклонений. Приготовиться к проверке по ключу.

1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
2) Без смелости не возьмёшь и крепости.
3) Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
4) Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
5) Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля.

  • Ключ:

Изъявительное

Повелительное

Условное

Не возьмешь, не послушался, не шутит

Возьми, вырежи, научи, носи

Наградила бы, уступил бы


Задание № 3. Прием «Верю – не верю» с последующей самопроверкой по ключу.

1) Тропинка бежит в гору.

- Я утверждаю, что глагол в предложении непереходный, разноспрягаемый

2) Мужество рождается в борьбе.

-Я утверждаю, что глагол переходный, невозвратный

3) Красота спасет мир.

-Я утверждаю, что глагол непереходный, безличный

4) Запахло лесом и сосной.

-Я утверждаю, что глагол безличный, непереходный.

Ключ: верю, не верю, не верю, верю.


Задание № 4. Морфологический разбор. Работа в группах (эстафета)

Выполните морфологический разбор 1 группа - рождается, 2 группа - спасёт

1) Мужество рождается в борьбе.

2) Красота спасет мир.

Физкультминутка.

-Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

А глаголы вы считали?

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

- Ребята, а вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в этом шуточном стихотворении. (повелительного)


Задание № 5. Игра «Третий лишний» (Найдите лишнее и объясните, почему вы так решили).

Сделал бы, не успел бы, сделай-ка (наклонение)

Пойдете, увидим, отдала. (время)

Бросить, мыть, закончить. (вид)

Лечить, брить, стелить (спряжение)

Отплясывать, высчитывать, танцевать (по суффиксу)

-Какую орфограмму мы вспомнили? (Правописание гласных в суффиксах глаголов)


Задание № 6. Игра «Найди отличия»

- Представьте, что вы участники олимпиады по русскому языку. Даю вам олимпиадное задание. Перед вами предложения с одинаковыми на первый взгляд глаголами. Попробуйте найти отличия.

  1. Докаж…те, что учиться необходимо.

  2. Как вы это докаж..те?

(Отличия: 1. Ударение 2. Наклонение 3. Правописание: И и Е 4. Морфемный состав)


Задание № 7. Исправьте ошибки в образовании форм глаголов.

1. Он всегда ложит локти на стол. (кладёт)
2. Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.(хочет)
3. Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях. (одержу победу или стану победителем)

Задание № 8. Прием «Лови ошибку».

1.Ты небоишся взрыва? 2. Над товарищем смеятся некрасиво. 3. Ты должен преследывать противника. 4. Ты хорошо пишишь по-русски. 5. Неломай каравай, а ножом реж да еш.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

- Какова роль глагола в жизни человека? (Ежедневно мы употребляем в своей речи тысячи слов, большую часть которых составляет глагол. Грамотный человек всегда пользовался, пользуется и будет пользоваться уважением. Глагол – наиболее часто употребляемая часть речи. Всякий текст содержит глагол, поэтому правописание глагола обеспечит успех в любом деле: от написания письма другу до составления юридического документа).

- Вы сегодня многое вспомнили о глаголе. Завершая нашу работу, давайте напишем синквейн.

Н-р:

 Глагол. 

 Выразительный, удивительный.

 Называет, восхищает, радует. 

 Передает красоту окружающего мира.

 Движение.

Самооценка

Оцените себя:

Принимал активное участие во всех видах работы- 5

Принимал участие в большей части предложенных видов работы-4

Принимал участие в некоторых видах работы-3

Не принимал участие ни в одном виде работы-2

VII. Домашнее задание: Сочинить сказку о глаголе по данному началу «Жил-был Глагол» или «Три брата» ( о наклонениях глагола)

или

 упр. 589 (по заданию)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!