Предмет, класс: русский язык , 6 класс
Ф.И.О. педагога: Митюшкина Т.В.
Тема урока: Повторение по теме «Глагол»
Цель деятельности учителя: создать условия для обобщения, систематизации и углубления полученных знаний по теме «Глагол» (морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы).
Педагогические задачи: способствовать формированию умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения, культуры учебного труда, развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся (анализа, синтеза, обобщения), навыков самооценки, взаимооценки, речи; содействовать воспитанию чувства ответственности, товарищества, взаимовыручки, уважительного отношения к живой природе.
Цели урока: образовательная: актуализировать и систематизировать знания о глаголе, обучать применению знаний в практической деятельности.
Развивающая: продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте.
Воспитательная: воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку.
Тип урока: урок систематизации знаний
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать характеристики глагола, уметь различать безличные и личные глаголы, уметь определять части речи
Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на метапредметном уровне
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Формы работы обучающихся: в парах, групповая, индивидуальная, фронтальная.
УМК: учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская и др. -. - М.: Просвещение, 2016)
Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, садитесь. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.
II. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.
- Ребята, я хочу рассказать вам притчу.
Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и ты узнаешь что- то новое».
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он всё же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: « Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?».
- Ребята, как вы поняли надпись на камне?
- Давайте попробуем, исходя из надписи на обратной стороне камня, сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
- Запишите в тетради дату и тему урока.
-В свете заявленной темы, что нам предстоит сделать? (Обобщить всё, что мы знаем о глаголе как части речи)
-О глаголе мы узнали многое, нам осталось лишь подвести итог изучению данной темы и систематизировать наши знания о глаголе.
- Перед вами несколько целей урока. Выберите только те, которые подходят для нашего занятия.
повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;
написать контрольный диктант;
воспитывать культуру речи;
применять полученные знания в практической деятельности;
познакомиться с морфологическими признаками глагола.
III Актуализация опорных знаний
а) -Знаете ли вы, что… По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить
б) - К сожалению, мы не часто слышим речь, в которой соблюдаются орфоэпические нормы. Глаголы нужно уметь употреблять в речи, тем более что этот навык вам пригодится при сдаче экзамена в 11 классе. Поэтому начнём мы урок с орфоэпического диктанта. Задание, которое мы будем выполнять, позволит повысить уровень речевой культуры.
Орфоэпический диктант.
(Задание: списать с доски глаголы, поставив ударение. Приготовиться к проверке.)
ЗвонИт, звонЯт, баловАть, балУю, премировАть, создалА, положИл, повторИт, понялА, формировАть, копИровать.
IV. Включение в систему знаний и повторение.
-Ребята, для того чтобы систематизировать знания о глаголе, я предлагаю составить кластер.
1. Кластер. (На доске ключевое слово урока - глагол. Задание: подобрать слова, при помощи которых можно рассказать о глаголе) Строим кластер
2. А теперь представьте, что вы глагол и, опираясь на кластер, расскажите о глаголе от 1 лица.
V. Выполнение тренировочных упражнений на повторение
- С теоретической частью вы справились хорошо, но теория без практики ничто. Переходим к практическим заданиям.
Задание № 1. Работа с текстом. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Ваша задача: вписать глаголы в таблицу и разобрать их (у каждого ученика есть карточка и таблица; выполняют сначала самостоятельно, затем проверяют по ключу)
Дуб и ветер.
Могучий дуб рос на высокой горе. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Сила его в том, что он в землю родную врос.
Ключ:
глагол | вид | спряжение | возвратность | наклонение | число | род | время |
Рос | НВ | I | | Изъяв. | Ед. | Муж. | Прош. |
Налетел | СВ | II | | Изъяв. | Ед. | Муж. | Прош |
Дунул | СВ | I | | Изъяв. | Ед. | Муж. | Прош. |
Старался | НВ | I | Возвр. | Изъяв. | Ед. | Муж. | Прош. |
Пригнуть | СВ | I | | | | | |
Стоит | НВ | II | | Изъяв. | Ед. | Муж. | Наст. |
Смеется | НВ | I | Возвр. | Изъяв. | Ед. | Муж. | Наст. |
Врос | СВ | I | | Изъяв. | Ед. | Муж. | Прош. |
Задание № 2. Работа в парах.
Из предложений выбрать и записать глаголы (I пара) изъявительного, (II пара) условного, (III пара) повелительного наклонений. Приготовиться к проверке по ключу.
1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
2) Без смелости не возьмёшь и крепости.
3) Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
4) Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
5) Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля.
Изъявительное | Повелительное | Условное |
Не возьмешь, не послушался, не шутит | Возьми, вырежи, научи, носи | Наградила бы, уступил бы |
Задание № 3. Прием «Верю – не верю» с последующей самопроверкой по ключу.
1) Тропинка бежит в гору.
- Я утверждаю, что глагол в предложении непереходный, разноспрягаемый
2) Мужество рождается в борьбе.
-Я утверждаю, что глагол переходный, невозвратный
3) Красота спасет мир.
-Я утверждаю, что глагол непереходный, безличный
4) Запахло лесом и сосной.
-Я утверждаю, что глагол безличный, непереходный.
Ключ: верю, не верю, не верю, верю.
Задание № 4. Морфологический разбор. Работа в группах (эстафета)
Выполните морфологический разбор 1 группа - рождается, 2 группа - спасёт
1) Мужество рождается в борьбе.
2) Красота спасет мир.
Физкультминутка.
-Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
А глаголы вы считали?
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
- Ребята, а вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в этом шуточном стихотворении. (повелительного)
Задание № 5. Игра «Третий лишний» (Найдите лишнее и объясните, почему вы так решили).
Сделал бы, не успел бы, сделай-ка (наклонение)
Пойдете, увидим, отдала. (время)
Бросить, мыть, закончить. (вид)
Лечить, брить, стелить (спряжение)
Отплясывать, высчитывать, танцевать (по суффиксу)
-Какую орфограмму мы вспомнили? (Правописание гласных в суффиксах глаголов)
Задание № 6. Игра «Найди отличия»
- Представьте, что вы участники олимпиады по русскому языку. Даю вам олимпиадное задание. Перед вами предложения с одинаковыми на первый взгляд глаголами. Попробуйте найти отличия.
Докаж…те, что учиться необходимо.
Как вы это докаж..те?
(Отличия: 1. Ударение 2. Наклонение 3. Правописание: И и Е 4. Морфемный состав)
Задание № 7. Исправьте ошибки в образовании форм глаголов.
1. Он всегда ложит локти на стол. (кладёт)
2. Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.(хочет)
3. Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях. (одержу победу или стану победителем)
Задание № 8. Прием «Лови ошибку».
1.Ты небоишся взрыва? 2. Над товарищем смеятся некрасиво. 3. Ты должен преследывать противника. 4. Ты хорошо пишишь по-русски. 5. Неломай каравай, а ножом реж да еш.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Какова роль глагола в жизни человека? (Ежедневно мы употребляем в своей речи тысячи слов, большую часть которых составляет глагол. Грамотный человек всегда пользовался, пользуется и будет пользоваться уважением. Глагол – наиболее часто употребляемая часть речи. Всякий текст содержит глагол, поэтому правописание глагола обеспечит успех в любом деле: от написания письма другу до составления юридического документа).
- Вы сегодня многое вспомнили о глаголе. Завершая нашу работу, давайте напишем синквейн.
Н-р:
Глагол.
Выразительный, удивительный.
Называет, восхищает, радует.
Передает красоту окружающего мира.
Движение.
Самооценка
Оцените себя:
Принимал активное участие во всех видах работы- 5
Принимал участие в большей части предложенных видов работы-4
Принимал участие в некоторых видах работы-3
Не принимал участие ни в одном виде работы-2
VII. Домашнее задание: Сочинить сказку о глаголе по данному началу «Жил-был Глагол» или «Три брата» ( о наклонениях глагола)
или
упр. 589 (по заданию)