Урок русского языка
в 6 классе
Учитель:Митюшкина Т.В.
«Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?»
Цели урока
- повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;
- написать контрольный диктант;
- повышать речевую культуру;
- применять полученные знания в практической деятельности;
- познакомиться с морфологическими признаками глагола.
Орфоэпический диктант.
Звонит, звонят, баловать, балую, премировать, создала, положил, повторит, поняла, формировать, копировать .
Звон И т, звон Я т, балов А ть, бал У ю, премиров А ть, создал А , полож И л, повтор И т, понял А , формиров А ть, коп И ровать.
Дуб и ветер.
Могучий дуб рос на высокой горе. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Сила его в том, что он в землю родную врос.
ГЛАГОЛ
ВИД
РОС
НАЛЕТЕЛ
НВ
СПРЯЖЕНИЕ
ДУНУЛ
ВОЗВРАТНОСТЬ
СВ
I
СТАРАЛСЯ
СВ
II
НАКЛОНЕНИЕ
НЕВОЗВР.
ПРИГНУТЬ
I
НВ
ИЗЪЯВ.
НЕВОЗВР.
ЧИСЛО
СТОИТ
СВ
I
ИЗЪЯВ.
НЕВОЗВР.
ЕД.Ч.
РОД
СМЕЁТСЯ
НВ
I
ВОЗВР.
ИЗЪЯВ.
ВРЕМЯ
ЕД.Ч.
М.Р.
ВРОС
II
НВ
ИЗЪЯВ.
НЕВОЗВР.
ЕД.Ч.
М.Р.
ПРОШ.
I
СВ
НЕВОЗВР.
ЕД.Ч.
М.Р.
ПРОШ.
I
ВОЗВР.
ИЗЪЯВ.
М.Р.
ПРОШ.
ИЗЪЯВ.
НЕВОЗВР.
ЕД.Ч.
ПРОШ.
ИЗЪЯВ.
ЕД.Ч.
ЕД.Ч.
НАСТ
М.Р.
НАСТ,
ПРОШ.
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ
УСЛОВНОЕ
Не возьмешь,
не послушался,
не шутит
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ
Наградила бы, уступил бы
Возьми, вырежи, научи, носи
«ВЕРЮ- НЕ ВЕРЮ»
1) Тропинка бежит в гору.
(непереходный, разноспрягаемый)
2) Мужество рождается в борьбе.
( переходный, невозвратный)
3) Красота спасет мир.
( непереходный, безличный)
4) Запахло лесом и сосной.
( безличный, непереходный)
верю
не верю
не верю
верю
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Спасёт – глагол.
I. (Что сделает?) спасёт
Н.ф. – спасти
II . Пост. – сов. вид., перех., невозвр., I спр.; непост. – изъяв. накл., ед.ч., буд.вр., 3-е л.
III . (Что сделает?) спасёт
Рождается – глагол.
I. ( Что делает?) рождается.
Н.ф. - рождаться
II . Пост. – несов. вид., неперех., возвр., I спр.; непост. – изъяв. накл., ед.ч., наст. вр., 3-е л.
III . (Что делает?) рождается
Игра «Третий лишний»
СДЕЛАЛ БЫ, НЕ УСПЕЛ БЫ, СДЕЛАЙ-КА ПОБЕГУТ, УВИДИМ, ОТДАЛА. БРОСИТЬ, МЫТЬ, ЗАКОНЧИТЬ. ЛЕЧИТЬ, БРИТЬ, СТЕЛИТЬ ОТПЛЯСЫВАТЬ,ВЫСЧИТЫВАТЬ,ТАНЦЕВАТЬ
Игра «Найди отличия»
1. ДОКАЖ…ТЕ, ЧТО УЧИТЬСЯ НЕОБХОДИМО. 2. КАК ВЫ ЭТО ДОКАЖ..ТЕ?
Исправьте ошибки в образовании форм глаголов.
1. ОН ВСЕГДА ЛОЖИТ ЛОКТИ НА СТОЛ. 2. СЕРЁЖА ХОТИТ ПОМОЧЬ НАМ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ. 3. Я МНОГО ТРЕНИРОВАЛСЯ, ДУМАЮ, ЧТО ПОБЕЖУ В СОРЕВНОВАНИЯХ.
Прием «Лови ошибку».
1.ТЫ НЕБОИШСЯ ВЗРЫВА? 2. НАД ТОВАРИЩЕМ СМЕЯТСЯ НЕКРАСИВО. 3. ТЫ ДОЛЖЕН ПРЕСЛЕДЫВАТЬ ПРОТИВНИКА. 4. ТЫ ХОРОШО ПИШИШЬ ПО-РУССКИ. 5. НЕЛОМАЙ КАРАВАЙ, А НОЖОМ РЕЖ LF ДА ЕШ.
“ Глагол - самая огнепышущая часть
речи, самая живая и яркая. В глаголе
струится самая алая, самая свежая,
артериальная кровь языка. Да ведь и
назначение глагола – выражать само
действие!”
Алексей Кузьмич Югов
Синквейн (от франц. пятистишие)
- Первая строка - одним словом обозначается тема ( существительное ).
- Вторая строка – описание темы двумя словами ( прилагательные )
- Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами ( глаголы )
- Четвертая строка – фраза , предложение из четырех слов, выражающая отношение к теме
- Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Домашнее задание
1.Сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…».
2. Упр. 589 (по заданию).
3. Составить словарный диктант из
непроверяемых орфограмм,
изученных в теме «Глагол»
(на выбор)
Рефлексия