СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме "Глагол"

Категория: Русский язык
Тема: Глагол

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение материала о глаголе, обоснование правильности выбора орфограмм при написании глагола и развиватие творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Глагол"»

Повторение по теме «Глагол»

Повторение по теме «Глагол»

Цели урока:  1. Повторить изученный материал о глаголе.  2. Обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола.  3. Развивать творческие способности учащихся.

Цели урока:

1. Повторить изученный материал о глаголе.

2. Обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Терминологический диктант  1. Это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?  2. Глаголы бывают 2 видов…  3. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…  4. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос…  5. Глаголы изменяются по временам…  6. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются…, в прошедшем – ….  7. У глаголов есть 3 наклонения...  8. Глагол + сущ., мест. в Вин.п. без предлога называются...  9. В предложении глаголы бывают...

Терминологический диктант

1. Это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?

2. Глаголы бывают 2 видов…

3. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…

4. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос…

5. Глаголы изменяются по временам…

6. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются…, в прошедшем – ….

7. У глаголов есть 3 наклонения...

8. Глагол + сущ., мест. в Вин.п. без предлога называются...

9. В предложении глаголы бывают...

Определить переходность глаголов  Вечерело, догорала за дальним лесом заря. Приближалась ночь. Замигали первые звёзды, потом из-за верхушек леса медленно  выплыла луна.  Похолодало, и по болоту разлился густой туман, затянул весь плавучий остров.

Определить переходность глаголов

Вечерело, догорала за дальним лесом заря. Приближалась ночь. Замигали первые звёзды, потом из-за верхушек леса медленно  выплыла луна.

Похолодало, и по болоту разлился густой туман, затянул весь плавучий остров.

Ответ : Вечерело – неперех., догорала – неперех.  приближалась – неперех.,  замигали – неперех. выплыла – неперех.,  похолодало – неперех., разлился – неперех.,  затянул – перех..

Ответ :

Вечерело – неперех.,

догорала – неперех.

приближалась – неперех.,

замигали – неперех.

выплыла – неперех.,

похолодало – неперех.,

разлился – неперех.,

затянул – перех..

 Определите наклонение глаголо в .   Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!» Если хочешь быть счастливым – будь им! Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. Меньше бы говорил, да больше бы делал. Доброе дело само себя хвалит.

Определите наклонение глаголо в .

  • Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»
  • Если хочешь быть счастливым – будь им!
  • Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
  • Меньше бы говорил, да больше бы делал.
  • Доброе дело само себя хвалит.

Ответ : Крикнул – изъявит.,  погоди – повелит.,  послушай – повелит., зашло бы – условн., хочешь – изъявит.,  будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн., делал бы – условн., хвалит – изъявит..

Ответ :

Крикнул – изъявит.,

погоди – повелит.,

послушай – повелит.,

зашло бы – условн.,

хочешь – изъявит.,

будь – повелит.,

спой – повелит.,

жила – изъявит.,

говорил бы – условн.,

делал бы – условн.,

хвалит – изъявит..

  Произведите морфологический разбор глагола.    1 ВАРИАНТ  Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. 2 ВАРИАНТ  На берегу неподвижно замерли кусты лозняка.

Произведите морфологический разбор глагола.

1 ВАРИАНТ

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

2 ВАРИАНТ

На берегу неподвижно замерли кусты лозняка.

Ответ:    Гонит – глагол. (Что делает?) гонит. Н.ф. - гнать. Пост.: несов. в., перех., невозвр., 2 спр., непост.: изъявит. н., наст. вр., ед.ч., 3 л.. (Что делает?)  гонит  Замерли – глагол. (Что сделали?) замерли. Н.ф. - замереть. Пост.: сов. в., неперех., невозвр., 1 спр., непост.: изъявит. н., прош. вр., мн. ч.. (Что сделали?)  замерли

Ответ:

Гонит – глагол.

  • (Что делает?) гонит. Н.ф. - гнать.
  • Пост.: несов. в., перех., невозвр., 2 спр., непост.: изъявит. н., наст. вр., ед.ч., 3 л..
  • (Что делает?)  гонит

Замерли – глагол.

  • (Что сделали?) замерли. Н.ф. - замереть.
  • Пост.: сов. в., неперех., невозвр., 1 спр., непост.: изъявит. н., прош. вр., мн. ч..
  • (Что сделали?)  замерли
Образуйте от данных существительных глаголы при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-  Марш, салют, модель, телеграф, премия, совет, адрес, цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.

Образуйте от данных существительных глаголы при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-

Марш, салют, модель, телеграф, премия, совет, адрес, цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.

Ответ  Маршировать, салютовать, моделировать, телеграфировать, премировать, советовать, адресовать, цитировать, фотографировать, протестовать, маскировать, группировать, гарантировать, следовать, командовать.

Ответ

Маршировать, салютовать, моделировать, телеграфировать, премировать, советовать, адресовать, цитировать, фотографировать, протестовать, маскировать, группировать, гарантировать, следовать, командовать.

 Вставьте нужную гласную, запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение .  Держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, рису…м, стро…мся, пиш…м,помо…шь,вытр…шь

Вставьте нужную гласную, запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение .

Держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т,

рису…м, стро…мся, пиш…м,помо…шь,вытр…шь

Ответ  ДержИтся ,жалИт, рубИт, строИт, клеИт, лечИт, веЕт, сеЕт, рисуЕм, строИмся,пишЕм,помоЕшь,вытрЕшь

Ответ

ДержИтся ,жалИт, рубИт, строИт, клеИт, лечИт, веЕт, сеЕт, рисуЕм, строИмся,пишЕм,помоЕшь,вытрЕшь

Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Графически выделите орфограмму  1.Бе… смелости (не)возьм…ш... и крепости.  2.Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….  3. По твоим делам о тебе суд…т.  4.Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….  5.В…лков разбуд…ш…– и сам (не) усн…ш….

Из данных пословиц выпишите глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Графически выделите орфограмму

1.Бе… смелости (не)возьм…ш... и крепости.

2.Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….

3. По твоим делам о тебе суд…т.

4.Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….

5.В…лков разбуд…ш…– и сам (не) усн…ш….

Хорошо ли вы знаете пословицы? Продолжите пословицы, вставьте орфограмму.  1.Что посеешь...  2.Кашу маслом …  3. С кем поведешься...  4.Семь раз отмерь…  5.С грамотой –вскачь…

Хорошо ли вы знаете пословицы? Продолжите пословицы, вставьте орфограмму.

1.Что посеешь...

2.Кашу маслом …

3. С кем поведешься...

4.Семь раз отмерь…

5.С грамотой –вскачь…

Исправь ошибки в предложениях.  1.Отец каждый день ездиет в город.  2.Он всегда ложит локти на стол.  3. Кругом ---никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями.

Исправь ошибки в предложениях.

1.Отец каждый день ездиет в город.

2.Он всегда ложит локти на стол.

3. Кругом ---никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями.

Раскройте скобки, объясните слитное и раздельное написание частиц.  (Не)навидеть никто (не)обижал (не)съел завтрак (не)годовал от злости (не)здоровилось (не)хотелось (бы)

Раскройте скобки, объясните слитное и раздельное написание частиц.

(Не)навидеть

никто (не)обижал

(не)съел завтрак

(не)годовал от злости

(не)здоровилось

(не)хотелось (бы)

Укажите ряд, в котором все глаголы невозвратные.    1.Желтеет, смеются, рисуется.  2.Смеяться, отвлечься,сморщиться.  3.Угодить, прозевали,отойди.

Укажите ряд, в котором все глаголы невозвратные.

1.Желтеет, смеются, рисуется.

2.Смеяться, отвлечься,сморщиться.

3.Угодить, прозевали,отойди.

В каких словах во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?  1.Соб…рание, подп…реть,зат…реть.  2.Зат…рать, соб…рать, уп…раться .  3.Заж…гать, сд…ру, зам…рание.

В каких словах во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1.Соб…рание, подп…реть,зат…реть.

2.Зат…рать, соб…рать, уп…раться .

3.Заж…гать, сд…ру, зам…рание.

Домашнее задание.  Составить кластер по теме «Глагол».  СПАСИБО!

Домашнее задание. Составить кластер по теме «Глагол».

СПАСИБО!