СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение по теме "Морфология. Орфография".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для повторения сведения о системе частей речи в русском языке.

Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Морфология. Орфография".»

Повторение по теме «Морфология. Орфография». (8 класс)


Цель урока: повторить сведения о системе частей речи в русском языке.

Ход урока.

Вступительное слово учителя, объявление темы урока. Актуализация прежних знаний.

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем повторение изученного. Вспомните, какие разделы науки о языке мы уже повторили?

(Фонетику и графику, орфографию, орфоэпию, морфемику и словообразование).

Тема сегодняшнего урока «Морфология».

  • Что изучает этот раздел науки о языке?

(Части речи и их формы)

Оформите запись в тетради.

Число. Классная работа. Морфология.

  • Что мы должны повторить сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы должны повторить сведения о системе частей речи в русском языке, выяснить, как связана морфология с другими разделами науки о языке.

  • Сколько частей речи в русском языке?

(Вопрос о частях речи пока учеными окончательно не решен. Они спорят о принадлежности причастий и деепричастий к самостоятельным частям речи. Некоторые не выделяют как часть речи категорию состояния, поэтому можно назвать разные цифры: то ли 10, то ли 13)

  1. Проверка домашнего задания и опрос

К уроку учащиеся составляли таблицу «Система частей речи в русском языке». Таблица может выглядеть так, но лучше добавить еще графу «Примеры».

Части речи

Часть речи

Значение

Вопрос

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Предмет

Кто? Что?

Имя прилагательное

Признак предмета

Какой? Чей?

Имя числительное

Количество или порядок предметов

Сколько? Какой?

Местоимение

Указывает на предмет, признак, количество, не называя их


Наречие

Признак предмета, признак действия, признак признака

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

Глагол

Действие или состояние

Что делать? Что сделать?

Категория состояния

Состояние природы или человека


Формы глагола

Причастие

Признак предмета по действию

Какой?

Деепричастие

Добавочное действие

Что делая? Что сделав?

Служебные части речи

Предлог

Выражает зависимость сущ., числит., местоим., от других слов в словосочет. и предложении


Союз

Связывает однородн. члены и простые предложения в составе сложного, предложения в тексте.


Частица

Вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова


Междометие

Междометие

Выражает, но не называет различные чувства, побуждения



Давайте и мы вспомним части речи.

II.Блиц-опрос «Каждому свое». Назвать часть речи по следующим признакам. Можно пользоваться сделанной дома таблицей.

Один ученик записывает у доски.

В предложении чаще всего бывает сказуемым, имеет вид и спряжение.

Глагол

В предложении может быть определением или сказуемым. Имеет полную и краткую форму. Не изменяется по временам.

Прилагательное

В предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением. Имеет род, склоняется.

Существительное

Не обозначает, а только указывает на предмет, признак, количество.

Местоимение

Бывает порядковое, собирательное, количественное, целое и даже дробное

Числительное

То ли часть речи, то ли нет, о ней спорят ученые, а у нее нет формы будущего времени.

Причастие

Очень похожа на наречие, но имеет вид.

Деепричастие

Не изменяется, не является членом предложения, может употребляться в значении других частей речи, выражает чувства, но не называет их.

Междометие

В небесах торжественно и чудно…

Что же мне так больно и так трудно?

Специальные слова, которые обозначают состояние природы или человека.

Категория состояния

Не изменяется. В предложении бывает обстоятельством.

Наречие


  • Каких частей речи не оказалось в этом задании?

(Предлогов, союзов, частиц. Они служебные)

  • А как ученые распределяют слова по частям речи? Что лежит в основе?

(В основе определения частей речи лежат «три кита»:

    1. Общее значение и вопрос.

    2. Морфологические признаки.

    3. Синтаксическая роль.)

Схему разбора частей речи учащиеся записывают в тетрадь.


III.Тренировочные упражнения

  • Укажите, к каким частям речи относятся слова в предложении.

В саду3 горит3 огонь рябины красной, но никого не может он согреть.

  • Вопросы ученику, который записывает предложение и определяет части речи.

  • Какого разряда местоимения встретились здесь?

(Никого – отрицательное, он – личное)

  • Назвать орфограмму в корне слова горит.

(Чередующаяся безударная гласная)

  • Какие средства выразительности есть в этом предложении?

(Инверсия, метафора)

Морфологический разбор: (в) саду3, горит3

  • Какие постоянные признаки есть у существительных?

Определите род имен существительных.

купе

(ср.р.)

свободное

мозоль

(ж. р.)

болезненная

кофе

(м.р.)

растворимый

картофель

(м.р.)

молодой

шоссе

(ср.р.)

узкое

повидло

(ср.р.)

яблочное

шампунь

(м.р.)

импортный


Мы повторили морфологические нормы. Умение определять род имен существительных дает нам возможность избежать множества речевых ошибок. Морфология тесно связана с культурой речи.

По целому слову определить часть речи несложно, а попробуйте, словно волшебники, сделать это, имея только часть слова.

На отдельной доске прикреплены морфемы –ешь, -ящ-

  • Какие это морфемы?

  • Что можно сказать о частях речи, которым они принадлежат?

-ешь – глагол, 2 лица, ед. числа, 1спряжения

-ящ- - причастие, действ., настоящего вр., образовано от глагола 2 спряжения

  • Но иногда определить часть речи бывает довольно сложно. Скажите, к какой части речи относится слово «интересно»?

Дети затрудняются, называют разные части речи, потом приходят к выводу, что нужен определенный контекст.

Рассмотрим предложения. Сравним их. Определим часть речи.


  1. Решение интересно2. (кр. прил.)

  2. Он думает интересно2. (нареч.)


Разберите слово интересно по составу.

А к какой части речи относятся школьные слова дежурный, столовая, учительская, учащиеся? Составьте с ними предложения.

Дежурный ученик вымыл доску.

Дежурный вымыл доску.

  • С каким разделом науки о языке еще связана морфология?

(С морфемикой и словообразованием)

Орфографическая тренировка.

Светит по-осеннему, идти по осеннему лесу, летят по весеннему небу, греет по-весеннему, во вторых классах, во-вторых, я пришел, сделал по новому, по новому мосту.

Объяснить правописание одинаково звучащих слов.

  • С каким разделом науки о языке еще связана морфология? (С орфографией)


  1. Самостоятельная работа (примерно 7 минут)






























Тест

Морфология

1 вариант

I.В каком ряду все части речи служебные?

  1. Когда-то, чтобы, именно

  2. Разве, из-за, когда

  3. Только, где, в течении (реки)

  4. Сплошь, потому что, втроем

II.Укажите правильную морфологическую характеристику слова который из предложения

Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, называется лексикологией.

  1. определительное местоимение;

  2. союз;

  3. прилагательное;

  4. относительное местоимение.

III.В каком предложении выделенное слово является наречием?

  1. Любуюсь каждым весенним утром.

  2. Утром так сладко спится.

IV.Укажите верное утверждение.

  1. В прошедшем времени глаголы не изменяются по лицам.

  2. Спряжение – непостоянный грамматический признак глагола.

V.Найдите предложение, в котором выделенное слово не является именем существительным.

  1. Рабочие отдыхали.

  2. Военные врачи оказывали помощь раненым.







Тест

Морфология

2 вариант

I.В каком ряду все части речи самостоятельные?

  1. Назло, я, вот, идем

  2. Этот, что-то, из-за

  3. Каждый, свой, ещё

  4. Перед (школой), впоследствии, сон

II.Укажите правильную морфологическую характеристику слова который из предложения

Раздел науки о языке, который изучает фразеологические обороты, называется фразеологией.

  1. относительное местоимение;

  2. подчинительный союз;

  3. порядковое числительное;

  4. прилагательное.

III.В каком предложении выделенное слово является прилагательным?

1. Беседа протекала мирно.

2. Небо ясно и мирно.

IV.Укажите неверное утверждение.

  1. Имя существительное может быть любым членом предложения.

  2. Имена существительные изменяются по родам, падежам и числам.

V.Найдите предложение, в котором выделенное слово является именем существительным.

  1. Ванная комната была отремонтирована.

  2. Учащиеся работали на субботнике.












Ответы к тесту

1 вариант

2

4

2

1

2



2 вариант

3

1

2

1

2


  1. Итоги урока и домашнее задание

Наш урок подошел к концу. Вы плодотворно трудились. А какое состояние было у вас сегодня в течение урока? Когда вы отвечали у доски? Писали тест?

Ученики называют слова грустно, весело, интересно, тяжко…потом записывают предложение.

Сегодня на уроке русского языка нам было грустно, весело, радостно, смешно, жарко, трудно, тревожно, жутко, интересно, спокойно, тошно, печально, совестно, тягостно, душно, забавно, тепло, уютно…

  • Какой частью речи мы воспользовались?

(Категорией состояния)

Д/з. Дома надо оставить таблицу «Причастия и деепричастия». Воспользуйтесь схемой разбора частей речи, которую мы записали на уроке. Следующий урок по теме «Морфология и синтаксис».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!