«ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;
развивающая: способствовать развитию умений проводить пунктуационный разбор предложения, находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;
воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации.
Оборудование: дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для парной, групповой и индивидуальной работы)
Ход урока
Оргмомент
В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А.П.Чехова: «Знаки препинания служат нотами при чтении». Как вы считаете, можно слова Чехова взять в качестве эпиграфа?
Нота.
Графический знак, изображающий музыкальный звук.
Ноты – текст музыкального произведения, графически изображённый.
Как вы понимаете это высказывание? (ответы) Знаки препинания помогают нам понять написанное, верно передать смысл предложения.)
(знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно)
II. Проблема.
- М.В. Ломоносов однажды сказал: «Знаки препинания ставятся в силу разума». Послушайте притчу и постарайтесь решить пунктуационную задачу, опираясь на свой разум:
«Однажды богатый путешественник заблудился и стал просить бога о помощи. Он даже написал клятву на клочке бумаги: «Обещаю за свое спасение поставить статую золотую, пику держащую». Путешественник спасся, но ему стало жалко обещанного богу золота.
Однако он придумал, как выполнить обещание и при этом сэкономить…»
- Как он это сделал?
III.Формулировка темы и цели урока. Активизация знаний. - Какую большую тему изучали в течение месяца?
- Логически предположите, какая сегодня должна быть тема.
Повторение по теме «Обособленные члены предложения».
- Зачем современному человеку изучать обособленные члены предложения, знать правила обособления?
- В связи с этим результаты урока должны быть таковы…
- Что такое обособление?
Задание: причастные обороты пометьте - п/о, деепричастные - д/о
слепленные воском, наблюдая за полётом, оставаясь невредимым, оставшийся неизвестным, не отыскав в бумагах, желая извлечь выгоду, подъезжая к лесу, не успевший замёрзнуть
IV. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
Класс делится на 3 группы (1-выписывает предложения с обособленными определениями, 2-выписывает предложения с обособленными приложениями, 3- с обособленными обстоятельствами)
- Давайте вспомним, каким алгоритмом мы пользуемся для решения вопроса о выделении обособленных членов предложения?
(При решении вопроса о выделении второстепенных членов предложения
запятыми (реже - тире) следует учесть:
1) к какому слову (какой части речи) они относятся;
2) чем выражен второстепенный член, распространен или нет;
3) положение второстепенного члена относительно определяемого слова (перед ним или после, отделен или нет другими членами предложения);
4) имеются или отсутствуют дополнительные смысловые оттенки (чаще
всего обстоятельственные, например причины).
.
1. Уставшая она опустила на колени руки красные от студеной воды и посмотрела на меня долгим взглядом грустным и нежным.(опр)
2. Атаман стал отыскивать в траве свою люльку с табаком неотлучную спутницу на море и на суше.(прил)
3. На уроке все слушали учителя затаив дыхание. (обст)
4. Афанасий Лукич без шапки в домашней одежде бежал впереди всех. (опр)
5. Награждается Петров Иван ученик 8 класса за победу в олимпиаде (.прил)
6. Ворча и оглядываясь Каштанка предчувствуя неприятную встречу вошла в комнату. (обст)
7. Несмотря на уговоры люди не торопились расходиться по домам.(обст)
8. С румяным лицом и сияющими глазами она казалась необыкновенной красавицей. (опр)
9. Я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах. (прил)
Проверка самостоятельной работы.(каждая группа зачитывает предложения, объясняет правила обособления, сообщает теоретический материал об обособленных членах предложения)
Обособление определений
Обособляются:
1.Определения, относящиеся к личному местоимению
2.Согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного
3.Согласованные нераспространенные определения, стоящие после определяемого существительного
4.Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение
Чем выражены обособленные определения?
1.Причастным оборотом
2.Прилагательным с зависимым словом
3.Одиночными прилагательными
Приложение-особый вид определения, выраженный существительным
Приложения обособляются:
1.Если относятся к личному местоимению
2.Если распространенные приложения стоят после определяемого существительного
3.Если приложение относится к имени собственному и стоит после него
4. Если приложение имеет добавочное обстоятельственное значение
Обособление приложений с помощью тире
Вместо запятой при обособленных приложениях употребляется тире, если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова «а именно»
Посредством тире выделяются приложения, носящие пояснительный характер: На улице мальчик — продавец газет — что-то выкрикивал.
Тире может отделять однородные приложения от определяемого слова
Примечания:
Обособлении обстоятельств.
Обособляются:
1.Деепричастные обороты и одиночные деепричастия
2.С предлогом несмотря на
3.С производными предлогами благодаря, вопреки и т.д.
Не обособляются:
1.Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия
2.Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др.
-Физкультминутка
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени
V.Проверка домашнего задания.
Чтение сочинений-миниатюр. Учащиеся слушают, на слух определяют предложения с обособленными членами
VI. Исправить грамматические ошибки в предложениях с обособленными членами
1.Выступившиестаршеклассникинанашемсобраниирассказалиожизнишколы.
2.Увлекающий чтением человек вызывает уважение окружающих.
3.Узнав его достаточно хорошо, наша дружба окрепла.
4.Глядя на это положение дел, работы были ускорены.
5.Все ребята, выучившие правила обособления и успешно сдавшие зачет, чему были очень рады.
. Полминутки шутки. Проверка домашнего задания.
Нужно было закончить предложение так, чтобы продолжалась беспрерывная цепочка причастных оборотов. Начало предложения нестандартное, чудаковатое.
Летом на улице я встретила странного человека, одетого в пальто, вывернутое наизнанку мехом, торчащим клочьями, похожими на причёску клоуна…
VII. Подготовка к ОГЭ: В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем.
1)1,2 2)1, 3 3)1,2,3,4 4)3,4
VIII. Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность.
Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм).
Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты).
Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. (Правильно).
На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна
собралась ехать.
(Не хватает запятой после слова «утро» и после «хозяев», т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на).
IX.Мозговой штурм («Да»/ «Нет»)
1. Второстепенный член предложения (один или вместе с зависимыми словами), выделяемый по смыслу и интонационно, называется обособленным?
А.Да
В.Нет
2. В русском языке различаются обособленные определения, приложения, обстоятельства и уточнения?
А.ДА
В.Нет
3.Согласованные определения являются обособленными, если относятся к любому местоимению?
А.Да
В.Нет
4. Приложения, присоединяемые союзом «как», будут обособленными в любом случае?
А.Да
В.Нет
5. Не являются обособленными обстоятельства, выраженные фразеологизмами?
А.Да
В.Нет
6. Обстоятельства уступки с предлогом «несмотря на» обособляются всегда?
А.Да
В.Нет
7. Если приложение с союзом «как» можно заменить сочетанием «в качестве», то оно обособляется?
А. Да
В. Нет
8. Если одиночное деепричастие типа стоя, лежа и т.д., потеряв глагольные признаки, перешло в наречие, то оно обособляется?
А.Да
В.Нет
1.да 2.нет 3.нет 4.нет 5.да 6.да 7. Нет 8.нет
XI.Рефлексия.
- Подчеркните нужные слова в разделе «Самооценка» (лист с дидактическим материалом), ответьте на 5 вопрос (по желанию).
1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.
2. Правильно читать предложения с обособленными членами умею / не умею / не всегда.
3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.
4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами
умею / не умею/ не всегда.
5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?
XII.Домашнее задание:
на 3 - упр.322
на 4 - из учебника литературы выписать по два предложения с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами
на 5 – написать сочинение- миниатюру на тему «Моя заветная мечта», используя предложения с обособленными членами предложения
Но прежде, чем вы выберете задание, послушайте притчу.
Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.
-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?
Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:
-Все в твоих руках!
Ребята, скажите, как поступил ученик?
-Он выпустил бабочку.
-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что способны на большее, преодолеть любые трудности. Это в ваших руках!
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Итог урока: Вспомним высказывание А.П. Чехова. Прав ли писатель, «Знаки препинания служат нотами при чтении»?
(Несомненно!Обособляя, то есть, выделяя второстепенные члены предложения, мы придаём им большую самостоятельность, а они в свою очередь украшают текст).
2. Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашем языке?
(Выделяют и уточняют часть высказывания).
Приложение2
1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.
2. Правильно читать предложения с обособленными членами
умею / не умею / не всегда.
3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.
4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда.
5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?
1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.
2. Правильно читать предложения с обособленными членами
умею / не умею / не всегда.
3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.
4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда.
5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?
1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.
2. Правильно читать предложения с обособленными членами
умею / не умею / не всегда.
3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.
4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда.
5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?
1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.
2. Правильно читать предложения с обособленными членами
умею / не умею / не всегда.
3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.
4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда.
5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?
1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.
2. Правильно читать предложения с обособленными членами
умею / не умею / не всегда.
3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.
4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда.
5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?
1. Правила обособления знаю / не знаю / знаю частично.
2. Правильно читать предложения с обособленными членами
умею / не умею / не всегда.
3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.
4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами умею / не умею/ не всегда.
5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?
Приложение 1
Задание 1
1. Уставшая она опустила на колени руки красные от студеной воды и посмотрела на меня долгим взглядом грустным и нежным.
2. Атаман стал отыскивать в траве свою люльку с табаком неотлучную спутницу на море и на суше.
3. На уроке все слушали учителя затаив дыхание.
4. Афанасий Лукич без шапки в домашней одежде бежал впереди всех.
5. Награждается Петров Иван ученик 8 класса за победу в олимпиаде .
6. Ворча и оглядываясь Каштанка предчувствуя неприятную встречу вошла в комнату.
7. Несмотря на уговоры люди не торопились расходиться по домам.
8. С румяным лицом и сияющими глазами она казалась необыкновенной красавицей.
9. Я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах.
Задание 2
Исправить грамматические ошибки в предложениях с обособленными членами
1. Выступившие старшеклассники на нашем собрании рассказали о жизни школы.
2.Увлекающий чтением человек вызывает уважение окружающих.
3.Узнав его достаточно хорошо, наша дружба окрепла.
4.Глядя на это положение дел, работы были ускорены.
5.Все ребята, выучившие правила обособления и успешно сдавшие зачет, чему были очень рады.
Задание 3
Подготовка к ОГЭ: В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем.
1)1,2 2)1, 3 3)1,2,3,44)3,4
Задание 4
Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность.
Он работал на поле, спустя рукава.
Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь.
Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.
На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна
собралась ехать.