Повторение по теме: «Односоставные предложения».
Цель. Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Односоставные предложения»
Предметные : знает виды односоставных предложений, умеет расставлять знаки препинания в неполных предложениях и сложных, содержащих в себе односоставные, понимает роль односоставных и неполных предложений в речи.
Коммуникативные : умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой и фронтальной работы.
Познавательные : владеет умением анализа и синтеза
Регулятивные : ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического контроля.
Личностные : адекватно реагирует на трудности и не боится сделать ошибку
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация.
1.Закончите предложения.
Односоставные предложения – это…
Я знаю такие виды односоставных предложений…
Определенно-личные предложения- это…
Неопределенно личным называется …
Обобщенно- личные предложения-…
Предложение с главным членом предложения сказуемым, у которого нет и не может быть лица-…
Односоставное предложение с главным членом подлежащим называется…
2.Сделайте синтаксический разбор предложения.
Идем вглубь страны по следам недавних событий, читаем книгу природы.
3.Определение темы и цели урока.
.Работа над темой урока. Анализ-исследование стихотворения Василия Сокиркина «Другу-стихотворцу». (Работа в группах). Найдите и выпишите односоставные предложения, определите их вид .Объясните свой выбор (устно).
Твори душой и будь своеобразен! Пиши и не завидуй никому. Воспев добро и избегая дрязг, Спеши восславить свет, Стремись рассеять тьму.
Практическая работа.
Задание1 . Определите вид односоставного предложения . Дайте определение своему виду односоставного предложения.(Работа парах).Работа с карточками.
Лес. Палатка. Песок речной волны. (А. Яшин.)
Звёзды над полями, глушь да камыши… (И. Никитин.)
Только сказуемое::
Идёшь тогда с пустыми руками, и душа спокойна. (В. Солоухин)
Стою один среди равнины голой… (С. Есенин)
Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин)
Долго спорили — дни, месяца, — но у всех аргументы убоги… (В. Высоцкий):
Не спится няня: здесь так душно! (А. Пушкин)
Петрушке приказано было оставаться дома. (Н. Гоголь)
Что посеешь, то и пожнёшь. (Пословица)
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. (Пословица) вроде то
Проверка выполнения работы.
Только подлежащее — назывные:
1) Лес. Палатка. Песок речной волны. (А. Яшин.)
2) Звёзды над полями, глушь да камыши… (И. Никитин.)
Только сказуемое:
А) Определённо-личные:
Идёшь тогда с пустыми руками, и душа спокойна. (В. Солоухин)
Стою один среди равнины голой… (С. Есенин)
Б) Неопределённо-личные:
Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин)
Долго спорили — дни, месяца, — но у всех аргументы убоги… (В. Высоцкий)
В) Безличные:
Не спится няня: здесь так душно! (А. Пушкин)
Петрушке приказано было оставаться дома. (Н. Гоголь)
Г) Обобщённо-личные:
Что посеешь, то и пожнёшь. (Пословица)
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. (Пословица) вроде то
Задание 2 Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид односоставных предложений.
1.Вот и декабрь. 2. (С) начал.. месяца мороз..т и в..южит. 3. Конца и края нет метелям. 4.Снегом занесло бесе..ку в саду. 5. Вот уже и к..литку (не)возможно открыть! 6. И к соседям не проб..рёш..ся!. 7. Хотя дорогу в посёлке и расчистили но в такую (не)погоду (не) хочется выходить из тёплого уютного дома. 8. (В) течени.. дня смотр..шь в окно в надежде увидеть кого(нибудь) из знакомых. 9. Но на улице пусто! 10. Огорч..нно вздыхая надеваешь тёплую куртку берёшь лопату и выход..шь во двор ра..чищать тр..пинку. 11. С..бака весело выскакивает следом.12. Ей пр..ятно повалят..ся в сугробе. 13. Она радос..но бежит в сад ут..пая в снегу.16.( Не) много почист..в дорожку пон..маешь бе..полезность своего дела. 17.Снег (не) пр..кращает..ся и мгнове(нн,н)о всё заметает . 18. В декабре рано т..мнеет. 19. А в такие ненас..ные дни кажется вообще не ра..светает. 20. В новостях говорили об улучшени.. погоды. 21. Но что(то) в это (не) вер..тся! 22. Не хочет..ся печалит..ся но чу..ствуешь как тоска закрадывает..ся в сердце. 23.Когда же установ..тся ясная погода ? 24. Вот и долгожда(н,нн)ая зима! 25. Вот и зимн..е сюрпризы!
Задания:
Определите тему текста.
Озаглавьте текст.
Задание 3.Творческое задание(разноуровневое). 1. Распространите назывные предложения . 2Составьте текст , употребляя данные односоставные предложения.
Осень. Море. Сумерки. Сентябрь. Тишина. Воздух.
Рефлексия.
В чем состоит отличие данных предложений
Полумесяц в бледных небесах. (Двусоставное предложение).
Морозные ночи, ясные тихие дни.(односоставное,назывное)
VI . Итог урока.
Итак, ребята, что же нужно для того, чтобы правильно определить вид односоставного предложения? (необходимо знать и понимать строение данных предложений, нужно помнить: в них есть только один главный член).
Продумайте вопрос по теме «Односоставные предложения», задайте его другой группе.
VII. Домашнее задание.
Разноуровневые С.118-119(устно) ,С.120,упр.3(ср.уровень), выписать из лит-ры по 2 предл.к каждому виду односоставных предложений (достаточный, высокий уровень)
https://infourok.ru/odnosostavnie-predlozheniya-klass-345801.html
https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/odnosostavnye-predlozheniya-primery-8-klass.html
https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/8-klass/odnosostavnye-predlozheniia-14618/vidy-odnosostavnykh-predlozhenii-13942/re-e321e77c-f73c-4612-b5c5-43e2aacf3dcf