Мотивация к учебной деятельности. Задача: смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность. | Словесные: беседа Наглядные: демонстрация | Здравствуйте ребята, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Чтобы мы могли настроиться на успешную работу, давайте подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу по парте. Подарите улыбку мне, а я – вам. Проверим готовность, у вас на партах учебник русского языка, тетрадь, пенал, дневник. Присаживайтесь на свои места. Чтобы мы сегодня красиво и правильно писали, проведем минутку чистописания. Чтобы вы догадались, какую букву мы будем прописывать, послушайте внимательно стихотворение. Утят учила утка-мать Улиток им искать. А улитки все без шуток, Учились прятаться от уток. Какой звук нам встречался чаще всего? А звук [у] какую обозначает букву? Обратите внимание на экран. (сл). (Буква У состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем руку вверх вправо, закругляем, ведем наклонную линию вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем чуть вправо вверх. Второй элемент должен находиться на одинаковом уровне с первым. Ведем вниз наклонную линию. Чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. Буква у состоит из двух элементов. Первый элемент – короткая палочка с закруглением внизу. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз. Чуть-чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Второй элемент – палочка с петлей внизу. Второй элемент начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз длинную палочку, затем движением руки влево пишем петлю, она должна быть небольшой. Петля пересекается с наклонной палочкой обязательно на нижней линии рабочей строки. Заканчиваем писать на середине рабочей строки.) Теперь, чтобы мы написали красиво и аккуратно проведем гимнастку для пальцев. Я говорю и показываю движения. Поставьте руки на локотки. этот пальчик дедушка (большой) этот пальчик бабушка (указательный) этот пальчик папа (средний) этот пальчик мама (безымянный) этот пальчик я (мизинец) мы вместе дружная семья. (все пальцы) Теперь сядьте прямо, откройте свои тетради. Запишите дату 11 мая. Классная работа. Пропишите заглавную букву У в соединении со строчной буквой у до конца строки. | Осуществляют РУУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. КУУД: проявляют учебное сотрудничество с учителем - определение цели, умение работать с учителем; умение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем. Задача: актуализировать знания о словах, именно о многозначных и однозначных словах / синонимах / антонимах. | Словесные: беседа, объяснение Наглядныедемонстрация, работа с учебником эмоционального стимулирования: игра По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый | Предлагаю вам выполнить следующее задание. Я буду говорить лексическое значение слова, а вам нужно определить по лексическому значению какое именно это слово. Будем записывать в строчку через запятую. Будьте внимательны. Ребенок, который учится в школе (ученик) (записываем вместе) Пространство между двумя рядами домов. Может носить название Калинина, Ленина, Суворова, Октябрьская (улица) Тот, кто учит детей в школе. (учитель) Ребята, что мы с вами записали. (слова). А как вы определили записанные слова. Что я вам говорила? (значение слова) Чтобы узнать, какая тема нас ожидает, предлагаю вам прочитать текст. (сл). Тема: «Слово и его значение» (сл.) Если мы с вами знакомы с темой, то значит, что нам нужно сегодня сделать? Цель: Закрепить знания о слове и его лексическом значении.
Ребята, мы уже с вами знаем, что каждое слово имеет свое лексическое значение. А теперь посмотрите, у нас на доске записаны слова. Береза Ручка (листв. дерево с белой корой) (часть предмета, письменная принадлежность ). Осень Коса (время года между зимой и летом) (прическа; орудие труда). Давайте посмотрим на 1ый столбик, что мы можем о них сказать? (сколько значений определили) если мы выделили одно значение, значит какие это слова?
Посмотрим на 2ой столбик, что скажем об этих словах? (сколько значений определили) если мы выделили несколько значений, значит какие это слова?
Сейчас мы поиграем в игру. В игре нам будут встречаться однозначные и многозначные слова. Когда мы услышим однозначное слово – будем тихо стучать ручкой по парте 1 раз, а если услышим многозначное слово – будем хлопать в ладоши 1 раз. Тигр, лист, врач, крем, ель, торт, звезда, весна, коса. А сейчас откроем учебник на 120 с. мы видим, что этот заголовок выделен синим цветом. Как вы считаете, этот заголовок подходит к теме нашего урока? Как называются слова, которые имеют одно значение. Это – однозначные слова. (сл) давайте приведем примеры: береза, торт, брюки А как называют слова, которые имеют несколько значений. – многозначные. давайте приведем примеры: звезда, ключ, шляпка. Какие слова называют синонимами. Синонимы - слова одной части речи, разные по написанию, но совпадающие или сходные в лексическом значении. (бросать – кидать, кричать-вопить, друг – товарищ). Теперь сыграем в игру. Сейчас я буду говорить слово, а кому-то из вас нужно будет назвать синоним. Кому я буду кидать мячик – тот и будет называть синоним к этому слову. Кому не понятно, поднимите руку. Друг – товарищ, огромный – большой, веселье – радость, ходить идти, спешить – торопиться, великан – гигант, сырой – мокрый, огонь – пламя, глядеть – смотреть, храбрый – смелый, лягушка – квакушка. Теперь, чтобы вспомнить какие еще бывают слова, поработаем в парах. (карточка) Вы получаете карточку, на которой записано два столбика. Вам нужно составить из этих слов Что вы соединили? (антонимы) Какие слова называют антонимами? Антонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию противоположные по лексическому значению. (защищать - нападать, свет - тьма, близко – далеко). Приведите примеры антонимов. Большой – маленький, широкий – узкий, твердый мягкий, добро – зло, темно - светло, бежать – стоять, горячий – холодный, новый – старый, грязь – чистота, день – ночь. Что мы с вами закрепили? (синонимы и антонимы) | проявляют ЛУУД: действие смыслообразования, т. е. устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Демонстрируют РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция, самоконтроль. ПУУД: умение структурировать знания; умение устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений. КУУД: проявляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определение цели, умение работать с учителем; демонстрируют способы взаимодействия; умеют полно и точно выражать свои мысли; демонстрируют умение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка в процессе выполнения лексических упражнений. |
Комплексное применение и систематизация знаний. Задача: создать условия для систематизации знаний при выполнении упражнения | Словесные: беседа, объяснение Практические: Упражнение | Теперь нам предстоит поработать письменно в тетрадях. Находим в учебнике 205упр. Запишите в тетради упражнение №205.
Прочитайте текст про себя. Сейчас будем работать в паре. Обратите внимание на выделенные слова. Какие слова выделены в тексте. Обсудите в паре, какие можно подобрать к выделенным словам синонимы. (родник – исток, источник, льется - бежит, глядите - смотрите, родина – отечество, отчизна)
Давайте проговорим, какие синонимы вы подобрали в паре. Выберите самые красивые синонимы. Запишите эти пары синонимов себе в тетрадь в столбик. Подведем итог, что мы сейчас с вами выполняли, работая в паре? (подбирали пары синонимов, выбирали правильные пары) | ЛУУД: действие смыслообразования, т. е. устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция, самоконтроль. ПУУД: умение структурировать знания. КУУД: проявляют учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение работать в паре; демонстрируют способы взаимодействия; умеют полно и точно выражать свои мысли. |
Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности. Задача: создать условия для выполнения самостоятельной работы. | Словесные: беседа, объяснение Практические: Самостоятельная работа. Методы самостоятельной работы | Теперь, чтобы узнать насколько хорошо мы запомнили синонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, выполним работу на карточках. На карточке мы видим 4 колонки. В колонке синонимы вам нужно подобрать к слову синоним. В колонке антонимы нужно подобрать к слову антоним. А в колонках. однозн и. многоз написать по два слова самостоятельно. (сл) Синонимы | Антонимы | Однозначные слова | Многозначные слова | Смелый – храбрый | Жара – холод | | | Грусть – печаль | Добро – зло | Врач – доктор | Война – мир | | | Красивый – прекрасный | Старое – новое | Теперь проведем проверку. (сл) Поменяйтесь с соседом по парте карточкой, возьмите в руки простой карандаш. Если слова, а это – синонимы и антонимы, в первой и во второй колонке написаны верно, то ставим плюс около каждого слова. Если эти слова записаны не верно, то ставим - . сейчас прочитаем записи в 3 и 4 колонках. Какие многозн. и однозн. слова написал ваш сосед, кто может прочитать записи. | проявляют ЛУУД: действие смыслообразования, т. е. устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Демонстрируют РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция, самоконтроль. ПУУД: умение структурировать знания. КУУД: проявляют учебное сотрудничество с учителем; умеют полно и точно выражать свои мысли. |
Рефлексия учебной деятельности Задача: создать условия для осуществления самооценки | Словесные: беседа, объяснение. | Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, что мы выполняли во время урока. О каких словах мы сегодня говорили? Что было трудным на уроке? Почему? Как, по-вашему, был ли урок полезным? Теперь посмотрите на экран. (сл) Мы видим лесенку, на лесенке проставлены числа, вспомните, как вы работали на уроке, были у вас трудности или нет. Покажите пальцами ступеньку, на которой вы себя ощущаете. Самые высокие ступеньки (10, 9, 8) означают, то, что трудностей совсем не было, вопросы не возникали, задания показались вам легкими. Ступеньки (7, 6, 5, 4) означают то, что у вас возникали небольшие трудности и вопросы, работу вы выполняли с маленькими подсказками. Ступеньки (3, 2, 1) означают то, что работа была трудной, упражнения сложные, у вас возникали вопросы по ходу работы. Вспомните все, что мы с вами делали и покажите пальцами ту ступеньку, на которой вы себя ощущаете. Молодцы, я считаю, что вы верно выбрали свою ступеньку на лесенке. Вы сегодня хорошо работали, мы с вами замечательно поиграли. Спасибо за урок! | проявляют ЛУУД: действие смыслообразования, т. е. устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Демонстрируют РУУД: волевая саморегуляция, самоконтроль. КУУД: проявляют учебное сотрудничество с учителем; |