План – конспект урока математики в 5 классе по теме:
«Повторение. Арифметические операции с натуральными числами»
Тип урока | Урок повторения ранее изученного материала |
Формулируемые результаты | Предметные: создать условия для закрепления математического понятия «вычитание» и «деление»; вспомнить правила для «вычитания» и «деления»; Личностные: Метапредметные: формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. |
Планируемые результаты | Вспомнить с обучающимися правило вычитания и деления в столбик. |
Основные понятия | Вычитание, деление. |
Образовательные источники и ресурсы | Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Е. А. Бунимович, Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. 223, [1] с.: ил. (Академический школьный учебник) (Сферы). |
Методы и формы обучения | Методы: письменный контроль и самоконтроль, стимулирование интереса к обучению, организация и осуществление учебной деятельности. |
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учащихся. (Проверка готовности учащихся к уроку).
Проверка домашнего задания.
Проверить знания таблицы умножения (устный диктант для 1 и 2 варианта), учащиеся осуществляют взаимопроверку.
На каждое действие придумать и решить по два примера (сложение и умножение).
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, давайте начнем наш урок с быстрой проверки ваших знаний. Сейчас мы проведем устный счет. Желающий поднимает руку и говорит ответ.
8 + 5 = 13;
9 + 9 = 18;
13 – 8 = 5;
12 – 3 = 9;
13 – 5 = 8;
5 + 9 = 14;
17 – 9 = 8;
11 – 8 = 3;
13 – 6 = 7;
16 – 7 = 9;
7 + 9 = 16;
12 – 8 = 4;
8 + 9 = 17;
15 – 6 = 9.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами вспомнили такие операции как сложение и умножение и сделали вывод, что эти операции помогают нам увеличить число (сложение на сколько то, умножение во сколько то раз).
Давайте вспомним, а какие операции (действия) помогают нам уменьшить число?
Ученики: Вычитание и деление.
Учитель: Рассмотрим каждое из них.
Вычитание:
a - b = c, где:
a уменьшаемой (мы его уменьшаем);
b вычитаемое (мы его вычитаем);
c разность.
Пример:
11 – 3 = 8
какое число является вычитаемым? (3);
какое число является разностью? (8)
может ли число «3» стать уменьшаемым? (нет)
Значит:
3 – 11 8
Учитель: Таким образом, делаем вывод, что при вычитании порядок мест чисел важен.
a – b b - a
Получается, что: 11 – 3 3 – 11 или 29 – 5 5 – 29 .
Учитель: А как мы можем найти вычитаемое, зная разность и уменьшаемое?
Правило: для того, чтобы найти неизвестное вычитаемое, необходимо из уменьшаемого вычесть разность.
3 = 11 – 8;
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, необходимо сложить вычитаемое и разность.
11 = 3 + 8.
Деление:
a b = c, где:
a делимое;
b делитель;
c частное.
Пример:
48 4 = 12.
какое число является частным? (12)
какое число является делителем? (4)
может ли число «4» стать делимым? (нет)
Значит:
4 48 12.
Учитель: Таким образом, делаем вывод, что при делении порядок мест чисел важен.
a b b a
Получается, что: 48 4 4 48 или 15 3 3 15.
Учитель: А как можно найти делитель, зная делимое и частное?
Правило: для того, чтобы найти неизвестный делитель, необходимо делимое разделить на частное.
4 = 48 12;
Чтобы найти неизвестное делимое, необходимо делитель умножить на частное.
48 = 4 12.
Закрепление изученного материала.
№ 1. Решите примеры:
561 – 79 = 482;
1485 – 629 = 856;
67846 – 26794 = 41117;
152 8 = 19;
544 16 = 34;
176 4 = 44;
480 4 – 38 = 120 – 38 = 82;
(548 – 234) 2 = 314 2 = 157.
№ 2. Решить цепочки по вариантам. (взаимопроверка)
1 вариант: 25 4 = 100 2 = 50 30 = 1500 5 = 300;
2 вариант: 4 5 = 20 1 = 20 40 = 800 80 = 10.
№ 3. Сравните числа:
7…... и 67…. ; 7…... 67….
85….. и 9….. ; 85….. 9…..
.8…. и 8…… ; .8….
45…… и 54…… ; 45……
№ 4. Прочитай числа, обозначь число, которое содержит только 38 сотен.
Числа: 3800, 30838, 3838
Ответ: 3800.
№ 5. Найди и прочитай число 11 млн. 89 тыс.
Числа: 110089, 110089000, 11089000
Ответ: 11089000.
№ 6. 107 км 70 м вырази в более мелких единицах.
Числа: 107700, 107070, 170070
Ответ: 107070 м.
№ 7. 134896 кг вырази в более крупных единицах.
Числа: 134т 89ц 6кг, 134т 8ц 96кг, 13т 48ц 96кг
Ответ: 134т 8ц 6кг.
Этап рефлексии.
Учитель: Ребята, какое задание сегодня на уроке вызвало у вас повышенный интерес? Какое задание оказалось очень трудным? Что мы сегодня с вами повторили?
Домашнее задание.
Повторить переводы единиц измерения.
Придумать и решить по 2 примера на каждое действие (вычитание и деление).
Из задачника: стр. 9, №50 (а, б).
Карточки.
№ 1. Решите примеры: 561 – 79 = ? 1485 – 629 = ? 67846 – 26794 = ? 152 8 = ? 544 16 = ? 176 4 = ? 480 4 – 38 = ? (548 – 234) 2 = ? № 3. Сравните числа: 7…... и 67…. 85….. и 9….. .8…. и 8…… 45…… и 54…… № 4. Прочитай числа, обозначь число, которое содержит только 38 сотен. Числа: 3800, 30838, 3838 № 5. Найди и прочитай число 11 млн. 89 тыс. Числа: 110089, 110089000, 11089000 № 6. 107 км 70 м вырази в более мелких единицах. Числа: 107700, 107070, 170070 № 7. 134896 кг вырази в более крупных единицах. Числа: 134т 89ц 6кг, 134т 8ц 96кг, 13т 48ц 96кг | № 1. Решите примеры: 561 – 79 = ? 1485 – 629 = ? 67846 – 26794 = ? 152 8 = ? 544 16 = ? 176 4 = ? 480 4 – 38 = ? (548 – 234) 2 = ? № 3. Сравните числа: 7…... и 67…. 85….. и 9….. .8…. и 8…… 45…… и 54…… № 4. Прочитай числа, обозначь число, которое содержит только 38 сотен. Числа: 3800, 30838, 3838 № 5. Найди и прочитай число 11 млн. 89 тыс. Числа: 110089, 110089000, 11089000 № 6. 107 км 70 м вырази в более мелких единицах. Числа: 107700, 107070, 170070 № 7. 134896 кг вырази в более крупных единицах. Числа: 134т 89ц 6кг, 134т 8ц 96кг, 13т 48ц 96кг |
№ 1. Решите примеры: 561 – 79 = ? 1485 – 629 = ? 67846 – 26794 = ? 152 8 = ? 544 16 = ? 176 4 = ? 480 4 – 38 = ? (548 – 234) 2 = ? № 3. Сравните числа: 7…... и 67…. 85….. и 9….. .8…. и 8…… 45…… и 54…… № 4. Прочитай числа, обозначь число, которое содержит только 38 сотен. Числа: 3800, 30838, 3838 № 5. Найди и прочитай число 11 млн. 89 тыс. Числа: 110089, 110089000, 11089000 № 6. 107 км 70 м вырази в более мелких единицах. Числа: 107700, 107070, 170070 № 7. 134896 кг вырази в более крупных единицах. Числа: 134т 89ц 6кг, 134т 8ц 96кг, 13т 48ц 96кг | № 1. Решите примеры: 561 – 79 = ? 1485 – 629 = ? 67846 – 26794 = ? 152 8 = ? 544 16 = ? 176 4 = ? 480 4 – 38 = ? (548 – 234) 2 = ? № 3. Сравните числа: 7…... и 67…. 85….. и 9….. .8…. и 8…… 45…… и 54…… № 4. Прочитай числа, обозначь число, которое содержит только 38 сотен. Числа: 3800, 30838, 3838 № 5. Найди и прочитай число 11 млн. 89 тыс. Числа: 110089, 110089000, 11089000 № 6. 107 км 70 м вырази в более мелких единицах. Числа: 107700, 107070, 170070 № 7. 134896 кг вырази в более крупных единицах. Числа: 134т 89ц 6кг, 134т 8ц 96кг, 13т 48ц 96кг |
8