СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение и обобщение по теме "Лексика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока позволяет повторить материал по теме "Лексика".

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение по теме "Лексика"»

Технологическая карта урока

ФИО учителя Губарев Михаил Александрович

Класс 5

УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014

Предмет Русский язык

Тема Повторение и обобщение по теме «Лексика»

Тип урока Урок рефлексии


Планируемые результаты:

- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.

- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты

- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте; определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.


Цели урока:

Образовательная:

- повторить и обобщить материал по теме “Лексика”;

  • способствовать усвоению и углублению знаний учащихся

по основным разделам лексики;

- закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

 Развивающая:

- повышать творческую активность учащихся,

- развивать интерес к изучению языка;

- совершенствовать грамматический строй речи,

- обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательная:

воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и

внимательность к слову.



Условные обозначения: универсальные учебные действия - УУД;

Л - личностные; Р - регулятивные; П - познавательные; К - коммуникативные

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мобилизующий этап

Создаёт эмоциональный настрой. Приветствует, проверяет готовность к уроку. Желает успеха. (слайд 1)

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. (слайд 2)

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку.



Открывают тетради, записывают число, классная работа.

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Формулирование темы урока, целеполагание.
















Создаёт проблемную ситуацию. Организует повторение знаний

Слова учителя:

- Перед вами высказывание К. Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего    такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом». Догадайтесь о чём пойдет речь сегодня на уроке. (Слайд 3)

А сейчас давайте определим цели нашего сегодняшнего урока (слайд 5)







Размышляют, формулируют тему урока: «Лексика». Повторение и обобщение по теме «Лексика» (слайд 4)










Отвечают на вопросы, определяют цели урока:

1. Обобщить информацию о по теме «Лексика».

2.Повторить термины по теме «Лексика».

3.Применить имеющиеся знания на практике.

Регулятивные:

высказывать предположения на основе наблюдений;

формулировать тему урока, задачи;

самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные:

анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные:

уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

3. Актуализация знаний














  1. Вставьте пропущенные буквы









- Что вы учитывали, когда вставляли пропущенную букву?

- Что такое лексическое значение слова? (Слайд 6) проверка (слайд 7)

А где же можно узнать лексическое значение слова?

А какие толковые словари вы знаете, и назовите их авторов. (слайд 8)

Вставляют пропущенные буквы, отвечают на вопросы учителя.

зап(е) вать песню - зап(и)вать водой;

скр(е)пить листочки - скр(и)петь от ветра;

прим(е)рять пальто - прим(и)рить друзей



Воспроизводят известные им знания, осознают их.





В толковых словарях.

Называют словари.

Личностные:

сформированность потребности в самовыражении и самореализации;
сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

умение слушать,
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи;
планирование своих действий,
различение способа и результата действий;
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

  1. Определите толкование слова по значению:



























  1. Записать значение выделенных слов


Береги землю родимую. (слайд 10), (слайд) – 11 проверка

  1. Определите по какому принципу словосочетания распределены на две группы

(слайд 12)





Рассказ, связанный с темой омонимы (слайд 13)

  1. Почему бежало судно, а пристать должен корабль?

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
И знакомая страна
Вот уж издали видна…
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(слайд 14)

  1. Подбери слова с противоположным значениемгрязный – чистый

(слайд 15), (слайд 16 проверка)













Физминутка (на знание частей речи). Учитель называет сущ – поднимают правую руку, прил – левую, глагол – хлопают 1 раз в ладоши.

  1. Составление кластера по теме «Лексика».

Определяют и записывают слова.

  1. Площадка для катания на коньках - …

каток

Остановка на отдых во время похода -…

привал

Сильная буря на море -…

шторм

Служащая на борту самолёта -…

стюардесса

Край земли около воды -…

берег

Самый низкий мужской голос -…

бас



(слайд 9)

Мы путешествуем по земле острова.

Шёл долговяз, в сыру
землю увяз.

Земля планета Солнечной системы.

Береги землю родимую.

Мягкий характер Мягкий диван

Острый ум Острый нож

Золотые руки Золотые серьги

Железная дисциплина Железная решётка

Читают рассказ отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос.















Подбирают антонимы

трусливый – смелый

мягкий – твердый

слабый – сильный

светлый – темный

широкий – узкий

старый – молодой

грустный - веселый

Выполняют упражнения.







Составляют кластер.


































Личностные:

осознание необходимости пополнения своих знаний.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи.

планирование своих действий.

4.Закрепление изученного








Задание по группам (раздаточный материал) См. приложение 1.


Выполняют задания в группах.

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


5. Подведение итогов урока. Рефлексия






















Личностные:

развитие самооценки личности;

формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные:

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы согласно критериям;

осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Коммуникативные:

соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

строить связанное монологическое высказывание.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.




6. Домашнее задание




















По выбору:

  1. Упр. 373.

  2. Составить словарный диктант по теме «Лексика» (10-15 слов).

  3. Написать сочинение на тему «Зимний день» с использованием слов переносном значении.

Оценивают свои возможности в выполнении домашнего задания. Ставят пред собой учебно-познавательную цель для самостоятельной работы. Записывают д/з.


Личностные:

формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения;
Формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:
адекватная самооценка.

Познавательные:
поиск разнообразных способов решения задач.

Коммуникативные:
Умение слушать.














Приложение 1


1 группа

1. Дайте определения. (Найди соответствия):

Слова, имеющие одно лексическое значение




Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению


Слова, имеющие несколько лексических значений


Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи


Раздел науки о языке, в котором изучается лексика


Словарный состав языка



Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением


Слова для справок: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.

2. Замените выделенные слова синонимами.

Едва я занял свой наблюдательный пост, как пришли враги. Их было человек семь или восемь. Они быстро шли(приближались), громко стуча сапогами. Человек с фонарем шел впереди всех. За ним шли трое, держась за руки.

Слова для справок: следовали, появились, передвигался, приближались.

3. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Я одел пальто и пошел гулять.

У дороги стоял пожилой гриб.

Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов.

Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.

Она уверена в свои силы.






















2 группа

1. Дайте определения. (Найди соответствия):

Слова, имеющие одно лексическое значение




Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению


Слова, имеющие несколько лексических значений


Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи


Раздел науки о языке, в котором изучается лексика


Словарный состав языка



Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением


Слова для справок: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.

2. Допишите предложение.

Лексическое значение слова разъясняется

в ___________________ словаре.

Запишите однокоренные слова различных частей речи к прилагательному ТОЛКОВЫЙ. Выделите в них корни:

Сущ:______________;

глаг:_________________;

наречие________________ .


3. По развернутому толкованию узнать понятие и записать одним словом.

1) Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих кораблей. 
2) Теплая погода, наступившая после сильных морозов.
3) Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке.

4) кушанье из сваренной крупы.

5) обожжённое место на ткани организма.

6) вирусное заболевание.






















3 группа

1. Дайте определения. (Найди соответствия):

Слова, имеющие одно лексическое значение




Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению


Слова, имеющие несколько лексических значений


Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи


Раздел науки о языке, в котором изучается лексика


Словарный состав языка



Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением


Слова для справок: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.

2.  Определите значения глагола идет.

1)Лошадь идет шагом. 2) Опять дождь идет. 3) Поезд идет через два часа. 4) Идет весна. 5) Часы идут хорошо. 6) Идут вступительные экзамены.

Слова для справок: двигается, отправляется, падает, действует, приближается, проходят.

3. Замените в словосочетании существительное, чтобы прилагательное оказалось в прямом значении. Например: железная воля – железная дверь.

Стальные нервы, волчий аппетит, свинцовый взгляд, острое слово, бодрый шаг, тихий месяц, золотая пора.
































Приложение 2

Продолжите предложения

Я понял, что..._____________________________________________________________________________________________________________

Я узнал, что..._____________________________________________________________________________________________________________

Теперь я могу...___________________________________________________________________________________________________________

Я научился_______________________________________________________________________________________________________________

Для меня сегодня было важным _____________________________________________________________________________________________























Приложение 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!