СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Урок повторения и обобщения по теме «Лексика и фразеология».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе  по теме: «Урок повторения и обобщения по теме «Лексика и фразеология».

 Цель урока:

-формирование у обучающихся стойких знаний по теме «Лексика и фразеология»,

Задачи:

- закреплять понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка;

- активизировать творческие способности учащихся;

- формировать интерес к слову и языку в целом;

- развивать умение работать в группах.

 

 

 

Эпиграф: «Каждое слово — полноценная капля свежего июльского дождя». Д. С. Лихачёв.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Урок повторения и обобщения по теме «Лексика и фразеология».»

Урок русского языка в 5 классе.


Тема: «Урок повторения и обобщения по теме «Лексика и фразеология».


Цель урока:

-формирование у обучающихся стойких знаний по теме «Лексика и фразеология»,

Задачи:

- закреплять понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка;

- активизировать творческие способности учащихся;

- формировать интерес к слову и языку в целом;

- развивать умение работать в группах.


Методы и приемы:
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, видеопроектор

Ход урока.

Эпиграф: «Каждое слово — полноценная капля свежего июльского дождя». Д. С. Лихачёв.


1.Выступление библиотекаря школы. Рассказ о пользе чтения, о толковых словарях, словарях синонимов, антонимов, омонимов, словарях фразеологизмов.

Вопрос учителя. Как можно сформулировать тему урока, опираясь на выступление библиотекаря?

Ответ «Лексика и фразеология».

--- Учитывая, что мы с вами закончили изучать этот раздел, тема может быть такой, как :

Ответ. «Урок повторения и обобщения по теме «Лексика и фразеология».

А какая будет цель урока?

Ответ. Повторить , обобщить и закрепить сведения, полученные на уроках при изучении данного раздела.

2.Рассказ ученика о языке (Эзопов язык).

Чтение наизусть учеником стихотворения о хамстве в современном мире.

3.Работа в группах с карточками. (Найти в тексте устаревшие, профессиональные и диалектные слова).

4.Что такое контекст? (Записать в тетрадь определение).

5 Определить в контексте омонимы, многозначные слова.

Запись в тетради :

Варёный язык

Язык Пети Иванова

Это микроконтекст.

1.Продукт

2.Речь

Вывод Это омонимы, потому что это разные слова.

Вопрос Из чего состоит микроконтекс?

Ответ. Микроконтекст состоит из словосочетания.

Работа в парах с минитекстами.

1.Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть

2.Выписать слова с безударными гласными

3.Найти слова с чередующимися гласными, выписать их.

Диктант «Четвёртый лишний».

Пловец (искл.), Равнина (искл.),раздражать (публику),отраслевой (искл.),

Объяснить происхождение слов.

Перчатка --- перст (палец) устаревшее слово

Великан -- вель (большой) из славянского языка.

Вывод.

Почему мы изучаем лексику, а говорим об орфографии?

Ответ Фонетика, лексика, морфология, синтаксис, стилистика тесно связаны между собой.

Творческая мастерская. Учимся правильно выражать свою мысль.

На доске текст (Расставить знаки препинания, подчеркнуть необычное слово ОТВЁРТЫВАЛАСЬ). Подобрать к нему синоним, который является общеупотребительным словом. (отворачивалась).

Работа в группах. Раздаются рисунки.

-- Какие строки приходят на ум?

Ответ (Однажды в студёную зимнюю пору…)

От каждой группы выступает 1 ученик ( всего 3).

После анализа изображённого на рисунках, в тетрадях появляются записи:

Мужичок, дровишки, лошадь.

- Как называются эти слова?

Ответ. Эмоционально-окрашенными.

--- С какой пометкой они даются в словаре?

Ответ. С пометкой (разговорное, просторечное).

- О чём автор рассказывает в своём стихотворении?

Ответ. Автор рассказывает о тяжёлом труде простого народа, который начинается с малолетства.

Вывод по уроку.

-- О чём говорили сегодня на уроке?

- Что повторили?.

Какие задания вам показались наиболее интересными?

-- На каком этапе работы вы испытывали затруднение?

-- Удалось ли нам достичь цели урока?

Домашнее задание. Проанализировать текст басни И. А. Крылова « Стрекоза и Муравей».

На последнем этапе урока раздаются оценочные листы. Каждый ученик отвечает на предложенные вопросы:

1.Я на уроке работал / активно-пассивно/

2.Своей работой на уроке я / доволен-недоволен/

3.Урок для меня показался /коротким-длинным/

4.За урок я /устал-не устал/

5.Моё настроение /стало лучше-стало хуже/

6.Материал урока мне был понятен- не понятен/

7. Домашнее задание мне кажется / лёгким – трудным, интересным – не интересным/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!