Тема: Повторение и обобщение знаний по теме «Лексика, фразеология»
Тип: обобщение пройденного материала
Вид: урок-игра
Технология: на диалоговой и игровой основе
Цель: закрепить понятия о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке.
Задачи:
- формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления;
- учить определять лексическое значение фразеологизмов;
-прививать интерес к изучению русского языка;
- развивать умение работать в группах, слушать друг друга, уважительно относиться к каждому члену команды;
- формировать умение применять на практике полученные знания;
- развивать познавательные процессы(память, воображение, мышление, внимание, речь);
- развивать умения оценивать себя и друг друга;
Ход урока
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Эх, как же я соскучилась по лету! По его солнечным лучикам, по радостным прогулкам по лесу! А давайте посреди зимы отправимся в поход на солнечную летнюю полянку языкознания, соберем цветов, выполним задания? А в какой именно раздел науки о языке мы пойдем гулять, вы скажете мне сами, чуть позже.
Если вы согласны, то послушайте, пожалуйста, правила нашего похода. Расположимся мы с вами в четырех палатках, у каждой будет свое название. Картинки с цветами находятся у вас на партах. (колокольчик, полевая гвоздика, подорожник, мышиный горошек).
Ребята, к каждому члену палатки относитесь с уважением, выслушивайте его мнение и рекомендации, если вы будете готовы к ответу, то поднимайте свой цветок. Кто ответит первым и правильно, получит цветочек в свою корзинку. А в конце урока мы подсчитаем, чья палатка больше собрала цветов.
А вот и первые цветочки, которые встретились нам на лугу. (Раздаются ромашки каждому – объемный рисунок, на доске). Что это за цветок? Где он растет и какие у него полезные свойства? (Ромашка – полевое растение. Используется в медицине как болеутоляющее, противовоспалительное, в косметологии, настой ромашки полезен для укрепления и роста волос)
Такая ромашка встречается в природе? Или чего-то не хватает? Давайте дорисуем стебель, листья, корень? (на партах фломастеры).
Какие вы умницы! Мы с вами не только нарисовали ромашку, но и раскрыли значение этого слова. А в каком разделе науки о языке изучаются слова и их значение? (Лексика) Значит, мы с вами оказались на каком лугу и что сегодня повторим? (на лугу лексикологии, единицы лексики)
Молодцы! Попробуем из нашего рисунка сделать схему, чтобы она отражала, какие единицы изучаются в лексикологии? По ходу выполнения заданий мы будем ее заполнять.
Что ж, отправляемся на прогулку? (презентация) Ох,ох, детки, посмотрите, какую гору мусора оставил кто-то из отдыхающих! Давайте поможем природе и разберем его? (Карточки со словами в виде горки) Посмотрите на ваши карточки и сформулируйте сами задание. Что вам нужно сделать?
Плейер, Городовой, цирюльник Перст, программист, веб-камера, Очи, кольчуга, карета, нанотехнологии, Чужестранец, ланиты, дресс-код, ямщик, отрок, Гаджеты, князь, чело, блокбастер, уста, выя, вельможа |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Вам нужно распределить слова по трем столбцам в зависимости от времени их употребления. Как они называются? (архаизмы и историзмы, неологизмы) Чем они отличаются друг от друга? Кто первый справится, поднимайте картинку с цветком. Итак, первая палатка меняется со второй, третья – с четвертой. Ребята, проверяем честно! (проверка по слайду презентации). Для чего нам нужны историзмы и архаизмы, если они сейчас не употребляются?
Запишем в схему-цветок, что мы сейчас повторили.
Посмотрите, ребята! (презентация)К нам на полянку из леса вышла бабушка. Она что-то нам сказала на местном языке. Но мы мало чего поняли. Почему так могло произойти? Как называются такие слова? (раздаются карточки)
Прочитайте отрывок из рассказа К.Паустовского «Степная гроза» и словарь-справку к нему. Сформулируй задание к упражнению. (Необходимо вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания, и слова – диалекты)
Дед Лысуха был подслеповатый и глухой. Он ничего не видел и потому, сидя у курени, все время покрикивал наудачу на воображаемых воров – мальчишек. «А ну, марш с баштана, голота! Вот выдерну с плетня дрючок да встану, тогда будете знать!» Крик деда на пустом баштане веселил рыбаков. «До чего старательный» - говорили они. «Кричит весь день, а у него из-под постолы хлопчики тянут дыни. Да бог с ним, пусть сторожит. Надо же старому пропитание».
К. Паустовский
Словарь – справка:
Баштан – участок, засеянный арбузами, дынями, тыквами;
дрючок – толстая палка, жердь;
курень – изба, хата; шалаш, сторожка на бахчах, огородах;
постолы – грубая обувь из целого куска кожи, стянутой сверху ремешком; род лаптей из лыка и веревок.
Поменяемся карточками с другими группами. Проверяем честно! Ребята, какие орфограммы мы повторили? (безударная гласная в корне слова, написание приставок, Прямая речь)
Для чего диалектизмы используют в произведениях художественной литературы? Почему их называют «сокровищами живой народной речи»?
Какие вы умницы! Запишем в схему еще одну лексическую единицу по сфере употребления!
Эх, ребята! Такие сложные задания нам попались на лугу, а нам с вами море по колено! Что я сейчас употребила в своем обращении к вам? Правильно, фразеологизм! Что это такое? В каждую палатку я раздала карточки с фразеологизмами, у всех они разные. Вам нужно выбрать один из них, самый полюбившийся, и нарисовать его так, чтобы остальные палатки могли отгадать. Попробуем? (дополнительное задание: придумать с ними предложения)
Колокольчики
Как свои пять пальцев
На лбу написано
Как курица лапой
Мышиный горошек
Зарубить на носу
Как кот наплакал
Море по колено
Полевая гвоздика
Как с гуся вода
Водить за нос
Черт дернул за язык
Подорожник
Спустя рукава
Как кошка с собакой
Как снег на голову
Умницы! Давайте запишем в схему фразеологизмы. Для чего они нам необходимы? Для чего используются в произведениях русской литературы?
Ребята, сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения Вадима Шефнера, писателя и поэта 20-го века. А вы послушайте и ответьте, чему оно посвящено и к чему нас призывает автор?
Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту...
Какие выводы мы можем сделать из урока? (необходимо беречь природу, уважать окружающих тебя людей и заботиться о чистоте русского языка)
Давайте подсчитаем, у кого больше получилось цветов в корзине? Вы умницы! Так держать!
Ребята, нашу схему вы можете дома дополнить сами. Она послужит вам в качестве памятки.
На столах лежат оценочные листочки. Рассмотрите их. Что нам нужно сделать? Подумайте и оцените, что вы знаете по теме урока, а что вам нужно еще повторить.
Оценочный листок |
Я знаю… | Мне нужно повторить… |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |