СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение темы "Словосочетание"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение темы "Словосочетание" в 6 классе. Работа в группах.

Просмотр содержимого документа
«Повторение темы "Словосочетание"»

Тема урока: Словосочетание

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тип урока: Повторение изученного в 5 классе

Цели урока: -сформировать умение выполнять синтаксический разбор словосочетания

- отрабатывать навыки проверки слов с орфограммой

- развивать умение связной монологической речи

Задачи:

1.Образовательная - закрепить знания о словосочетании; отрабатывать умение находить главное и зависимое слово, определять вид словосочетания;отрабатывать правило написания слов с орфограммой;учить аргументировать свою точку зрения.

2.Развивающая - развивать устную и письменную речь; содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим;умение работать в парах, самостоятельно;создать благожелательную творческую атмосферу.


Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной

познавательной деятельности учащихся, снятия умственного и физического

напряжения.

Планируемые результаты:

научатся находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, отличать словосочетание от слова и предложения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; анализировать информацию, аргументировать свою позицию и координировать её с позицией одноклассников.


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, электронное интерактивное приложение "Русский язык. Интерактивные дидактические материалы. 5 класс",учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык 6 класс» Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирова, Ю.Н.Гостева и др., цветные листочки (красные, желтые, зеленые) для рефлексии.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;


метапредметных результатов:

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- производить логические операции;

- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- слушать и понимать речь других;

- определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

предметных результатов:

- анализировать устную речь;

- определять главное и зависимое слово в словосочетании

- подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы.



Ход урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Здравствуйте, ребята!
– Присаживайтесь!

-Откройте тетради, запишите число, Классная работа.

II. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися понятия о словосочетании

1.Постановка учебной задачи. Организация наблюдения.

Ребята! Вчера в своем почтовом ящике нашла письмо. Адрес мой: село Октябрьское. Адресат: Стрельникова С.Е. Но странно: обратного адреса нет. Адресант: 6 "Г" класс.

Внутри конверта был такой текст:

« Уважаемая Светлана Егоровна, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с дополнительным заданием по русскому языку. Помогите, пожалуйста, справиться с заданием. У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью!!! Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!»

Первое мое желание - помочь этому ученику. Но как же я смогу помочь, если я не знаю, кто автор этого письма. И тогда я решила провести урок для всех учеников 6 "Г" класса. Темы такой в нашем учебнике нет, но я же не могу оставить без внимания крик души ученика, который очень хочет стать грамотным человеком. Думаю, что вы согласитесь мне в этом помочь.

а) Вот некоторые слова из письменного задания:

Пос..дить, чу..ствительный, пор..жать, (в) т.плице, сер..це, вс..гда.



Прочитайте написанные на слайде слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите.

Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили? - 1 ученик у доски

(Первая пара слов – посадить – в теплице.Объединяются эти слова потому, что в них одинаковая орфограмма – безударная гласная в корне слова).

Какие слова еще можно объединить?

(Чувствительное сердце.В них имеется непроизносимая согласная в корне слова)

Назовите третью пару слов.

(Поражать всегда.В словах безударная непроверяемая гласная в корне слова).

б) Формулирование учащимися темы и цели урока.

Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока.

– Посадить в теплице, чувствительное сердце, поражать всегда – это словосочетания. Значит, тема урока – “Словосочетание”.

Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся в тетради.

Отталкиваясь от темы урока и используя запись на доске, сформулируйте цели нашего урока.

Запись на доске и в тетрадях:

Цель:

Повторить все о словосочетании.

Развивать умение отличать словосочетание от слова и предложения.



III. Первичное закрепление.

1. Запись на слайде:

1) Маленький р..сток, ..
2) Пахнет ар..матно,..
3) Прил..гать усилия,..

Справка: предл..жить решение, выглядит вел..колепно, красивое р..стение.

Внимательно прочтите данную запись и сформулируйте к ней свое задание.

– Продолжите ряды словосочетаний, используя слова для справок.

– По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?

(Словосочетания нужно подбирать по двум признакам: по составу словосочетаний и имеющимся в корне слов орфограммам).

– Какие словосочетания надо включить в первый ряд? - 1 ученик работает у доски

(Маленький росток, красивое растение. Состав этих словосочетаний одинаков: “прил.+ сущ.”. Второй признак – одинаковая орфограмма: чередующаяся гласная в корне слова:

-раст-, -ращ-, -рос-.

Второй и третий ряд учащиеся составляют самостоятельно, затем проводится проверка. Правильный ответ: пахнет ароматно, выглядит великолепно – второй ряд.

Третий ряд: прилагать усилия, предложить решение.

Назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых есть все составные части слова. Объясните свой выбор.

прилагать, предложить

2. Работа в группах.

На листах записаны слова, сформулируйте задание.

Слова нужно преобразовать в словосочетания. Согласовать в роде, числе, падеже.

Кто быстрее и без ошибок?

1 группа.

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

2 группа.

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)

3 группа.

Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)

4 группа

Зеленого (росток)

автор (рассказ)

черная (кофе)

проситься на (родина)

золотым (амулет)

5 группа

с невероятной( скорость)

человек (создавать)

жителями (местности)

жизнь на (льдина)

произносите (правильно)



6 группа

читаю без (лампады)

в моей (комната)

перед (закат)

с каждым (днем)

свет (лампа)

Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?

3. Повторение теории.

1.Беседа.

– Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание?

– Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?

– Как связывается зависимое слово с главным?

– С помощью чего устанавливается смысловая связь?

– С помощью чего выражается грамматическая связь?

-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание.

- Чтение лингвистического текста о словосочетании

4. Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

5. Словарно-орфографическая работа.

Сегодня мы познакомимся с новым словом из орфографического словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий.

Внимательно прочтите написанные словосочетания: идти далеко, летать в небе, генная инженерия (объяснение значения последнего словосочетания).

А теперь будьте особенно внимательны. Первая часть слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ.

Вторая часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав “ сущ.+прил.”

Третья часть слова – первый слог зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи.

(Ле-ген-да)

– Какое слово у вас получилось? Что же такое легенда?

Ответы учащихся:

Легенда–устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся как достоверные. Например, "Солдат и смерть".

Слово учителя:

– У слова легенда есть еще одно значение. Слышали ли вы выражение – легенда разведчика? Здесь словолегенда обозначает вымышленные сведения о себе, то есть о том, кто выполняет секретное задание.

Расскажите о правописании слова легенда.

(Слово легенда состоит из трех слогов. Второй слог ударный. Безударная гласная буква е. Ее надо подчеркнуть и запомнить.

Прослушайте две короткие легенды об ароматном, целебном, прекрасном цветке ландыше. Из каждой легенды выберите словосочетание, которое могло бы быть заголовком рассказа.

I. С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.

– Найдите словосочетание в первой легенде. (По мере их называния ученик записывает их на доске).

II. В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.

– Назовите словосочетания из второй легенды. Охарактеризуйте состав названных словосочетаний.

О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси.

У детей на столах тексты.

Славяне создали свою (“прил.+сущ.”) о ландыше.

Водяная царевна Волхова (“гл.+сущ.”).

На свою беду она (“гл.+сущ.”) Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать (“сущ.+сущ.”), но не нашла его на берегу. (“нар.+гл.”) Волхова, (“сущ.+гл.”) среди трав, превратившись в (“прил.+сущ”) с изумительным ароматом.

Слова для справок: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слезы упали, чудесные цветы.

Внимательно прочтите текст, справочные материалы к нему и сформулируйте свое задание.

Ребята записывают текст, восстанавливаю пропущенные словосочетания, учитывая их смысл и состав. Можете вставить свои подходящие по смыслу слова. Тогда у вас получится своя легенда.

- Пока выполняете это задание, один ученик работает у интерактивной доски. Составляет лингвистический рассказ по теме.



Какое из словосочетаний не может называться словосочетанием? Почему? (Слезы упали– это грамматическая основа).

Какое название наиболее точно отражает содержание текста – Легенда или Легенда о ландыше? (Более точно говорит о предмете словосочетание).



О ландыше в нашем учебнике есть замечательное стихотворение С.Я.Маршака на с. 56. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите словосочетания, которые называют цветок ландыша. Какие выразительные средства языка есть в стихотворении?

колокольчики весны, горький цветок, ниточки жемчужины

IV.Проверка домашнего задания.

Ребята, вы тоже умеете описывать природные явления. Дома нужно было написать сочинение "Я видел радугу" по репродукции картины художника Николая Никаноровича Дубовского. Можно было написать в стихах.

Запишите д.з.: словарный диктант на с. 63, подобрать слова и записать словосочетания, определить главное и зависимое слово.



V. Рефлексия.

– Скажите, о каком языковом явлении мы говорили на уроке? (Речь шла о словосочетании)

– Расскажите все, что вы узнали о словосочетании на уроке?

(Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний. Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса. Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.

Как вы думаете, смогли мы сегодня ученику объяснить тему?

-Сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке.

За окном осень. Русские поэты восхищались красотой этого времени года. "Унылая пора! очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса..."- писал Пушкин. Ему вторил И. Бунин: " Лес точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный..." Я вам предлагаю украсить символическое дерево осени. У каждого на столе есть листочки разного цвета. Вам нужно повесить эти листочки на дерево:


Красноватый лист - Я умею определять главное и зависимое слово в словосочетании, определять вид словосочетания


ЖЁЛТЫЙ лист – Я умею, но пока с трудом нахожу главное и зависимое слово в словосочетании


Зеленый лист – Я сегодня не смог , но завтра научусь.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!