СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение темы "Словосочетания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка - это технологическая карта урока по повторению темы "Словосочетания", включающая в себя две самостоятельные работы, теорию и упражнения для закрепления

Просмотр содержимого документа
«Повторение темы "Словосочетания"»

Тема: Повторение. Словосочетания

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

2

Актуализация знаний

  1. Самостоятельная работа (приложение 1)

  2. Упражнение на повторение чужой речи

Расставить знаки препинания.

Король сказал Давай пойдем и спросим у людей!

Если я слаб сказал Г.Я. Седов спутники мои крепки.

Парню одиннадцатый год! сердито проговорил папа.

Переделать прямую речь в косвенную.

А. Грибоедов написал: «Счастливые часов не наблюдают».

Мама спросила сына: «Хочешь пойти в парк?»

Руководитель группы сказал нам: «Будьте осторожнее».

  1. Вспоминаем теорию по словосочетаниям

- Что называется словосочетанием?

- Какие виды словосочетаний вы знаете?

- Какие виды связи слов в словосочетаниях вы знаете?

Выполняют самостоятельную работу, выполняют упражнения, отвечают на вопросы, формулируя тему урока

3

Мотивация к учебной деятельности

Работа по картине И. Левитана «Осенний лес». Задание – придумать словосочетания.

Составляют словосочетания по картине

4

Работа по теме урока

  1. Что является и что не является словосочетаниями.

Учитель предлагает посмотреть на предложение и определить, что не будет являться словосочетанием.

Если человек будет много болтать и хвастаться, то скоро, лет через 5, он превратится в сморщенного старика.

Не являются словосочетаниями:

- подлежащее и сказуемое;

- однородные члены предложения;

- фразеологизмы;

- сочетание уточняемого и поясняемого слова с уточняющим и поясняющим;

- сочетание знаменательного и служебного слов: в течение урока и т.д.

2. Виды словосочетаний

- глагольные;

- именные;

- наречные

Упражнение. Определить виды словосочетаний

Думать о будущем, радоваться празднику, пойти в театр, проходить быстро, часто гневаться, навещать больных, читать по вечерам, отвечать с улыбкой, говорить улыбаясь, поразительно четкий, домашнее задание, книга отца, корзина с грибами.

  1. Виды подчинительной связи

- Согласование

- Управление

- Примыкание

Упражнение. Определить вид подчинительной связи, разделить слова на три столбика:

Согласование

Управление

Примыкание




В последнюю минуту, пользоваться компьютером, обидел ненароком, где-то растет, занимаюсь историей, собрался в лес, инициатива прекращения, курс реформ, гарантия успеха, проявлять доброту, преодолеть препятствие, рад встрече, встать бесшумно.

Упражнение. Преобразовать словосочетания из согласования в управление

Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн

Из управления в согласование

Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год

Из управления в примыкание

С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествиям, помощь брата.

Записывают в словари определения, выполняют упражнения

5

Закрепление полученных знаний, выполнение самостоятельной работы

  1. Замените словосочетание «безымянную речушку», построенное на основе связи согласование, синонимичные словосочетанием со связью управление.

  2. Замените словосочетание «женских сердец», построенное на основе связи согласование, синонимичные словосочетанием со связью управление.

  3. Замените словосочетание «работа прадеда», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование

  4. Замените словосочетание «”Бурлаками” Репина», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

  5. Замените словосочетание «в растерянности соображая», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Выполняют самостоятельную работу

6

Домашнее задание

Упражнение 1. Указать в каждом словосочетании главное слово (х) и написать вид подчинительной связи.

Легкое прикосновение, справиться о маршруте, здесь не курят, застенчиво толпятся, поднимаю с земли.

Упражнение 2. Преобразовать словосочетания

  1. Из управления в согласование – «листы железа»

  2. Из согласования в управление – «бессонных ночей»

  3. Из управления в примыкание – «спросил с грустью»

  4. Из примыкания в управление – «встал бессшумно»

Записывают домашнее задание


Приложение 1. Самостоятельная работа

Задание 1. Расставить знаки препинания.

Русская пословица гласит Хлеб всему голова. Ему надо лучше учиться сказал отец чтобы в будущем было легче.

Задание 2. Подчеркнуть обособленные члены предложения и расставить недостающие знаки препинания.

Но стоило мне войти в безлюдные переулки окружавшие Черноморскую, увидеть темный плющ на оградах освещенных золотеющим солнцем зимы, и тотчас возвращались спокойствие и душевная легкость. Однажды в деревне в летний день очень маленькая девочка, которую родители привезли из города, заглянула в колодец.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!