Девиз урока: математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.
Цели: а) систематизировать знания учащихся за курс алгебры 7-9 класс, обобщить их знания и умения по данной теме, вспомнить и закрепить методы работы с алгебраическими выражениями: правила раскрытия скобок, правила умножения одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, формулы сокращенного умножения, разложение многочлена на множители, действия над рациональными дробями;
б) воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;
в) развитие аналитического и синтезирующего мышления, умений применять знания на практике, аккуратности, точности выполнения действий, самостоятельности.
Задачи: вспомнить и применить при решении тренировочных упражнений вышеперечисленные правила работы с алгебраическими выражениями.
Ход урока
1.Организационный момент.
Поэт Роман Сеф в шутливой форме писал:
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Мы сегодня скучать не будем. Согласны? Запишите в тетрадях дату, классная работа и тему урока «Выражения и их преобразования».
2.Постановка целей и задач урока.
Посмотрите внимательно на тему урока.
Какие виды выражений вы знаете? (числовые и буквенные)
А какие их преобразования вам знакомы? (правила раскрытия скобок, правила умножения одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, формулы сокращенного умножения, разложение многочлена на множители, действия над рациональными дробями)
Так какова цель сегодняшней нашей работы? (вспомнить и закрепить методы работы с алгебраическими выражениями)
Таким образом, мы с вами систематизируем и обобщим знания и умения по данной теме за курс алгебры 7-9 класса в целом.
3.Повторение учебного материала. Актуализация знаний.
1) Правила раскрытия скобок.
Одним из видов преобразования выражения является раскрытие скобок. Бывает удобно перейти от выражения со скобками к тождественно равному выражению, которое уже не содержит этих скобок.
Сформулируйте, пожалуйста, правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+»: если перед скобками стоит знак «+», то можно опустить скобки и этот знак «+», сохранив знаки слагаемых, стоящих в скобках.
1)
;
2)
.
Сформулируйте теперь правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «−»: если перед скобками стоит знак «−», то скобки опускаются, а слагаемые в скобках меняют свой знак на противоположный.
;
2)
.
2) 1. Правило умножения одночлена на многочлен.
Давайте вспомним правило умножения одночлена на многочлен: чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно умножить этот одночлен на каждый член многочлена и полученные произведения сложить.
Найдите и исправьте ошибку:
(
)
2. Правило умножения многочлена на многочлен.
Напомните, пожалуйста, правило умножения многочлена на многочлен: чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.
Найдите и исправьте ошибку:
(
)
3) Формулы сокращенного умножения.
Подошла очередь вспомнить формулы сокращенного умножения. Заполните пропуски в формулах.

А теперь выполним следующее задание. Соедините линиями задания и ответы.
Задания Ответы
1)
1) 
2)
2)
3)
3)
4)
4) 
5)
5)
6)
6) 
7)
7) 
Ключ: 1-2; 2-4; 3-3; 4-6; 5-7; 6-5; 7-1.
Если выполнили правильно, то поставьте «+», если же допустили ошибку, то «-» и исправьте ошибку.
Поднимите руку, кто выполнил все правильно. А где допустили ошибки?
4) Разложение на множители.
Посмотрите внимательно на примеры, записанные на доске. Ответьте на вопрос: что общего в приведенных ниже примерах?
Пример 1
Пример 2
Пример 3
Пример 4
Ответ: в ответах получаются произведения.
Так что же называется разложением на множители?
Ответ: представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов называют разложением на множители.
Назовите, исходя из данных примеров, методы разложения многочлена на множители:
А) вынесение общего множителя за скобки;
Б) способ группировки;
В) с помощью формул сокращенного умножения;
Г) формула разложения на множители квадратного трехчлена.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!
5) Действия над рациональными дробями.
А сейчас я предлагаю поиграть в математическое лото. Работаем в парах. Вам надо подобрать, соединить правило и соответствующий ему пример.
а) Сокращение дроби
б) Сумма и разность дробей.
 
|
Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями нужно сложить их числители, а знаменатель оставить тем же.
|
 
|
Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями нужно из числителя первой дроби вычесть числитель второй, а знаменатель оставить тем же.
|
в) Произведение и частное дробей.
|
Чтобы умножить дробь на дробь, нужно перемножить их числители и перемножить их знаменатели и первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем дроби.
|
 
|
Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй.
|
 
|
Чтобы возвести дробь в степень, надо возвести в эту степень числитель и знаменатель и первый результат записать в числителе, а второй – в знаменателе дроби.
|
Проверим следующим образом. Я показываю пример, а вы озвучиваете соответствующее правило.
Таким образом, мы повторили теоретический материал и переходим практической части.
4.Закрепление материала.
Задание. Вставьте вместо пропусков такие одночлены или знаки, чтобы полученное равенство было тождеством:

9)
10) 
5.Итоги.Рефлексия.
Как говорит Евгений Доманский: «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед.» Поэтому мы тоже проведем рефлексию.
Вернемся к началу нашего урока. Посмотрите на цель урока. Мы ее достигли? Достигли, потому что…
6.Домашние задание.
Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание:
В 69, 70 (9) (сборник экзаменационных заданий)
Просмотр содержимого документа
«Повторение: выражения и их преобразования»
Тема: «Повторение: выражения и их преобразования»
Девиз урока: математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.
Цели: а) систематизировать знания учащихся за курс алгебры 7-9 класс, обобщить их знания и умения по данной теме, вспомнить и закрепить методы работы с алгебраическими выражениями: правила раскрытия скобок, правила умножения одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, формулы сокращенного умножения, разложение многочлена на множители, действия над рациональными дробями;
б) воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;
в) развитие аналитического и синтезирующего мышления, умений применять знания на практике, аккуратности, точности выполнения действий, самостоятельности.
Задачи: вспомнить и применить при решении тренировочных упражнений вышеперечисленные правила работы с алгебраическими выражениями.
Ход урока
Организационный момент.
Поэт Роман Сеф в шутливой форме писал:
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Мы сегодня скучать не будем. Согласны? Запишите в тетрадях дату, классная работа и тему урока «Выражения и их преобразования».
Постановка целей и задач урока.
Посмотрите внимательно на тему урока.
Какие виды выражений вы знаете? (числовые и буквенные)
А какие их преобразования вам знакомы? (правила раскрытия скобок, правила умножения одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, формулы сокращенного умножения, разложение многочлена на множители, действия над рациональными дробями)
Так какова цель сегодняшней нашей работы? (вспомнить и закрепить методы работы с алгебраическими выражениями)
Таким образом, мы с вами систематизируем и обобщим знания и умения по данной теме за курс алгебры 7-9 класса в целом.
Повторение учебного материала. Актуализация знаний.
1) Правила раскрытия скобок.
Одним из видов преобразования выражения является раскрытие скобок. Бывает удобно перейти от выражения со скобками к тождественно равному выражению, которое уже не содержит этих скобок.
Сформулируйте, пожалуйста, правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+»: если перед скобками стоит знак «+», то можно опустить скобки и этот знак «+», сохранив знаки слагаемых, стоящих в скобках.
;
.
Сформулируйте теперь правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «−»: если перед скобками стоит знак «−», то скобки опускаются, а слагаемые в скобках меняют свой знак на противоположный.
;
2)
.
2) 1. Правило умножения одночлена на многочлен.
Давайте вспомним правило умножения одночлена на многочлен: чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно умножить этот одночлен на каждый член многочлена и полученные произведения сложить.
Найдите и исправьте ошибку:
(
)
2. Правило умножения многочлена на многочлен.
Напомните, пожалуйста, правило умножения многочлена на многочлен: чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.
Найдите и исправьте ошибку:
(
)
3) Формулы сокращенного умножения.
Подошла очередь вспомнить формулы сокращенного умножения. Заполните пропуски в формулах.

А теперь выполним следующее задание. Соедините линиями задания и ответы.
Задания Ответы
1)
1) 
2)
2)
3)
3)
4)
4) 
5)
5)
6)
6) 
7)
7) 
Ключ: 1-2; 2-4; 3-3; 4-6; 5-7; 6-5; 7-1.
Если выполнили правильно, то поставьте «+», если же допустили ошибку, то «-» и исправьте ошибку.
Поднимите руку, кто выполнил все правильно. А где допустили ошибки?
4) Разложение на множители.
Посмотрите внимательно на примеры, записанные на доске. Ответьте на вопрос: что общего в приведенных ниже примерах?
Пример 1

Пример 2
Пример 3

Пример 4
Ответ: в ответах получаются произведения.
Так что же называется разложением на множители?
Ответ: представление многочлена в виде произведения двух или нескольких многочленов называют разложением на множители.
Назовите, исходя из данных примеров, методы разложения многочлена на множители:
А) вынесение общего множителя за скобки;
Б) способ группировки;
В) с помощью формул сокращенного умножения;
Г) формула разложения на множители квадратного трехчлена.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!
5) Действия над рациональными дробями.
А сейчас я предлагаю поиграть в математическое лото. Работаем в парах. Вам надо подобрать, соединить правило и соответствующий ему пример.
а) Сокращение дроби


б) Сумма и разность дробей.
  | Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями нужно сложить их числители, а знаменатель оставить тем же. |
  | Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями нужно из числителя первой дроби вычесть числитель второй, а знаменатель оставить тем же. |
в) Произведение и частное дробей.
  | Чтобы умножить дробь на дробь, нужно перемножить их числители и перемножить их знаменатели и первое произведение записать числителем, а второе – знаменателем дроби. |
  | Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй. |
  | Чтобы возвести дробь в степень, надо возвести в эту степень числитель и знаменатель и первый результат записать в числителе, а второй – в знаменателе дроби. |
Проверим следующим образом. Я показываю пример, а вы озвучиваете соответствующее правило.
Таким образом, мы повторили теоретический материал и переходим практической части.
Закрепление материала.
Задание. Вставьте вместо пропусков такие одночлены или знаки, чтобы полученное равенство было тождеством:
9)
10)
Итоги.Рефлексия.
Как говорит Евгений Доманский: «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед.» Поэтому мы тоже проведем рефлексию.
Вернемся к началу нашего урока. Посмотрите на цель урока. Мы ее достигли? Достигли, потому что…
Домашние задание.
Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание:
В 69, 70 (9) (сборник экзаменационных заданий)
Задание. Рассмотреть решение примера и найти ошибки:
Правильное решение оформить на доске:
4