Повышение эффективности коррекционно-развивающей деятельности на примере использования конструктора HUNA - MRT в работе педагога с детьми с ОВЗ
За последнее время увеличилось количество детей с различными сочетанными нарушениями в речевом и психоэмоциональном развитии, где дефект речи выступает не единичным образом. А влечет за собой проблемы в коммуникативной, эмоционально-волевой и познавательной сферах развития ребенка.
Тогда как физическая активность явно видна и в ней проявляются способности детей, умственная проявляется опосредованно, такая деятельность ребенка видна только в конечном результате, например, созданной ребенком конструкции или игре.
Конструкторы любимый детьми материал, использование которого в образовательной деятельности ДОУ позволяет проявить у воспитанников творческую активность, развивая их мышление, воображение, память и навыки и умения в конструктивной деятельности.
Известно, чтоб игрушка не надоедала, ее должно быть возможно трансформировать и модифицировать, в случае с конструктором и особенно с робототехническим, такие возможности безграничны и позволяют поддерживать интерес ребенка и к игре, и к занятию, что способствует его познавательному развитию, в целом и овладению навыками общения и эмоционально-волевой саморегуляции, в частности.
Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее дидактическими возможностями:
1) формирование предпосылок универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных;
2) развитие мелкой моторики;
3) развитие навыков и умений конструирования
и моделирования;
4) формирование математических представлений;
5) знакомство с основами механики и начальная
подготовка к инженерному образованию;
6) приобретение первого опыта программирования.
Преимущества использования конструкторов HUNA-MRT
перед аналогичными
«HUNA-MRT »
LEGO Education «WeDo»
Занятия распределены по блокам с усложнением к концу года. Каждый блок состоит из двух занятий: первое проводится педагогом-психологом, второе – с учетом рекомендаций, воспитателем в совместной деятельности.
Основные формы занятий – по образцу, схеме, замыслу.
Освоение навыками роботоконструирования происходит в 4 этапа:
- На первом этапе работы дети знакомятся с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей. Основной образовательной целью применения конструкторов является формирование математических представлений, которые детям дошкольного возраста даются достаточно сложно. Это ориентирование в пространстве, оценка и определение параметров деталей, использование счета, геометрических понятий. На данном этапе используются наборы по начальному овладению робототехникой, предполагающие конструирование и моделирование первых моделей роботов – HUNA-MRT 1 (Hand).
- На втором этапе дети учатся собирать простые конструкции по схеме и образцу. Это даёт возможность детям на практическом опыте освоить геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками сравнения и измерения, навыками чтения и использования схем в объемном конструировании, создание действующих моделей.
- На третьем этапе дети сначала знакомятся с электронными элементами (датчики, моторы, пульт управления), изучают устройство механизмов. Затем учатся пользоваться комплектом карточек для программирования роботов (пиктограммами) и программируют с помощью их. Изучение основ алгоритмики, проводится при помощи набора MRT 1 Brain, являющимся логическим продолжением HUNA - MRT 1 (Hand) и имеющим картридер для программирования материнской платы.
- На четвертом этапе дети творчески усовершенствуют предложенные разработчиками модели, создают и программируют модели с более сложным поведением.
Интегрирование различных образовательных областей в работе с конструктором HUNA - MRT открывает новые возможности для овладения новыми знаниями, навыками и расширения круга интересов воспитанников. Занятия конструированием и программированием, а также общение в процессе работы способствуют успешной подготовке к началу школьного обучения.
Методические рекомендации
Задачи: - создавать условия для успешной социализации детей; - развивать наблюдательность, уточнять представления о величине, форме предметов и их частей, их пространственном расположении, различии и сходстве; - развивать способности к анализу и планированию деятельности; - развивать комбинаторные навыки и мелкую моторику рук; - развивать речь и добиваться рассуждений вслух при решении конструктивных и иных задач; - развивать познавательную, творческую активность; - развивать инициативу и самостоятельность; - развивать навыки межличностного общения и
коллективного творчества.
Блоки занятий
- «Путешествие по Стране конструкторов HUNA -MRT 1 (Hand)»
- Наш дом
- Мир увлечений
- Наш двор
- Домашние животные
- Зоопарк
- Дорога домой
- Проект «Парк аттракционов»
Второй уровень сложности
Задачи:
- формировать предпосылки универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных;
- - развивать конструкторские умения и навыки через проектную деятельность;
- развивать способности к анализу и планированию деятельности;
- развивать комбинаторные навыки и мелкую моторику рук;
- развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества.
Блоки занятий
- «Путешествие по Стране робототехнических
- конструкторов HUNA -MRT 1 (Brain)».
- Волшебные вещи
- Сказочные животные
- Необычные корабли
- Богатырское дело правое
- Чудо – техника
- Герои спорта
- Организация конкурса
- проектов «Сказочная деревня»,
- «Безопасный город»
Представление опыта использования современных технологий в конструктивно-модельной деятельности на примере организации работы педагога-психолога по подготовке детей к началу школьного обучения (в ДОУ, на муниципальном и региональном уровнях)
Воспитанники МА ДОУ № 29 приняли участие в соревнованиях по конструированию среди дошкольных учреждений ГО Краснотурьинск в рамках городского конкурса «НеоКидз» и заняли 2 место (развитие инженерного мышления).
В процессе игр с робототехническим конструктором HUNA – MRT , педагог активизирует не только интерес воспитанников к взаимодействию с взрослым и другими детьми, но и мотивирует их к познавательному процессу деятельности, формируя и корригируя поведение, совершенствуя имеющиеся коммуникативные навыки и умения. Что, несомненно, позволяет повысить уровень коррекционно-развивающей деятельности, в целом и повлиять на развитие сенсорно–моторной и речедвигательной сфер у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности.