Повышение эффективности обучения путем использования исследовательских работ и проблемного обучение
В современных условиях проблема повышения эффективности обучения постоянно находится в центре внимания учителей. Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного освоения курса химии. С этой целью учитель ищет новые подходы к совершенствованию методики преподавания и интенсификации работы с учащимися. В своей работе учитель стремится использовать развивающую систему обучения, которая реализует творческий потенциал как учащегося, так и учителя. Для формирования поисковой, творческой деятельности учащихся на уроках химии применяется исследовательский метод обучения.
Выделяемые психологами процессуальные черты творческой деятельности, творческого мышления характеризуется тем, что им нельзя обучить путем передачи знаний и показа способов действий, ими можно овладеть только в процессе непосредственного осуществления деятельности, предполагающей их проявление, что и происходит в условиях исследовательского обучения. Самостоятельно и увлеченно разбираться в новом материале учащиеся будут только тогда, когда учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. Для этого необходимо предоставить им возможность систематически участвовать в такой работе на уроке, а также обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования.
Исследовательская деятельность учащихся это есть совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию ими неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Учащиеся таким путем знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добывать знания.
Любое исследование начинается с вопроса, если вопрос вызывает затруднение, появляется цель деятельности, намечается план, который может предусматривать некоторые пути решения. Анализ приводит к выбору оптимального варианта действия и его осуществлению, а в заключении формулируется вывод. Эта общая схема выполнения исследовательской работы может видоизменяться в зависимости от содержания изучаемого материала. В исследовательской работе при выполнении заданий особенно важно обращать внимание на выработку у учащихся умений строить логическую цепь рассуждений. В достижении этой цели большую роль играет эксперимент. Демонстрируя опыт учитель показывает как размышлять вслух, как раскрывать сущность проводимого опыта. С учащимися обсуждается план проведения эксперимента и подбираются реактивы для его осуществления. Оформление результатов опыта на доске служит образцом при самостоятельном составлении учащимися отчетов о проведенных наблюдениях. Чтобы направлять и активизировать мыслительную деятельность учителю необходимо подготовить вопросы для беседы при обсуждении опытов в процессе их наблюдения и при обсуждении эксперимента.
Для выработки у учащихся умений совершать действия по плану можно использовать всоставлении уравнений реакций на основе схем превращений одних элементов в другие. Избирательно химические реакции могут быть проведены экспериментально, при этом учащиеся планируют свои умственные действия. Мышление в данном случае опирается на чувственное восприятие образцов исходных и промежуточных веществ выставленных на демонстрационном столе. Вспомнив их свойства, учащиеся указывают условия и признаки реакций между веществами.
Для формирования и развития умений систематизировать изучаемый материал необходимо учащихся учить сочетать умение рассуждать с умением систематизировать материал в виде схем, таблиц, графиков. Начиная с первых уроков химии в 8 классе необходимо давать специальные задания для обучения учащихся умению составлять схемы, таблицы. Например, им можно предложить задание, в котором требуется оформить в виде таблицы сведения о химических свойствах кислорода. При этом учащиеся должны отметить общее и различное в составе продуктов реакций. Для формирования умения систематизировать знания большое значение имеет составление отчетов практических работ в форме таблицы. О характере мыслительной деятельности учащихся, последовательности их рассуждений учитель судит на основе анализа содержания составленных таблиц и выводов, сделанных учащимися.
Выработке умений контролировать свои рассуждения и доказывать правильность предположений хорошо подходит химический эксперимент в виде решения экспериментальных задач. Например, учащиеся получают задание определить опытным путем химические свойства оксида. Учитель выдает в пробирках без надписи оксид кальция и предлагает до начала работы высказать свои предположения о последовательности действий при выполнении задания. При обсуждении учитель обращает внимание учащихся, что важно не только воспроизвести известный материал, и научиться выбирать рациональный путь проведения опыта. Анализируя, предположения учащиеся отмечают преимущества какого-то из них и только после этого выполняют опыт.
Для проведения самостоятельного исследования учащиеся должны обладать исследовательскими приемами и умениями.
Исследовательские умения – это система интеллектуальных и практических умений.
Выделяют 3 группы исследовательских умений.
1 группа характеризуется выполнением единичных операций исследования:
наблюдение;
сравнение фактов, свойств веществ и явлений;
нахождение причинно-следственных связей;
формулирование выводов на основе единичных операций исследования.
2 группа характеризуется сочетанием различных умений первой группы и включает умения:
сформулировать цель работы;
выразить зависимость между фактами, явлениями в виде схем, таблиц, графиков;
высказать суждения, построить умозаключения на основе ранее приобретенных знаний;
провести опят и сформулировать вывод.
3 группа характеризуется комплексным использованием различных умений первой и второй групп и включает умения:
видеть проблему;
строить гипотезу;
составить план исследования;
найти способ экспериментального подтверждения гипотезы;
провести эксперимент, обработать его результаты, сформулировать вывод.
При выполнении одного и того же задания учащиеся проявляют умения различных групп. Задача учителя и состоит в том, чтобы как можно больше учащихся овладели третьей группой.
Большое значение для выработки исследовательских умений учащихся имеют творческие работы: составление кроссвордов, сочинение сказок, написание докладов, рефератов, составление текстов различных задач и т.п.
В процессе обучения необходимо постепенно усложнять исследовательскую деятельность учащихся и увеличивать долю их самостоятельности в выполнении задания:
1. Проведение простейших опытов и соответствующих рассуждений под непосредственным руководством учителя, используя единичные понятия изучаемой темы.
2. Выполнение несложных исследований по плану, предложенному учителем, используя совокупность знаний по теме.
3. Самостоятельное планирование и выполнение исследовательских заданий, в которых используются задания различных тем курса.
При систематической целенаправленной работе можно добиться хороших результатов по формированию исследовательских умений.
Исследовательская работа требует много времени, но впоследствии учащиеся быстро и правильно выполняют работу у них повышается осознанность и прочность знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.
Исследовательское обучение моделирует научный поиск и приводит учащихся к новым научным знаниям.