Выступление на заседании МО
Повышение эффективности урока через использование ИКТ
в условиях реализации ФГОС
«Скажи мне, и я забуду
Покажи мне,- я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда».
Древняя мудрость
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Изменились и технологии обучения.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открыли значительные возможности расширения образовательных рамок учебных предметов в общеобразовательном учреждении. ИКТ призваны стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Начальная школа – это фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на работу учителя начальных классов. Наша задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Вот почему для себя считаю очень важным «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе при реализации ФГОС»
Если исходить из того, что урок – деловая игра, то математик играет символами, гуманитарий – словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны.
И именно здесь интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска.
Современные дети зачастую не знают, откуда берётся молоко, как курица высиживает яйца, чем питается лошадь, как журчит ручей. Но зато они вам расскажут, на каком материке живут бегемот с жирафом, легко могут отправить SMS-сообщение, объяснить, что значит то или иное сочетание клавиш компьютера.
Необходимо учесть еще один важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми, и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность.
Лучшее, что существует из технических средств наглядного обучения, помогающих эффективному взаимодействию учителя с классом – это интерактивные доски. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске могут быть подключены нетбуки, планшеты. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.
Что же дает мне интерактивная доска по сравнению с просто проектором и экраном?
Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение.
Планируя урок с применением ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель урока, тип урока, готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, гигиенические требования.
Критерии полезности ИКТ в образовании можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
В комплексе интерактивной доски объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать пометки и комментарии. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске я подключаю микроскоп, документ-камеру, портативную лабораторию. И со всеми отображёнными материалами работаю во время урока. Как я училась использовать мультимедийные средства обучения интерактивной доски?
Всё происходило в несколько этапов:
1. Иллюстративный.
Сначала я освоила рисование (разные цвета и виды линий, функция «умного» пера, готовые геометрические фигуры и многие другие мелочи, которые делают жизнь на уроке прекрасной)
.2. Схематичный.
На этом этапе происходило конструирование опорных конспектов и структурно-логических схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами. Как правило, составляла презентации с помощью Power Point.
3. Интерактивный. Достижение заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, электронных учебников, отрывков из разнообразных источников.
1.Для таких целей на каждую парту есть нетбук, к которому мы будем использовать обучающие тренажеры с разными функциями и способами работы с учебным материалом.
Есть специальная литература и диски, которые уже используются в классе.
Дети по своей природе – исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.
Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой школа сегодня.
Реализовать эти задачи на уроках нам помогает работа с интерактивной доской.
2. На следующем этапе я осваиваю систему интерактивного опроса. Эта система позволяет проводить тестирование с выводом результатов на доску. Самое сложное на этом этапе - техническая обработка материала. И здесь я поняла, как не хватает специальных программ для интерактивных досок. Они есть, но найти их проблемно и они, как правило, на иностранных языках.
Проставляя оценки по результатам тестирования в системе, учитель опирается на баллы, полученные в результате тестирования, не принимая во внимание свое субъективное отношение к ученику;
В случае предъявления претензий к учителю со стороны самих учащихся, их родителей, руководства по поводу занижения или завышения оценок учитель может подтвердить поставленную оценку объективными данными из отчетов системы;
Применяя новые методики обучения, можно проследить, насколько они эффективны, сравнивая отчеты системы за разные периоды обучения.
В зависимости от того, какие средства ИКТ используются, выделяется несколько типов уроков:
урок с компьютерной поддержкой;
урок с выходом в Интернет;
урок с мультимедийной поддержкой.
Урок с компьютерной поддержкой.
Работу учеников на таких уроках можно организовать несколькими способами:
- обучающиеся одновременно работают с учителем, на определенном этапе переходят к работе за нетбуком;
- обучающиеся работают на нетбуке по указанию учителя;
- работа с текстом электронного учебника или пособия.
Урок с выходом в Интернет
Позитивная возможность современных Интернет- технологий – возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайн- словарём, пройтись по залам музеев мира.
Преимущества использования интерактивной доски:
совместимость с программами всех лет обучения;
возможность работать с веб- сайтами и другими ресурсами;
большие возможности для взаимодействия и обсуждения в классе, благодаря чему обучающиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подаче материала;
возможность сделать занятия интересными и увлекательными благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;
освобождение учеников от необходимости записывать учебный материал благодаря возможности сохранять и распечатывать всё, что появляется на доске;
позволяет увеличить темп занятия, при условии, что файлы или страницы были приготовлены заранее;
возможность для преподавателей делиться материалами друг с другом; работа с интерактивной доской вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем максимально эффективно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.
Школьный урок — это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.
Сенцова Г.Я.