Повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая всех учителей Учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной работе, разнообразия форм объяснения и обратной связи.
Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности урока в рамках реализации ФГОС»
Повышение эффективности урока через активное использование личностно-ориентированных технологий.
Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Элберт Хаббард
Традиционное понятие «урок» по – прежнему остается главной формой организации учебного процесса.
Но …. урок сегодня – это урок, направленный на формирование и развитие УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД).
Нужно помнить: становление учебной деятельности – это становление разных сторон духовного развития личности (самопознания, самооценки) как этапов самовоспитания.
Уровень сформированности учебной деятельности = уровень развития личности.
Целью каждого урока является ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, который умеет
- ставить цели,
- решать задачи,
- комментировать результаты .
Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих ДЕТСКОЕ ДЕЙСТВИЕ .
Урок эффективен ,если:
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функций от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою деятельность).
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (в соответствии с целью) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения.
- На уроке даются задания и четкие критерии самоконтроля, самооценки.
- Учитель оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает успехи.
- Учитель всегда планирует коммуникативные задачи урока.
- Учит объяснять собственную позицию, обучает корректным формам её выражения.
10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Итог: сформированность у обучающегося определенных УУД .
Приоритетные технологии
- традиционные технологии : относятся к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии)
Игровые технологии
- Коммуникативные технологии
- Интерактивные технологии (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу)
- Технология деятельностного метода
- Технология портфолио
- Дистанционное обучение
- Тестовые технологии
- Технологии уровневой дифференциации
Критерии внедрения в урок личностно-ориентированных технологий:
- Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана).
- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока.
- Использование субъектного опыта учеников.
- Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.
- Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
- Применение на уроке специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля, самооценки).
- Обсуждение в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.
- Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.