Доклад на тему
«Повышение интереса к чтению у подростков»
подготовила учитель русского языка и литературы
МКОУ Семилукская ООШ №2
Лесукова Марина Валерьевна
Большинство российских детей, несмотря на увлечение книгами в младшем возрасте, к 5-6 классу теряют интерес к чтению художественной литературы.
В наше время дети действительно стали читать гораздо меньше книг, чем раньше. Статистика утверждает: среди десятилетних школьников ради собственного удовольствия читает лишь каждый третий ребёнок.
Виной тому являются новые информационные технологии – телевизор и компьютер, которые подают информацию в более интересной и лёгкой для восприятия форме, чем печатные издания.
Книге принадлежит важная роль в формировании у ребёнка очень многих знаний, умений и навыков:
Чтение обогащает лексический запас ребёнка, развивает его речь.
Дети, которые много читают, совершают меньше орфографических, пунктуационных, грамматических и синтаксических ошибок.
Беглое чтение и привычка обращаться к книге при возникновении различных вопросов делают подростка способным к обучению в вузе.
Книги учат детей понимать других и с терпением относиться к тем, кто находится рядом.
А как заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь от умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом на должном уровне или без посторонней помощи.
Родители и учителя жалуются, что дети совсем не читают. Дети жалуются, что книги, которые подсовывают им взрослые, — скучные (и не выдерживают конкуренции с айфонами и компьютерными играми). Но оказывается, дело вовсе не в нежелании читать.
Давайте прислушаемся к мнению девочки-подростка: «Я учусь в 6 классе. У нас в классе большинство не читают. И во многом это вина взрослых. Родители дают своим детям (моего возраста) «Три мушкетёра», книги про индейцев, Жюля Верна, и многие другие книжки, которые запомнились им с детства. И возмущаются, что детям это не интересно. Но этими книгами они вряд ли заинтересуют подростков. Извините, но они скучные. Их можно совершенно спокойно отложить до завтра или на недельку, и не так уж важно, что будет дальше. А некоторым просто дают определённое количество страниц в день, и ребёнок побыстрее старается от них избавиться, чтобы усесться за компьютер или к телевизору.
Ещё родители уверены, что современные книги все поверхностные, одноразовые и читать их чуть ли не стыдно. На самом деле они ошибаются. За последние годы появилось очень много книг гораздо более увлекательных и при этом столь же ценных с литературной точки зрения, как и те, что помнят родители из своего детства. И издаются такие книги, которые известны и любимы в мире, многие годы, а у нас они появились только сейчас.
Я не буду заумничать, и рекомендовать современные книги, получившие премии критиков и библиотекарей. Я хочу посоветовать книги, которые затягивают и не отпускают до последней страницы.
Итак, список книг, которых не предложат подросткам в библиотеке, но которые точно им понравятся! Было бы с чего начать. А там и до Пушкина недалеко:
Андерс Якобссон, Серен Ульссон «Дневник Берта»
В книге смешно рассказывается об одиннадцатилетнем Берте, который описывает в дневнике свои проблемы и переживания
Стивен и Люси Хокинг «Джордж и тайны вселенной» (и продолжения)
Книга о мальчике Джордже и его друзьях, которые с помощью суперкомпьютера познают тайны космоса.
Тимо Парвела «Элла в первом классе» (и продолжение)
Элла и её друзья на каждой странице попадают в смешные ситуации, читая её невозможно удержаться от смеха.
Клаус Хагерюп «Маркус и Диана» (и продолжения)
Маркус — стеснительный подросток, который постоянно влюбляется и попадает в сложные, неловкие ситуации.
Мари-Од Мюрай «Oh, boy!»
Более серьёзная книга об отношениях абсолютно непохожих друг на друга людей, которых судьба столкнула вместе, чтобы спасти друг друга в сложном для них периоде жизни.
Кэтрин Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс»
Повесть о трудной девочке, которая внешне драчунья, обманщица, воровка, а внутри — ранимая, добрая, мечтающая о Доме, в котором её будут по-настоящему любить.
Теренс Блэкер «Спорим это мальчик»
Главный герой вынужден перейти в новую школу под видом девчонки, где он постоянно попадает в трудные и одновременно смешные ситуации.
Жаклин Уилсон — все книги (лёгкое чтение для девочек)
Её книги жизнеутверждающие, современные, рассказывающие о девочках-подростках, об их проблемах и способах решения.
Карен Арутюнянц «Я плюс все»
Книга о жизни одиннадцатилетнего Гоши, полной ярких событий.
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Время всегда хорошее»
Оля — девочка из будущего попадает в прошлое, Витя — мальчик из прошлого, попадает в её время, поначалу им всё кажется ужасным и непонятным, но они со всем справятся и поймут, что время всегда хорошее.
Валерий Воскобойников «Всё будет в порядке»
Светлая, смешная книга о мальчике Володе и его друзьях, о радостях, проблемах и приключениях, которые происходят с ними и вокруг них.
Станислав Востоков «Ветер делают деревья»
Очень смешная книга о шестилетних детях, которые размышляют о смысле бытия, о сложении стихов по методу китайских поэтов-монахов и о том, для чего в манную кашу добавляют комки…
Жвалевский, Мытько «Здесь вам не причинят никакого вреда»
Очень смешная книга, радует каждой своей страницей. Не рекомендуется читать в метро (возможны вспышки истерического смеха).
Плюс советую родителям почитать несколько замечательных книг, которые им обязательно понравятся (будете ребёнку брать в детской библиотеке, эти возьмите для себя):
Альберт Лиханов – всё, если кто не читал
Его книги о вечных темах – добре и зле, смелости и трусости, надеждах, мечтах, поступках, которые кому-то приносят боль, кому-то счастье, о трудном выборе своего жизненного пути)
Кристине Нестлингер «Лети, майский жук»
Весна 1945 года, немецкая семья в Вене, семья, которая ненавидит войну, Гитлера, пытается выжить, когда нацисты бежали и пришли русские…
Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика»
(очень эмоциональная книга о молодой учительнице, которая пытается найти в каждом ученике своего сложного класса всё хорошее, научить детей и взрослых добру, дружбе и терпимости.
Дэвид Амонд «Скеллиг»
Скеллиг — харизматичный, уставший ангел. Майкл — подросток, который переезжает с родителями и новорождённой сестрёнкой в новый дом. Мина — его новая, необычная подруга. Их истории сплетаются и они спасают друг друга.
Пеннак «Как роман»
В ней как раз вся правда о том, почему подростки не читают.
Безусловно, наивно рассчитывать, что по этим рекомендациям все подростки устремятся к книге, что «слово наше отзовётся» во всех сердцах, но активные действия родителей, библиотек и, прежде всего, учителей сегодня необходимы. Только совместными усилиями мы сможем вернуть интерес к чтению, а это поможет пробуждать «чувства добрые», так необходимые в любые времена, в наше особенно…
Не стоит рассчитывать, что наши усилия дадут быстрый результат, но если некоторые из подростков возьмут книгу в руки, можно считать, что эти усилия не напрасны.