СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий»

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»





Доклад

Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий

(Педагогический совет)













Докладчик:

Божко С.А.



Март 2023 г


Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий.

Возможность использования информационных технологий в образовании строится на том, что обучение представляет собой обработку информации. Слушать, говорить, читать, писать, убеждать, оценивать, запоминать - все это примеры некомпьютерной обработки информации. Обработка и передача информации становится ныне одним из главных видов деятельности человека.

Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка - естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития - стремление и способность к обучению в течение всей жизни - должна закладываться в школе.

Информатизация образования представляет собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников- необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Роль информационных технологий в учебно-воспитательном процессе

Информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.

Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели.

Применение ИКТ на уроках и во внеурочное время способствует:

  • уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся;

  • повышение активности и инициативности школьников;

  • положительную динамику мотивации учения;

  • формирование навыка использования новых информационных технологий для самообразования школьников.

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

  • в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;

  • большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;

  • высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;

  • мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Использование ИКТ в начальной школе

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.  Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.  Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:

  • быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

  • вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

  • усиливает воздействие выступления.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Использование богатых графических, звуковых и интерак­тивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмо­циональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

Применение информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения детей с нарушениями зрения позволяет решить следующие задачи:

  • Осуществление полисенсорного восприятия. Зачатую отставание в развитии мышления и памяти у детей с нарушениями зрения связаны именно с обедненным, ограниченным зрительным восприятием внешнего мира. Использование слайдовых презентаций значительно обогащает представление детей об окружающем мире, способствует развитию познавательной деятельности. Демонстрация различных объектов в многократно увеличенном виде с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана особенно важна при таких глазных патологиях, как миопия различной степени, глаукома, гиперметропия, гиперметропичекий астигматизм.

  • Компенсация объема информации. Объединение аудио-, видео-, анимационных объектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы, значительно снижает объем зрительной нагрузки. Это имеет большое значение для детей с атрофией зрительного нерва, которым необходимо снижать информационную нагрузку на 40 %.

  • Усиление положительной эмоциональной подачи материала. Использование мультимедийных технологий позволяет облегчить усвоение материала и снизить утомляемость учеников.

  • Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

  • Формирование навыков исследовательской деятельности.

  • Обеспечение доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Для решения выше изложенных задач применяем следующие направления:

  • создание аудиопособий;

  • создание мультимедийных презентаций;

  • подготовка индивидуальных карточек для обучения;

  • подготовка дополнительного материала;

  • использование готовых электронных учебных материалов.

  • В индивидуальной работе с детьми с нарушениями зрения используются различные компьютерные программы, направленные на устранение зрительных недостатков и развитие зрительных функций детей.

Создание аудиопособий

Особую роль в системе обучения слепых, слабовидящих детей играет аудиоматериал (аудиоколлекция различных звуков, а также аудиозаписи произведений). Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия (тактильного и слухового). Аудиопособия используем как при фронтальном, так и при групповом или индивидуальном обучении, на уроках, коррекционно-развивающих занятиях, а также во внеурочной деятельности. Например, на коррекционных занятиях по охране зрения и развитию зрительного восприятия при уточнении представлений дети прослушивают аудиозаписи звуков природы, голосов животных, бытовых шумов. Всё это помогает составить яркий научный образ, помогает в работе над ключевыми понятиями, активизирует познавательную деятельность.

Прослушивание аудиокниг тоже дает положительный эффект. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам.

Создание мультимедийных презентаций

Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации.

Они помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах занятий.

Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание слабовидящего ребенка. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит учитель.

При организации учебной деятельности с применением информационных технологий следует учитывать санитарные правила и нормы, которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не превышает:

- для учащихся 1 класса – 10 минут,

- для учащихся 2-4 (доп.) классов – 15- 20 минут.

Я использую готовые электронные презентации, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Не всегда удаётся возможность объяснить учащимся некоторые явления, особенно где речь идёт о формировании чётких научно обоснованных понятий, а ресурсов учебника бывает недостаточно. С этой целью на уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране – комментирую сама или комментирует мой записанный голос, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Поддерживая здоровьесберегающие технологии, создаю презентации в соответствии с требованиями возрастной группы, используя электронные офтольмотренажёры. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

При составлении презентаций мы, учителя начальных классов учитываем тифлопедагогические рекомендации:

- Использование нейтральных цветов фона слайда (светло-серая, светло-синяя, светло-зеленая, светло-розовая, желто-зеленая, светло - коричневая гамма, можно использовать белый или бежевый цвета). Слайды, на которых цвета используются некорректно утомляют глаза.

- Отсутствие фоновых рисунков (любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала);

- Соблюдение облегчающей зрительное восприятие цветовой гаммы (зеленые, желтые, коричневые, оранжевые тона и оттенки). На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.

- Использование брускового шрифта (избегать курсива), ре­комендуется использовать не более двух размеров шрифта, не менее 24-28 пунктов

- Контрастность (фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее).

- Изображения должны быть реалистичны, свободны от излишних деталей и линий. Вместе с тем в них должны четко выделяться существенные признаки изучаемых на уроке предметов и явлений. При сопровождающей роли рисунок должен занимать 1/8 - 1/4 часть поля слайда. Если рисунок помещается на слайд как объект изучения, то лучше его разместить на все поле. Будут видны мелкие детали, на которые в устной форме можно еще раз обратить внимание учащихся. Изображение необходимо обработать, убрав лишние элементы, отрегулировав яркость и контрастность.

- Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. Включение в качестве фонового сопровождения неуместных звуков песен, мелодий, приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.