Повышение качества профессионального образования как результат реализации стандартов нового поколения: теория.
В настоящее время важнейшим средством обеспечения качества образования является Федеральный государственный образовательный стандарт СПО - это комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образовательных программ, и являющийся основой формирования единого образовательного пространства.
Главной задачей профессионального образования в настоящее время является качественная подготовка будущих специалистов. Выпускники должны свободно владеть своей профессией или специальностью и быть востребованными на современном рынке труда. В плане решения поставленной задачи с сентября 2015г. все образовательные учреждения профессионального образования перешли на Государственные образовательные стандарты нового поколения. Ключевым понятием современного профессионального образования, в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, выдвигается понятие компетенций, которое рассматривается, как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Сформированность общих и профессиональных компетенций обеспечит качество подготовки выпускников профессионального образования.
В целях реализации концепции профессионального образования главной перспективой развития является обеспечение качества образовательного процесса. Вопрос качества образования – это не только успеваемость, а способность обучающегося к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е. компетентность.
Одной из ключевых целей, стоящих перед педагогическим коллективом и органами управления образованием выступает обновление устаревших учебных программ, технологий и методик их реализации, приведение их в соответствие с динамикой развития всей системы, запросами обучающихся и их родителей с учетом особенностей региона.
Качество образования в условиях реализации ФГОС СПО улучшается путем проектирования процессов на технологическом, организационном, содержательном уровне. Эти три элемента, взаимно проникая друг в друга, формируют органичную единую систему.
Стандарт является основой для объективной оценки как уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования, так и деятельности образовательных учреждений.
Обучающийся должен уметь проектировать свою собственную профессиональную деятельность. Он должен быть готов к выбранной профессии или специальности. Уметь оценивать не только других, но и себя. А что касается предметного результата, самое важное – научить студента применять приобретённые знания, умения, навыки, компетентности в повседневной работе и жизни.
Обеспечение качества профессионального образования в условиях внедрения образовательных стандартов возможно при решении следующих задач:
Повышение профессиональной компетенции преподавателя.
Применение педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества образования.
Трансляция собственного педагогического опыта и умение проектировать дидактическую оснащенность образовательного процесса.
Выработка единых показателей оценивания результатов обучения обучающихся в образовательном учреждении.
Качество профобразования достигается за счет качества учебно - методического обеспечения, образовательных программ, учебной литературы и пособий; обеспечения кадрами; инфраструктуры учебного заведения: информационной, материально-технической, социально-бытовой.
Формат реализации новых Государственных образовательных стандартов делает возможным и необходимым участие работодателей в разработке рабочих учебных планов и программ дисциплин учебных заведений среднего профессионального образования, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространение положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений, привлечение квалифицированных кадров предприятий к образовательному процессу.
Работа методической службы в нашем техникуме направлена на создание реальных условий для профессионального роста, повышения квалификации, развития творческого потенциала педагогических работников, на создание современного программного и учебно-методического обеспечения реализации основных профессиональных образовательных программ специальностей СПО и профессий, отвечающего требованиям ФГОСтандартов.
Повышения квалификации педагогических работников организуется через обучение на курсах и семинарах на региональном и республиканском уровнях, что соответствует самым современным требованиям в области реализации новых образовательных стандартов.
На уровне образовательного учреждения систематически проводятся обучающие семинары, круглые столы, мастер-классы, которые основаны на изучении эффективных педагогических технологий, методов активного обучения, продуктивных педагогических приемов, обмене опытом преподавателей.
Преподавателями и методической службой техникума, разработаны учебно-методические комплексы по общеообразовательным и общепрофессиональным дисциплинам, МДК, учебной и производственной практике, в которые вошли:
- учебные программы, перспективно-тематические планы;
- паспорта комплексно-методического оснащения учебных кабинетов, лабораторий и мастерских;
- методические указания по выполнению лабораторных и практических работ по УД и МДК, учебной практике;
- методические указания по выполнению СРС;
- контрольно-оценочные средства.
С введением новых стандартов введена новая форма контрольно-оценочных средств (КОС), которые позволяют оценить результаты освоения учебной дисциплины или профессионального модуля не только по результатам полученных знаний и умений, но и по динамике формирования ОК и ПК.
Такой подход в обеспечении реализации основных профессиональных образовательных программ позволяет создать условия для обеспечения качества профессиональной подготовки, максимально приблизив квалификацию выпускников к требованиям современного рынка труда.
Педагогический коллектив техникума в процессе обучения осуществляет работу по формированию профессиональных качеств будущих специалистов, связанных с высоким уровнем профессиональной подготовки. Ориентируясь на современные принципы обучения и воспитания, на повышение статуса специалиста в определенной сфере, преподаватели применяют соответствующие подходы к подготовке квалифицированного специалиста, которые определяются такими условиями:
- разработка профессиональных модулей с учетом современных требований социальных партнеров;
- постоянный рост профессионального мастерства, участие в конкурсах педагогического мастерства;
- использование на уроках новейших образовательных технологий;
- взаимное посещение уроков преподавателями;
- оснащение учебных кабинетов современным учебно-методическим комплексом;
- вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность.
Результатами повышения качества профессионального образования являются полученные знания и навыки, профессиональная готовность к практической деятельности специалиста, его профессиональная компетентность.