Повышение квалификации: отчёты по самообразованию.
Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин: физики, химии, информатики, вычислительной техники. Развитие логического мышления обучающихся в обучении математике способствует усвоению предметов и гуманитарного цикла.
Основной задачей обучения математике в общеобразовательной школе является обеспечение прочного и сознательного овладения обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Наряду с этой задачей перед учителем стоит проблема: научить школьников рассуждать, научить мыслить.
Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации системно - деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей обучающихся.
Начав работу учителем математики в школе, столкнулась с определенными трудностями, которые вызвали ряд вопросов: какие качества необходимы современному выпускнику? как учить? какие методы применять в работе?
На сегодняшний момент одно из главных задач в образовании на основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход.
Для введения в практику системно-деятельностного подхода была сформулирована следующая проблема: как, используя системно-деятельностный подход, обеспечить успешное обучение математике в 5-11 классах.
Для решения проблемы определила цель: организовать процесс обучения математике, используя системно - деятельностный подход.
Реализация цели обусловила ряд задач:
- изучить принципы организации учебной деятельности на уроках математики в рамках системно-деятельностного подхода;
- разработать структуру урока в рамках, системно-деятельностного подхода, применяя методы индивидуальной, групповой и коллективной работы;
- выбрать современные педагогические технологии для реализации системно-деятельностного подхода в обучении математике: информационно-коммуникативные, личностно ориентированные, здоровье формирующие;
- сформировать практический опыт реализации системно-деятельностного подхода в практике преподавания математики.
Новизну моего опыта составляет то, что в связи с переходом на ФГОС, системно-деятельностный подход стал неотъемлемой частью моей педагогической деятельности, в которой основной задачей является: научить обучающихся самостоятельно добывать новые знания через активное приобщение к обучению; сформировать навык работы в команде и расширение спектра практических работ для овладения обязательным минимум знаний и применением их в дальнейшей жизнедеятельности.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.
Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.
Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен обучающимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта.
Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта.
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки.
В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого. Важно развивать такие стороны, как рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.
В рамках системно-деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
ОТЧЕТ:
Мои курсы:
- Профессиональная переподготовка Диплом Педагог дополнительного образования (включая старшего), 300 часов, 2020 год;
- Семинар по теме «Образовательная платформа Открытая школа: функционал и возможности для образовательного процесса» 8 часов 2019 год;
- «Технология создания контента дистанционного курса и методика его использования» 108 часов, 2017 год;
- Курс «Теория и практика ФГОС ООО» в рамках городской творческой лаборатории «Новые подходы в обучении: системно-деятельностный метод» 72 часа, 2016 год;
- Курсы обучения по городской отраслевой программе психологического сопровождения молодых специалистов ОУ г. Тулы «Ресурс» 28 часов, 2015 год.
Мои достижения:
- Сертификат участника «Дополнительное образование в дистанционном режиме: методический практикум» в 2020 году;
- Грамота от директора МБОУ «ЦО №34» Л.В. Лазаревой за высокий профессионализм при организации проведения Единого государственного в 2020 году;
- Сертификат за вклад в развитии цифрового образования в России, внедрение инновационных инструментов в образовательный процесс и активное использование интерактивной тетради Skysmart в дистанционном обучении в 2020 году;
- Сертификат участника в IV Всероссийском правовом (юридическом) диктанте в 2020 году;
- Сертификат успешного дистанционного обучения по учебному курсу: «Подготовка технических специалистов ППЭ» в 2020 году;
- Диплом участника во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогических работников, приуроченный к 130-летию рождения А.С. Макаренко;
- Грамота от директора МБОУ «ЦО №34» Л.В. Лазаревой за высокие результаты работы по итогам 2019-2020 учебного года;
- Сертификат успешного дистанционного обучения по учебному курсу: «Подготовка технических специалистов ППЭ» в 2019 году;
- Диплом участника Всероссийского педагогического конкурса «Педагогические секреты» с работой эссе на тему «Метод ротация» в 2019 году;
- Почетная грамота от управления образования администрации города Тулы за активное внедрение в образовательный и воспитательный процессы инновационных технологий, формирование комфортной образовательной среды в 2019 году;
- Грамота за I место в номинации «Декоративно-прикладное искусство» (канзаши) выставки-конкурса художественного творчества учителей «Учитель – художник, творец, мастер», в 2018-2019 учебном году;
- Грамота от директора МБОУ «ЦО №34» Л.В. Лазаревой за активный вклад в развитие и внедрение информационных технологий в деятельность образовательной организации и в связи с празднованием Дня учителя в 2018 году;
- Диплом участника во Всероссийском тестировании педагогов 2018 года;
- Благодарственное письмо от управления образования администрации города Тулы за активное участие в подготовке и проведении чемпионата по математическим боям среди обучающихся образовательных организаций города Тулы в 2017-2018 учебном году;
- Диплом участника тестирования в рамках Единого урока по правам человека 2017 года;
- Сертификат участника лаборатории IТ НИИОТ ТУ в 2017 году;
- Сертификат участника XIV Международной научной-практической конференции «Актуальные проблемы экономики, информатики и современного образования» в 2017 году;
- Диплом за 3 место в муниципальном конкурсе профессионального мастерства педагогических работников города Тулы «Профессионал-2017» в номинации «Искусство учить точным наукам» в 2017 году;
- Грамота за участие в региональном этапе Всероссийского конкурса “Педагогический дебют -2017” в номинации “Молодые учителя” в 2017 году;
- Благодарственное письмо от управления образования администрации города Тулы за активное участие в подготовке и проведении чемпионата по математическим боям среди обучающихся образовательных организаций города Тулы в 2016-2017 учебном году;
- Благодарственное письмо от управления образования администрации города Тулы за активное участие в организации и проведении городского чемпионата по математическим боям среди обучающихся образовательных организаций города Тулы в 2015-2016 учебном году;
- Благодарственное письмо за высокий профессионализм и педагогическую компетентность в подготовке победителя II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году;
- Сертификат, подтверждающий, что учащие 5 классов приняли участие в интернет-тестировании в 2015 году;
- Почетная грамота от управления образования администрации города Тулы за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, высоких профессионализм и в связи с празднованием Всемирного дня учителя в 2016 года.
В заключении хочется закончить словами Бориса Леонидовича Пастернак:
«Школа – это огромный сад, дети – это цветы,
учитель – это садовник, вносящий семена знаний,
которые потом вырастают и дают свои плоды».