ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шакибаева Алма Балгатовна
Магистрант образовательной программы 7М01303»Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Одним из главных периодов жизни человека является младший школьный возраст, ведь именно на этом этапе своей жизни он начинает приобретать знания об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также ребёнок приобретает не только знания, но и основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребёнка. В этот период задача учителя, формирующего познавательную активность, состоит в том, чтобы: быть внимательным к каждому ребенку; уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы; создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
Каким же образом можно активизировать познавательную активность школьников? Среди средств активизации деятельности школьников дидакты выделяют такие, как «учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации обучения» [1, c.250].
Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году ориентирует учителей начальных классов на то, что «формат урока в начальных классах предполагает активное вовлечение детей в процесс обучения, их участие в обсуждениях, анализе и обобщении пройденного материала, проведение исследования, высказывание оценочных суждений, самооценивание, взаимооценивание и др. Обязательным элементом урока должна стать обратная связь, которая позволяет корректировать действия педагога, направленные на поддержку обучающегося, и совершенствовать образовательный процесс» [2].
Формирование познавательной активности младших школьников осуществлялось при организации учебной деятельности детей на уроках. Для этого использовались современные педагогические технологии (игровые технологии, проектная технология) в работе педагога. В основном мы работали с математическим материалом, поэтому ниже приведены примеры таких заданий.
Приведу пример игры учащихся 2-го класса, цель которой состоит в объяснении приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
1.Украсить елочку шарами.
Детям предлагается рассмотреть пример под рисунком и нарисовать на первом ярусе елочки число шаров, равное первому слагаемому. Но втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары.
В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу.
2.«Лучший летчик» ученики практически воспроизводят вычислительный прием прибавления и вычитания трех.
Содержание игры. До игры учитель проводит небольшую беседу, выясняя у детей: «Кто хочет стать летчиком? Каким дол жен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь?»
Далее обобщает: «Многое должен знать и уметь летчик, чтобы уверенно вести свой самолет к назначенной цели. И прежде всего он должен правильно вести расчеты».
«Чтобы летчиком стать,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом и при этом,
Вы заметьте-ка,
Летчикам помогает
Арифметика».
(В. Корыстылев, М. Львовский)
На доске записаны 3 столбика примеров, под ними - рисунки самолетов. Над каждым примером - 3 ответа, один из них правильный, другие неверные:
4 7 6 3+3 5 7 6 4+3 | 3 4 5 2+3 8 7 9 10-3 | 6 7 8 5+3 10 9 7 8+2 |
Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает трех летчиков, остальные - контролеры. Каждый из летчиков производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего примера) и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (он проводит линию к правильному ответу). Далее каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ.
В конце игры подводятся итоги. Учитель показывает на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примеров, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему учитель выдает рисунок самолета. Допущенные ошибки анализируются.
3.Игра «Телефон».
Идет соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за партой учитель шепотом называет однозначное число так, чтобы не слышали другие ученики класса. Далее учитель показывает на следующую схему, записанную на доске:
Например, учитель называет шести ученикам, сидящим за первыми партами, числа: 2, 3, 4, 2, 3, 4 – и показывает на первый прямоугольник. Все ученики, получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, и каждый из них поворачивается к ученику, сидящему за ним, и называет ему результат. Далее учитель показывает на следующий прямоугольник. Ученики, сидящие за второй партой, производят действие умножения на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними.
Игра продолжается до тех пор, пока ученики не выполняют всех действий по схеме. Сидящие за первыми партами играют роль контролеров. Они выполняют всю цепочку действий.
В конце соревнования ученики, сидящие за последними столами, должны записать окончательные ответы в схему, а сидящие за первыми – утвердить их или отвергнуть. Побеждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнит всю цепочку действий. Если обнаружены ошибки, учитель проверяет с учениками всю цепочку действий. К анализу ошибок привлекаются слабые ученики.
С помощью таких игр и подобных учащиеся воспроизводят вычислительные приемы в уме. Эти игры направлены на формирование вычислительных навыков.
4.Учащиеся II класса могут самостоятельно подметить доступные им математические связи. Например, в игре «По какой тропинке ты пойдешь?» учительница предлагает угадать по цепочкам примеров, в которых зашифрованы две тропинки, по какой из них связь с туристической базой не нарушена (где можно пройти успешно, потому что одна из них «затоплена водой»).
1-я тропинка | 2-я тропинка |
9 + 14 | 5 + 19 |
14 + 9 | 19 + 5 |
23=14 + 9 | 24=16 + 5 |
23 - 14=9 | 24 - 15=9 |
23 - 9=14 | 24 - 5=19 |
Учащиеся, «исследуя» цепочки взаимосвязанных примеров, догадываются, что по первой тропинке можно пройти к туристической базе, вторая же «залита водой», так как во второй цепочке связь между примерами нарушена.
5. Задачи на сообразительность.
Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг – Катя, Галя и Оля – опустила в свой «чудесный» мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.
а) Шел человек в город и по дороге догнал трёх своих знакомых. Сколько человек шло в город? (4)
б) Шел человек в город, а навстречу ему шло четверо его знакомых. Сколько человек шло в город? (1)
в) Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один сзади двух. Сколько всего бежало поросят? (3)
г) Сидят белки на ветках, против каждой белки 2 белки. Сколько их всего? (3)
д) На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? ( Переложить один из крайних карандашей с одной стороны на другую)
е) У трех братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье? (5)
3. Задачи в стихах.
а) В детсаду есть …паровоз,
Шесть автомобилей,
Черный пёс – блестящий нос,
Белый кот – Василий,
Восемь куколок в одной
Кукле деревянной
И Петрушка заводной,
Рыжий и румяный.
Сколько в детсаду игрушек? (19)
б) Солнце льет на землю свет,
Рыжик прячется в траве,
Рядом тут же в желтых платьях
Их ещё двенадцать братьев.
В кузовок я всех их спрятал.
Вдруг гляжу в траве маслята,
И пятнадцать тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов,
Сколько я нашел грибов? (28)
Головоломки
Как число 10 можно записать пятью одинаковыми цифрами, соединив их знаками действия?
Как записать число 10 четырьмя различными цифрами, соединив их знаками действия?
Веревку разрезали в 5 частях. Сколько частей получилось?
Развитие познавательных умений и навыков, умений ориентироваться в информации, самостоятельно конструировать свои знания, развитие умений формулировать и решать задачу, творческого мышления учащихся – возможно при организации проектной деятельности учащихся. Ниже приведен урок, на котором была реализована проектная деятельность учащихся ( урок- проект).
Тема учебного занятия: Журнал «Наши мамы»
Тип урока: Урок-проект (Работа в парах)
Цели урока: помочь учащимся повторить и обобщить материал раздела «Из детских журналов»;
Развивать у детей навыки работы в паре, внимание и творческие способности (с помощью игр со словами);
Задачи урока:
Развивать навык выразительного чтения и строить монологическую речь.
Умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
Умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Планируемые результаты: После завершения проекта учащиеся приобретают следующие умения:
-личностные: уважать ценности семьи, любить и уважать родителей;
-метапредметные-искать необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, самостоятельно планировать деятельность, сотрудничать со сверстниками, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
-предметные: знать пословицы о маме, знать 3-4 названий произведений, посвящённых мамам.
Оборудование: Фрагмент мультфильма про Мамонтёнка, карточки, план защиты, рисунки детей, выставка книг, диски с музыкой, карточки, выставка детских журналов; карточки с заданиями и конверты; рисунки-рефлексия, обложки журналов, мультимедийная презентация, словарь Ожегова, листы формата Ф-3, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал, книги, детские журналы, содержащие материал о маме.
Содержание и технология урока:
Этапы урока; задачи в деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Актуализация знаний обучающихся | Организационный момент | Пожимают друг другу руки. Смотрят друг на друга, кивают головой. | Личностные Коммуникативные |
II. Целеполагание. Отрывок из мультфильма про Мамонтёнка. | Посмотрите на экран и послушайте Про кого этот мультфильм? - Что для вас значит мама? - За что любите своих мам? А как мы можем передать свои тёплые чувства маме? - Мы с вами знакомились с журналами, встречали ли вы там статьи о мамах, бабушках, родных людях? Давайте и мы с вами выразим своё чувство любви к маме через создание проекта? - Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? Запомните: проект – дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакли и многое другое. Результатом (продуктом) нашей работы будет литературный журнал | Дети садятся парами (Про мамонтёнка, который потерял свою маму Мама самый близкий и родной человек. - За то, что когда нам плохо, она нас успокоит, поддержит. За то, что ей можно все рассказать, и она поймет, потому что она наш лучший друг) Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, оберегает - она желает нам добра | Познавательные (логические) Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков) Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Личностные (установление связи |
| А знания изученных страничек из раздела: Из детских журналов помогут вам в создании журнала. Давайте вспомним, какие произведения нам встретились в этом разделе? Что у нас должно получиться? Ребята, а что должно быть в журнале? Иллюстраторы - оформляют обложку и рубрики Художники – рисунки мам Поэты и композиторы - стихи и песни Журналисты- сочинения и сказки | Титульный лист- обложка Оглавление - рубрики Страницы | между целью учебной деятельности и её мотивом) Регулятивные (составление плана и последовательности действий) Коммуникативные (планирование сотрудничества |
III. Создание продукта Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности | | | Познавательные (сравнение, анализ) |
IV. Защита | План Представиться (Автор работы) Защита работ. Назвать источники информации Определить, где можно использовать готовый продукт. | Дети комментируют композицию рисунков, тему, цветовое решение | Регулятивные (удержание цели) Познавательные Коммуникативные |
V. Рефлексия Контрольно – оценочный этап Формировать умение оценивать себя | Какие стихи, песни, сказки тронули на уроке? Чем? Чей продукт понравился больше всего? | | Познавательные (извлечение информации) |
1. Актуализация знаний обучающихся
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Проверим всё ли готово к уроку?
Дорогие ребята и наши гости! Вас приветствует самый замечательный – 2 класс! Нам приятно видеть вас на нашем уроке. Пусть этот день принесет Вам и нам радость общения, наполнит сердца приятными чувствами. А теперь поздороваемся с нашими гостями.
Дети поворачиваются к гостям и говорят хором.
«Здравствуйте» – скажем руками. Пожимают друг другу руки.
«Здравствуйте» – скажем глазами. Смотрят друг на друга, кивают головой.
«Здравствуйте» – скажем словами: Обращаются к гостям.
«Здравствуйте!» Станет радостней кругом
II. Целеполагание. Посмотрите на экран и послушайте
(Отрывок из мультфильма про Мамонтёнка.)
Про кого этот мультфильм? (Про мамонтёнка, который потерял свою маму)
- Что для вас значит мама?
Мама самый близкий и родной человек.
Мама всегда поможет, выручит в любой беде – она лучший друг. Когда мамы нет, мы без нее скучаем, и нам все не в радость. Когда тебе грустно, у тебя неприятности, мама тебя успокоит, развеселит.
За что любите своих мам?
За то, что когда нам плохо, она нас успокоит, поддержит. За то, что ей можно все рассказать, и она поймет, потому что она наш лучший друг) Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, оберегает
– Ребята, а кто скажет, какой у нас скоро будет праздник? (Ответы детей.)
- Зачем человеку мама?
- Как выражают люди свою любовь к маме?
Пишут стихи, рассказы, музыку сочиняют, рисуют картины, делают фотографии – создают произведения.
А как мы можем передать свои тёплые чувства маме?
Стихами, рисунками, тёплыми словами)
- Мы с вами знакомились с журналами, встречали ли вы там статьи о мамах, бабушках, родных людях?
III. Создание продукта
Давайте и мы с вами выразим своё чувство любви к маме через создание проекта?
- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете?
Запомните: проект – дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакли и многое другое.
Результатом (продуктом) нашей работы будет литературный журнал о ком?
А знания изученных страничек из раздела: Из детских журналов помогут вам в создании журнала.
Давайте вспомним, какие произведения нам встретились в этом разделе?
Что у нас должно получиться?
Ребята, а что должно быть в журнале? Иллюстраторы - оформляют обложку и рубрики
Художники – рисунки мам
Поэты и композиторы - стихи и песни
Журналисты- сочинения и сказки
(Пока учащиеся, готовят, учитель консультирует, играет музыка)
IV. Защита
План
Представиться (Автор работы)
Защита работ.
Назвать источники информации
Определить, где можно использовать готовый продукт.
V. Рефлексия
Какие стихи, песни, сказки тронули на уроке? Чем?
Чей продукт понравился больше всего?
Хотели ли вы дать кому-то рекомендации?
Найдите конверт, в нём лежат цветы.
Если вы довольны своей работой, то выберите цветок-красного цвета.
Если вы не очень довольны своей работой, то выберите цветок - жёлтого цвета.
Если вы совсем недовольны своей работой, то выберете цветок синего цвета.
Вот какой журнал у нас получился и букет. Мы познакомим наших мам. Спасибо всем за урок.
Данная форма работы позволила создать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс. Ребенок, включаясь в проект, имеет возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учитель же получает возможность наблюдать за тем, как формируется умение ребенка общаться с окружающими его людьми, внести необходимые коррективы в его поведение, помочь почувствовать себя нужным в различных ролях, предполагаемых проектом.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Игровые технологии и проектная деятельность могут способствовать повышению познавательной активности, развитию познавательной потребности у ребенка, его личностных и творческих качеств и, конечно же, готовит ребенка к реальным условиям жизнедеятельности.
Организация работы, направленной на формирование познавательной активности ставит каждого ученика в позицию активного участника, развивает коммуникативные навыки и учит работать сообща, формирует умения осуществлять поиск нужной информации, развивает в ребенке индивидуальность, инициативность и даёт возможность реализовать свои творческие идеи.
Литература
Ганелин Ш.И. Обучение и воспитание школьника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе. – М.: Речь, 2020. - 250 с.
Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени Ы. Алтынсарина, 2021. – 338 с.