Просмотр содержимого документа
«Повышение техники чтения в начальных классах»
Повышение техники чтения в начальных классах
Правильное, осознанное и выразительное чтение – это один из главных пунктов начального обучения, занимающий важную роль в образовании и развитии человека. Это тот критерий, который напрямую влияет на уровень успеваемости ученика. Психологи считают, что скорость и техника чтения на высоком уровне поможет стать ребенку уверенней в своих силах, успешнее познавать мир и реализовывать свои способности.
Практика показывает, что школьник, который имеет низкую технику чтения, не успевает за процессом обучения, и, как следствие, не может показать высокие результаты при выполнении заданий. Следовательно, нужно систематически и целенаправленно работать над развитием и усовершенствованием навыка чтения, что поможет ребенку тратить меньше времени на обучение и при этом успешно усваивать весь полученный материал.
Доктор педагогических наук И. Т. Федоренко определил несколько факторов, которые влияют на выработку техники чтения. Это интерес к чтению, внимательность, антиципирование (предугадывание), учет и корректирование техники чтения.
Исследования показали, что развитию навыков чтения способствуют письменные упражнения: зрительные и слуховые диктанты, списывание текста. Для расширения объема зрительных и слуховых восприятий И. Т. Федоренко разработал комплект зрительных диктантов, который состоит из 18 наборов по 6 предложений. На начальном этапе предложения состоят из 8-9 букв, а на последнем - 45-46 букв. Диктанты необходимо писать каждый день. Если дети записали какие-то предложения или слова неправильно, то этот диктант нужно повторить еще раз. Так же не обходимо еженедельно проводить проверку и запись техники чтения, чтобы обучающиеся могли видеть свои результаты.
Тексты зрительных диктантов по И. Т. Федоренко
№ п/п | Предложения | Число букв | Время экспозиции (с) |
1 2 3 4 5 6 | Набор №1 Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело. | 8 9 10 11 11 12 | 4 4 5 5 5 6 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №2 Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез. | 12 13 13 14 14 15 | 6 6 6 7 7 8 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №3 Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится. | 15 16 16 16 16 17 | 8 8 8 8 8 8 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №4 Дятел долбил дерево. Я хочу посадить цветы. Иней запушил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель. | 17 18 18 19 19 20 | 8 7 7 7 7 7 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №5 Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Москва стоит на реке. В лесу собирают землянику. | 20 21 21 21 22 22 | 6 6 6 6 6 6 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №6 Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стёрли пыль с доски. Оленеводы работают в тундре. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи. | 23 23 24 24 24 24 | 5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №7 Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце. | 25 25 25 26 26 26 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №8 Идёт дождик. Мы любим осень. Береги учебные вещи. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Солнце осветило всю землю. | 10 14 17 20 21 22 | 5 7 8 10 10 10 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №9 Вода в море солёная на вкус. Наша страна борется за мир. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. Красивы улицы нашего города. | 22 22 23 23 23 24 | 7 7 7 7 7 7 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №10 Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Депутаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге. | 24 24 24 25 25 25 | 5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №11 Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Митя много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель. | 25 24 25 26 26 26 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №12 Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевают рожь и пшеница. Из книжки выпал листочек сирени. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром. | 26 26 27 27 28 28 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №13 Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети купались. Весь народ гордится героями космоса. Дедушка Филипп плетёт корзины. Люблю я в поле встречать восход солнца. | 28 29 30 31 32 32 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №14 Поднялась за рекой большая серая туча. В далёкой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчицы отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. | 32 33 33 33 34 34 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №15 Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши привольные широкие степи Украины. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Нам велит трудиться школа, учит этому семья. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. | 34 35 35 36 36 37 | 4 4 4 4 4 4 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №16 В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы пастухам в стаде ранней весной. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. | 36 36 37 37 38 38 | 5 5 5 5 5 5 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Малыши очень любили слушать волшебные сказки. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. | 38 39 39 40 41 42 | 5 6 6 6 7 7 |
1 2 3 4 5 6 | Набор №18 Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом. Только король удалился, как окружили Алёшу придворные. | 42 43 44 45 46 46 | 7 7 7 8 8 8 |
Для развития техники чтения можно использовать на уроках различные упражнения и дидактические игры:
- выразительное чтение домашнего задания;
- чтение «цепочкой» по предложению, абзацу;
- чтение-игра «Эстафета» (следующего читающего ученика называет предыдущий со словами «Передаю эстафету …»);
- выборочное чтение;
- чтение логически оконченными частями и определение главной мысли каждой части;
- чтение по лицам;
- прогнозированное чтение по заголовку текста, началу или иллюстрации;
- чтение хором, шепотом, молча с определенной скоростью (можно включить метроном);
- игра «Найди ошибку» (учитель читает текст и делает ошибки, которые дети исправляют хором);
- игра «Аукцион вопросов» по содержанию текста;
- характеристика действующих лиц (описание внешности, характер, поступки);
- игра «Кто я?» (по характеристике отгадать героя);
- чтение деформированных текстов ( На лиуце лобы лоходно.)
- театрализация текста;
- игра «Слоговое лото» (составить слово со слогом «за»);
- игра «Найти слово в слове»;
- игра «Грамматическая арифметика».