СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение мотивации к обучению и развитие творческих способностей на уроках химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение мотивации к обучению и  развитие творческих способностей на уроках химии.

При существующем обучении проблема развития ученика является сложнейшей в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе.

Просмотр содержимого документа
«Повышение мотивации к обучению и развитие творческих способностей на уроках химии.»

Повышение мотивации к обучению и развитие творческих способностей на уроках химии.


Кузнецова Е.В.


Химия – одна из древнейших и интереснейших наук, являющаяся одним из ключей к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса, имеющая большое прикладное значение и постоянно развивающаяся. Современный человек не может обходиться без конкретных знаний и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом.

При существующем обучении проблема развития ученика является сложнейшей в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе.

Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик, поэтому я считаю, что конечным результатом должна быть не только передача знаний ученику, а формирование личности, желающей обучаться, готовой к творческой деятельности, способной к самостоятельному ответственному принятию решений.

В данной статье хочу особо обратить внимание на особенность преподавания уроков химии, заключающейся в том, что учащихся необходимо научить наблюдать окружающий мир, задумываться над его внутренней сутью, причинами, порождающими изменения в нем, анализировать условия, определяющие различные тенденции его развития. Эффективность урока зависит от многих причин, так как эта форма учебного занятия имеет различные аспекты и представляет собой достаточно сложную психолого-педагогическую систему. Главное состоит в том, чтобы  тщательно продумать и осмыслить цель каждого урока, ее образовательный, воспитательный и развивающий аспекты. Содержание цели должно быть ориентировано не только на всю группу, но порой и на отдельных учащихся;  реальность достижения цели зависит, с одной стороны, от усилий учителя и учащихся в отдельности, а с другой – от их согласованного взаимодействия, сотрудничества как между учителем и учащимися, так и между учащимися. 
Ни для кого не секрет, что учащиеся, поступающие в профессиональное училище, имеют низкую мотивацию к предметам общеобразовательного цикла. Одной из причин плохого усвоения предмета является отсутствие интереса. Я думаю, что, повысив интерес к предмету, можно было бы значительно ускорить и улучшить его изучение. Поэтому первоочередной задачей для меня стоит прививание интереса к предмету, используя различные педагогические технологии.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К.Д.Ушинский.

Дети, поступающие в училище, имеют разный уровень подготовки. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Способности учащихся различны, но их можно развивать в процессе творческой деятельности, а вместе с тем развивать личность ученика.

С этой целью, каждый урок я стараюсь построить таким образом, чтобы он обязательно содержал интересные сведения по теме, сбор информации стараюсь проводить вместе с учащимися, которые с большой охотой включаются в работу. В настоящее время с широким распространением сети Интернет, поиск информации значительно облегчен. Полученную информацию в зависимости от формы урока, учащиеся оформляют в виде доклада, схемы, презентации. Привлечение учащихся к подготовке к уроку провожу, основываясь на их индивидуальных особенностях.

Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.

На своих уроках я стараюсь учить учащихся самостоятельно работать, высказывать и проверять собственные предположения, догадки; формировать умения делать обобщения изучаемых факторов, творчески применять знания в новых ситуациях. Для этой цели я провожу с учениками уроки – исследования.

Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные ими, как ответ на проблемный вопрос учителя.

Для усвоения определенных химических величин, понятий, названий веществ, имен ученых я считаю оправданным использовать задания – кроссворды, химическое лото. Учащиеся с большим желанием не только работают с предложенными мной заданиями, но и сами составляют их.

Немаловажную роль отвожу я и дидактическим играм на уроках химии и внеклассным мероприятиям. В таких формах обучения усматривается возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, они не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировали на урок.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включенные в урок дидактические игры или игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.


 Расскажу немного об играх, применяемых мной на уроках. На уроках повторения знаний по темам «Основные классы неорганических соединений» и «Генетическая связь между органическими веществами разных классов» предлагаю учащимся поиграть в «Химический серпантин». Для этого записываю на доске уравнение реакции. Основываясь на знаниях химических свойств, учащиеся подписывают над или под формулами веществ, участвующих в данной реакции, формулы других веществ, с которыми те вступают в химическое взаимодействие, получаются схемы еще четырех реакций. Уравнения с коэффициентами, названиями веществ и указанием типа химической реакции учащиеся записывают отдельно. Эта игра позволяет в непринужденной обстановке повторить и систематизировать полученные знания.

На итоговых зачетных занятиях, например по завершении изучения темы: «Кислородсодержащие органические соединения», мы с ребятами играем в «Химические острова». Эта игра требует большой предварительной подготовки. Учащиеся разделяются на пять групп – пять островов. На каждом острове остается старейшина. Остальные учащиеся «плавают» по соседним островам во главе с капитаном корабля и выполняют задания, решают задачи, отвечают на вопросы старейшины (по 5 заданий разной сложности каждому кораблю). Каждая команда выбирает себе название острова (к примеру «Альдегид», «Карбоновая кислота», «Эфир», «Углевод», «Фенол»), придумывает историю острова, основываясь на реальных данных по теме, создает презентацию, задания для соседей. В первом туре старейшины выступают с представлением истории своего острова (в котором должно упоминаться о способах получения, физических и химических свойствах, применении данного класса веществ). Во втором туре - «корабли путешествуют по островам», зарабатывают очки. В третьем туре – подводятся итоги (выбирается лучший остров соседей, лучший вопрос старейшины, лучшее представление острова, рассматриваются вопросы, на которые учащиеся не смогли ответить).

Опыт показывает, что использование такой формы проведения игры способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учеников; придает яркую эмоциональную окраску  урокам химии, делает процесс обучения увлекательным и интересным.
К ранее сказанному, приведу пример проведения игрового фрагмента урока:

минутки поэзии «Химия в стихах»:

Известно:  химия  –  наука

О   веществах,  о   веществах.

Прощай,  губительная   скука,

Займемся  химией  в стихах!

Химические элементы…..

Они основа  вещества.

Весь мир из них, на сто процентов,

Вплоть до живого существа.

Всё состоит из элементов,

Всё то, что окружает нас:

Вода, духи, стекло, пигменты,

И воздух, и угарный газ.

А сколько этих элементов?

Немного их, чуть больше ста.

Их список, сверху вниз, как лента,

Займет примерно два листа.


В качестве разминки на уроках использую стихотворные загадки:

Хоть мы разные на цвет,

Но важней нас в мире нет

И нитраты, и сульфаты,

Карбонаты, и фосфаты!

Все важны и все нужны!

Догадались кто же мы? (соли)

Я очень важный житель града

И в этом есть моя награда

Я растворяю вещества

Почти всегда наверняка

Все моря и океаны

Реки все и водопады

Их питаю я, друзья,

Назовите же меня, (вода).

Развивая интерес к химии такими приемами деятельности, я убеждаюсь в их эффективности и хочу сделать выводы:

  1. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся.

  2. Перечисленные методы снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке.

  3. Ученики показывают хорошие знания не только в заданиях на уровне воспроизведения, но и на уровне их творческого применения в новой учебной ситуации.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство развитием творческих способностей на уроке и во внеурочное время. А для этого необходима каждодневная работа преподавателя над собой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!