СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Повышение профессионального уровня учителя начальных классов в области мониторинга УУД»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Методики мониторинга личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
««Повышение профессионального уровня учителя начальных классов в области мониторинга УУД»»



«Повышение профессионального уровня учителя начальных классов

в области мониторинга УУД»


Рассмотрим различные методики мониторинга личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

С целью выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности использовала в работе со школьниками анкету Н. Лусканова. При проведении анкетирования оценивается действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

В анкетировании приняло участие 23 ученика. Это все 100% учащихся моего класса.

1.Тебе нравиться в школе?

• Нравиться

• Не очень нравиться

• Не нравиться

2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

• Иду с радостью

• Бывает по-разному

• Чаще всего хочется остаться дома

3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

• Не знаю точно

• Остался бы дома

• Пошел бы в школу

4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.

• Доволен

• Бывает по-разному

• Не доволен

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

• Хотел бы

• Не хотел бы

• Не знаю точно

6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

• Хотел бы

• Не хотел бы

• Не знаю точно

7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

• Часто

• Иногда

• Почти никогда не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

• Точно не знаю

• Не хотел бы

• Хотел бы

9.Много ли у тебя друзей в классе?

• Не очень много

• Много

• Почти нет

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

• Нравятся

• Некоторые нравятся, а некоторые – не очень

• Большинство не нравится

При анализе анкет были выявлены несколько уровней школьной мотивации. Большинство детей достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Однако четверть класса чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у остальных учащихся класса сформированы в средней степени и они приходят с желанием изучать новое, учиться.

После проведения диагностики с учащимися 3 уровня были проведены индивидуальные беседы по выявлению их предметной заинтересованности, тип мышления. Также я рекомендую всем учителям предметникам на уроках обращать на детей этой группы особое внимание, привлекая к беседе и выполнению конкретных предметных заданий.

Диагностика уровня сформированности личностных универсальных учебных действий необходима для повышения эффективности работы учителя. Личностные УУД часто напрямую связаны с умениями общения. В данном аспекте большую роль играет формирование коммуникативных УУД.

Прошу четверых из вас поучаствовать в выполнении типичных заданий.

Задание «Совместная сортировка» с целью оценивания умения согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Вам дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Один из вас должен взять красные и желтые фишки, а другой - круглые и треугольные.

Действуя вместе, вы должны разделить их между собой, разложив на отдельные кучки.

А на какие конкретно группы -об этом нужно договориться между собой.

После завершения работы напишите на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так.

Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.

Учащиеся выполняют еще одно типичное задание «Дорога к дому» с целью оценивания умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также умения передать, сообщить их партнеру.

Одному дается карточка с изображением пути к дому, другому — карточка с ориентирами-точками например вот такая, но предупреждаю, что точно не эта.

Первый диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, не показывая другому свою карточку.

Второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги.


Материал: набор из двух карточек с изображением пути к дому (рис. 5 и 6) и двух карточек с ориентирами-точками (рис. 4), карандаш или ручка, экран (ширма).

1.В итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы).

2.правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается;

Если у детей выявляется низкий и средний уровень коммуникации, то необходимо подбирать такие задания, которые предполагают работу в паре и в группе.

Как формируются регулятивные универсальные действия, помогает задание

«Рисование по точкам», которое развивает сознательное контролирование своих действий.

Методика включает 6 задач. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 6 - четыре лучевая звезда:

Соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок как слева. Но справа есть и лишние точки. Вы их не будете соединять. Обратите внимание, что точки разного цвета. Есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между точками разного цвета.


Если вы выполнили все 6 заданий правильно с соблюдением условия, то у вас высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, вы можете сознательно контролировать свои действия.

После выполнения данного задания с учащимися среднего и низкого уровней проводятся корректирующие мероприятия по формированию регулятивных действий: например, буквенный диктант и кодирование. Работу лучше осуществлять в группе определенного уровня.

Анализ ситуации в классе. Какие группы учащихся по данным умениям есть? Какие они по численности? Есть ли преобладающая группа?

Как систематизировать данную работу?

Например, электронная таблица формата Excel, в которой фиксируется информация о каждом ученике класса и отслеживаю наличие изменений в развитии УУД.

Обработка информации в формате Excel позволяет:

во-первых, отследить успешность выполнения каждым ребенком заданий по УУД. Сейчас вы видите результаты оценки 1 и 2 классов. Данная информация позволит определить, насколько успешно ребенок справляется с заданиями разного типа, какого рода задания вызывают трудности. И на основании этой информации я продумываю систему работы с каждым ребенком.

Во-вторых, программа позволяет определить уровень сформированности (базовый, ниже базового) по каждому умению, группам умений (познавательные, регулятивные, коммуникативные) и в совокупности по всем диагностируемым умениям. Опираясь на полученные результаты, я формирую группы учащихся по близким результатам и в дальнейшем подбираю содержание заданий и формы работы на уроке. Это дает возможность каждому ребенку улучшить свои результаты.

В-третьих, благодаря возможностям программы Excel выстраивается рейтинг сформированности умений по классу в целом. Диаграмма наглядно позволяет определить, какая группа УУД развивается наиболее успешно, а какая нуждается в дополнительной доработке.

В-четвертых, программа позволяет увидеть есть или нет прогресс в развитии УУД у каждого ученика. Вы видите результаты мониторинга школьника в сравнении 1 и 2 классов, в котором определены уровень и прогресс по каждому умению. Информация представлена как в виде таблицы, так и в виде диаграммы. Эти показатели имеют особое значение для тех учеников, у которых уровень ниже базового. Учителю рейтинг позволит понять, как создать ребенку ситуацию успеха, а с какими умениями нужно работать индивидуально для коррекции.

Программа позволяет увидеть процент детей, имеющих динамику в развитии УУД по классу в целом.

Как уже было сказано, данные мониторинга важны, прежде всего, для самого учителя, так как позволяют лучше понять эффективность своей работы, поставить первоочередные задачи на следующий учебный год и грамотно подобрать средства для их решения.

Также в ряде случаев именно мониторинг подсказывает, что некоторым учащимся нужна помощь психолога и родителей.

Таким образом, результаты диагностик систематизированы и собраны в одном документе. С общими результатами по классу я знакомлю родителей на собрании, а при необходимости с индивидуальными картами детей знакомлю родителей в частном порядке для выработки совместного плана действий.