СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение социальной активности учащихся через социальное проектирование

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по использованию социального проектирования

Просмотр содержимого документа
«Повышение социальной активности учащихся через социальное проектирование»

Повышение социальной активности учащихся через социальное проектирование


Борисова Елена Владимировна

учитель физики ГБОУ СОШ с.Сухая Вязовка

муниципального района Волжский Самарской области


Федеральный государственный образовательный стандарт определяет социализацию личности школьника как одну из важнейших задач. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами в системе социальных связей, сумеет реализовать свои способности, жить в социальном смысле комфортно и благополучно, и, как следствие, насколько успешным будет государство

Социализация - сложная двусторонняя система взаимодействия личности и социальной жизни. Этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека. Он может идти как в условиях стихийного воздействия на личность, так и при условии целенаправленного формирования личности. Для того чтобы процесс социализации обучающихся был целенаправленным, нужно выстраивать воспитательную работу в школе так, чтобы этот процесс был управляемым.

 Особую роль в процессе воспитания социальной активности может сыграть социальное проектирование, которое позволяет ребятам самим находить наболевшие проблемы общества и искать способы их решения.  

Социальное проектирование – особый вид деятельности подростка. Именно, социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи социализации: формировать свое Я – концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Одним из основополагающих направлений воспитательного процесса нашей школы является социализация учащихся через социальное проектирование. Этот процесс происходит в основном во внеурочное время в рамках реализации воспитательной программы «Я – Гражданин».

Учащиеся ГБОУ СОШ с.Сухая Вязовка каждый год участвуют в конкурсе областного социально-образовательного проекта «Гражданин», где систематически занимают призовые места. Ребята брались за решение многих социальных вопросов нашего села, а для этого приходилось изучать информацию в СМИ, нормативные документы действующего законодательства, встречаться со специалистами, депутатами, проводить акции, различные мероприятия.

В 2011-2012 учебном году проектная группа ребят со своим социальным проектом «Поможем реке» заняла 1 место на территориальном этапе конкурса областного социально-образовательного проекта «Гражданин».

Идея проекта родилась в связи с частыми жалобами местного населения на качество воды, поступающей в дома через систему водоснабжения из реки Чапаевки. Ребят заинтересовались тем, насколько же эта тема актуальна в нашем поселении. Члены проектной группы встретились с главой поселения Кудрявцевой Н.А. и с начальником отдела по охране окружающей среды Администрации м.р. Волжский Лабуз Виктор Николаевичем. В ходе встречи выяснилось, что проблема чистой воды очень актуальна для нашего поселения и для многих других сел нашего района.

В ходе реализации данного проекта ребята провели большую работу:

  • Проведена акция: «Поможем реке!» среди учащихся школы!», в ходе которой рассказали учащимся школы о своем проекте, пригласили принять участие в Акции по благоустройству села, очистке берегов реки

  • Проведена Акция по очистке берегов реки Чапаевка от мусора (80 человек)

  • Выпущено и распространено среди населения 50 буклетов «Поможем реке!»

  • На берегах реки установлено 5 щитов с обращением к односельчанам со словами «Односельчане! Не загрязняйте ВОДУ! Давайте сохраним наш единственный источник воды и прекрасный уголок природы – реку Чапаевку!»

  • Получено подтверждение о включении участка реки Чапаевка в областную Ведомственную программу по очистке малых рек

  • Передан наказ кандидату в депутаты Самарской Губернской Думы Дьяченко Олегу Брониславовичу

В 2013-2014 учебном году был выполнен социальный проект «Памяти героев-земляков», с которым проектная группа заняла 1 место на территориальном этапе конкурса областного социально-образовательного проекта «Гражданин» и прошла на областной этап конкурса, где заняла уже 2 место.

Актуальность данного проекта была продиктована тем, что у молодого поколения искажаются факты о событиях Великой Отечественной войны, они плохо информированы о своих земляках, отличившихся на полях сражений, имеющих весомые военные награды.

Целью данного проекта было увековечивание памяти героев-земляков – участников Великой Отечественной войны.

Работая над данным проектом, ребята достигли следующих результатов:

1. Согласована с директором школы установка мемориальной доски героям – землякам

2. Собрана информация о Селищеве В.П., Ледакове И.М., Жукове Г.В.

3. Подготовлен и размещен на сайте Википедии материал о Жукове Г.В.

4. Проведена акция «Живая память» (200 человек)

5. Собраны средства на изготовление мемориальных досок (14 750 руб)

6. Подготовлена и отправлена статья о Жукове Г.В. для газеты «Волжская новь». Данная статья опубликована в «Школьной газете»

7. Разработан проект сценария торжественной церемонии открытия мемориальных досок. Получены предварительные согласия на участие в церемонии открытия главы Поселения, председателя Самарской региональной общественной организации «Союз десантников России» Калиничева А.В.. Отправлено письмо-приглашение сыну героя – Жукову Ю.Г.

8.Организован просмотр художественного фильма о Г.В.Жукове «Подвиг Одессы» для учащихся школы и учителей (210 человек)

9. Были изготовлены и установлены на стене нашей школы мемориальные доски, посвященные нашим односельчанам:

  • Селищеву В.П. – герою Советского Союза;

  • Ледакову И.М. – герою Советского Союза;

  • Жукову Г.В. – вице адмиралу, герою Гражданской и Великой Отечественной войн, кавалеру трех орденов Ленина, четырех орденов Красного Знамени, награжденного Орденом Нахимова I степени и др. наградами.


Организуя работу над социальными проектами на протяжении нескольких лет, я могу выделить следующие положительные результаты данного метода:

  • в ходе работы над проектами повышается социальная активность учащихся;

  • виден реальный вклад ребят в изменении социальной ситуации в местном сообществе;

  • формируется навык коллективной работы, умение работать с официальными документами, общаться с представителями органов власти;

  • учатся нести ответственность за свои дела и поступки.

Таким образом, социальное проектирование – это особый, социально значимый вид деятельности, который помогает учащимся реально раскрыть свои природные способности. Это наиболее эффективное средство воспитания обучающихся, средство повышающее их социальную активность.



Литература

  1. Сасова И.А. Метод проектов в обучении школьников: На пути к 12 – летней школе. – М.: ИОСО РАО, 2000

  2. Методика социально – образовательного проекта «Гражданин»/ Составитель Пахомов В.П. – 2-е изд. доп. и перераб. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2006

  3. Технология социального проектирования/ Составитель: Макарова Р.Т.- Москва, 2010



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!