ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Автор проекта: Беляков С.Г., учитель физической культуры МАОУ СОШ № 36 г.Тамбов
Актуальность проблемы:
1. Высокий уровень развития современного волейбола делает его одним из эффективных средств всестороннего физического развития.
2. Занятие волейболом – эффективное средство укрепления здоровья.
3. Занятие волейболом – фактор успешной учёбы и социализации личности.
4 . Достижение высоких результатов при решении специфических задач обучения игре в волейбол с учётом возрастных особенностей.
Анализ опыта
Физическая подготовка – один из видов подготовки, направленный на развитие организма волейболиста, совершенствование двигательных качеств и способностей, создание прочной базы для игровой деятельности. Формирование силы, быстроты, гибкости, прыгучести необходимо каждому волейболисту от начинающего до мастера высшего класса.
Цель:
Определение путей повышения уровня физической подготовленности юных волейболистов.
Гипотеза
Если на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности применять специфические средства и методы подготовки и использовать новые формы выявления уровня физической подготовки юных волейболистов можно добиться больших результатов.
Задачи
- Выявить современные взгляды на физическую подготовленность юных волейболистов.
- Провести тестирование физической подготовленности занимающихся.
- Определить динамику физической подготовленности юных волейболистов.
- Повысить заинтересованность обучающихся в занятии волейболом.
- Развивать специальные физические качества для игры в волейбол.
- Укреплять здоровье и повышать ОФП.
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
- Обеспечивать оптимальный возрастной уровень работоспособности физических качеств.
Участники проекта
- Руководитель: Беляков С.Г., учитель физической культуры
- Рабочая группа: учитель физической культуры, учащиеся 5-9 классов
- Благополучатели: участники образовательного процесса
Сроки реализации проекта
- 1 этап подготовительный: сентябрь
- 2 этап основной: с октября по апрель
- 3 этап заключительный: май
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня физической подготовленности юных волейболистов;
- Положительная динамика физической подготовленности юных волейболистов;
- Повышение интереса к занятиям волейболом;
- Развитие коммуникативных компетенций учащихся;
- Организация самостоятельных занятий с применением специальных упражнений;
- Укрепление здоровья обучающихся;
- Овладение методами тренировки.
Подготовительный этап
- Изучение теории и практики по теме«Физическая подготовка волейболистов»,анализ и подбор литературы(см. ниже в списке литературы)
- Создание рабочей группы
- Разработка плана реализации педагогического проекта
- Подготовка методической базы (методы исследования, тестовые упражнения)
- Разработка критериев эффективности проекта, показателей уровня физической подготовки учащихся
- Первоначальное тестирование уровня физической подготовки юных волейболистов
Методы исследования
- Анализ научно-методической литературы
- Метод наблюдения
- Метод тестирования
- Педагогический эксперимент
- Метод математической статистики
- Метод анализа и сравнения
Критерии эффективности
- Изменение в расстановке приоритетов среди детей и взрослых
- Сохранение стабильности состояния здоровья детей
- Снижение заболеваемости
- Уменьшение количества пропусков уроков обучающихся по болезни
- Увеличение количества родителей, занявших активную позицию по отношению к школе.
- Повышение качества образования
Основной этап
План работы
- Анализ программного материала, составление своей программы, направленной на развитие физической подготовленности учащихся
- Выполнение упражнений, направленных на повышение ОФП и СФП
Игровые технологии
Используемые технологии
ИКТ
Групповые, фронтальные, индивидуальные технологии
Технология «Педагогика сотрудничества»
Основной этап
Упражнения на развитие ОФП
Методы тренировки
Упражнения для развития силы
мм
- «До отказа»
- Метод больших усилий
- Повторный метод
- Метод круговой тренировки
1. Игровой, соревновательный
2. Переменный
3. Повторный
2) Упражнения в преодолении собственного веса
- Равномерный
- Повторно-переменный
- Круговой
- Соревновательный
1. Равномерный
2. Повторно-переменный
3. Круговой
- Упражнения волейбольного характера с отягощением
Упражнения для развития быстроты
- Бег на короткие дистанции
- Игры с элементами бега
Упражнения для развития выносливости
- Кроссовый бег
- Езда на велосипеде
- Лыжные гонки
- Спортивные игры
Упражнения для развития ловкости
- Спортивные, подвижные игры
- Упражнения на гимнастических снарядах
- Акробатика
- Барьерный бег
Упражнения для развития гибкости
1) Упражнения с малым отягощением, с партнёром
2) Упражнения на гимнастических снарядах
3) ОРУ, характерные для волейбола
Упражнения для развития прыгучести
- Упражнения с отягощением
- Прыжковые упражнения с отягощением и без них
- Упражнения по технике игры
Упражнения для развития специальной быстроты
- Спринтерские ускорения
- Имитационные и основные упражнения волейболиста
- Метание, прыжки
- Соревновательный
- Переменный
- Повторный
Упражнения для развития специальной выносливости
- Упражнения «ударного» или «прыжкового характера» с отягощениями
- Упражнения по технике игры
Упражнения для развития специальной ловкости
- Равномерный
- Повторно-переменный
- Круговой
- Соревновательный
- Упражнения игрового характера
Упражнения для развития специальной гибкости
- Равномерный
- Повторно-переменный
- Круговой
- Упражнения на растягивание
- Упражнения с партнёром
Упражнения на развитие СФП
Методы тренировки
Заключительный этап
Итоговое тестирование :
- Прыжок в длину с места
- Прыжок вверх с разбега, отталкиваясь двумя ногами
- Челночный бег 3×10м
- Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами
- Бег 30м
Уровень физической подготовленности учащихся, %
Из таблицы видно, что в результате выполнения упражнений, направ-ленных на развитие ОФП и СФП, процент обучающихся, повыси-вших высоких уровень физической подготовленности, со-ставляет 6%, средний уровень – 27%
высокий
Подготовительный этап
7
средний
Заключительный этап
низкий
40
13
53
67
20
Выводы
- Проведённое исследование показало положительную динамику физической подготовленности обучающихся в течение учебного года, повысился общий уровень физической подготовки детей и интерес к игре в волейбол
- Данный проект позволяет оптимизировать процесс формирования физической подготовленности у обучающихся при обучении игре в волейбол на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и в целом формирование культуры здорового образа жизни эффективным
Распространение опыта
Педагогический проект может быть распространён на разных уровнях :
- Локальном(в рамках методических мероприятий)
- Муниципальном ( в рамках районных мероприятий)
- Региональном ( в рамках конкурса, семинаров)
- Федеральном ( в сети интернет)
Востребованность проекта
Данный проект может быть реализован на уроках физической культуры, в рамках дополнительного образования - секции «Волейбол: здоровье и спорт»
Используемые источники
- Барбара Л.В., Фергюсон Б.Ж. Волейбол.-М.:ООО «Издательство АСТ», 2004
- Белинович В.В. Обучение в физическом воспитании. ФиС, 2000
- Железняк Ю.Д., Кунявский В.А. Волейбол. Методическое пособие по обучению игре.-М.: Терра-Спорт, 2005
- Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры.-М.: «Академия», 2004
- Ивойлов А.В. Волейбол для всех.-М.: Физкультура и спорт, 2005
- Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов. ФиС, 2001
- Ковалёв В.Д., Голомазов В.А. Спортивные игры – М.: Просвещение, 2001
- Осколкова В.А., Сунгуров М.С. Волейбол. Учебное пособие для начинающих, ФиС, 2005
- Подготовка юных волейболистов. Учебное пособие для тренеров ДЮСШ. Под общей редакцией Железняка Ю.Д. ФиС, 2006
- Сапин Н.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: «Академия», 2000
- Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. –М.: Физкультура и спорт, 2001
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: «Академия», 2000
- Чехова О.С. Уроки волейбола. –М.: Физкультура и спорт, 2005