СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пожарная безопасность Запомнить нужно твёрдо нам

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать практические навыки учащихся по локали­зации и тушению пожара, научить выявлять опасность, воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, формировать твердое убеждение в том, что огонь - не игрушка.

Просмотр содержимого документа
«Пожарная безопасность Запомнить нужно твёрдо нам»

Запомнить нужно твёрдо нам: пожар не возникает сам!


Игра – конкурс «Гордиев узел»

для учащихся 8-9 классов

Цели и задачи

- развивать практические навыки учащихся по локали­зации и тушению пожара;

- научить выявлять опасность;

- воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью;

- формировать твердое убеждение в том, что огонь - не игрушка;

- отработать действия при пожаре в школе. Оборудование и реквизит:

- два стола: один накрыт зеленой скатертью, другой - красной;

- две ленты (зеленая и красная), прикрепленные к вися­щему на доске обручу; на каждой ленте завязано по 4 узла, у нижнего узла - прищепка;

- поднос с карточками-заданиями (см. по тексту);

- кроссворды (см. по тексту).

- плакаты: «Спички не тронь: в спичках - огонь!», «Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда!»;

- рисунки на противопожарную тематику.


Ход мероприятия

Ученики читают стихотворение Е. Ильина.

1-й ученик.

Да, огонь бывает разный -

Бледно - желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

Злой огонь - огонь пожара,

Злой огонь - огонь войны! От безжалостного жара

Дни темны,

Поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны!

2-й ученик.

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

Ведущий.

С незапамятных времен огонь был спутни­ком человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, ког­да забывают об осторожном обращении с ним. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Стал­киваются две силы: человек и огонь. Пожар - не случай­ность, а результат легкомыслия и беспечности. Я призы­ваю вас всегда быть осторожными при обращении с огнем и помнить о последствиях пожара. Не забывайте простую истину: опасность легче предупредить, избежать ее, чем ликвидировать, бороться с нею.

Сегодня мы проведем интеллектуальную игру-кон­курс под названием «Гордиев узел». Команды уже гото­вы сразиться. Но вначале выясним, что означает выраже­ние «гордиев узел». «Разрубить гордиев узел» - значит смело, энергично решить сложное дело. Для вас этими узлами будут различные вопросы по пожарной безопас­ности и проблемы, которые записаны на карточках и обозначены узлами на лентах. (Демонстрирует ленты.) У каждой команды - своя лента и свои задачи. Если ко­манда успешно справится с первой задачей, то нижний узел на ее ленте будет развязан, и прищепка перемес­тится к следующему узлу. Если нет, узел останется, но прищепка поднимется выше, чтобы все видели, какой по счету вопрос стоит на очереди. Вот и все условия кон­курса. Начинаем соревнование. Удачи вам!

Представление жюри и команд. Приветствия команд. Жюри оценивает приветствия (максимальная оценка 4 балла), учитывая оригинальность, остроумие, юмор, отражение темы мероприятия.


Разминка - «Блицтурнир»

Вопросы командам:

1. Что нужно сделать, если на столе загорелась бу­мага?

2. Можно ли поджигать тополиный пух?

Максимальная оценка - 3 балла. Жюри оценивает быст­роту, правильность и полноту ответов.


Узел первый - «Выбери ответ»

Ведущий. Прошу внести поднос с заданиями. Игро­ки, пожалуйста, выбирайте конверты. Вы должны из пред­ложенных вариантов ответов на вопросы выбрать пра­вильные. На раздумья - 3 минуты.

Задания для первой команды:

1. По каким причинам чаще всего возникают пожары в жилых и общественных зданиях?

- из-за жаркой и сухой погоды;

- из-за неисправности электросети и электропри­боров;

- из-за неосторожного обращения и шалостей де­тей с огнем;

- из-за использования неисправных или само­дельных отопительных приборов, а также из-за бес­печности и небрежности в обращении с огнем.

2. Какие вам известны основные факторы пожара?

- высокая концентрация кислорода;

- воздействие огня (горение), а также высокая температура и теплоизлучение;

- газовая среда;

- задымление и загазованность помещений и территорий токсичными продуктами горения.

3. Как необходимо действовать при панике во время пожара в общественном месте?

- бежать как можно быстрее;

- оценить обстановку и выявить реальную опас­ность;

- сообщить о пожаре в пожарную охрану по теле­фону и помочь тем, кто из-за страха не может дви­гаться;

- пытаться задерживать обезумевших людей и паникеров и продвигаться к ближайшему выходу, пропуская детей и женщин.

4. Что необходимо предпринять, если загорелась де­ревянная перегородка в соседнем с вашей квартирой помещении?

- не следует что-либо предпринимать;

- не надо торопиться покидать квартиру;

- как можно быстрее покинуть помещение;

- вызвать пожарных.

5. Как правильно выходить из задымленного помеще­ния?

- любым способом, но как можно быстрее;

- защитить глаза и органы дыхания, накрыться плотной влажной тканью, двигаться пригнувшись или ползком;

- идти в сторону незадымленной лестницы или к выходу, держась за стену, поручни, дышать через влажную ткань;

- выпрыгнуть в окно.

Задания для второй команды:

1. Назовите основные причины возникновения пожа­ров на промышленных предприятиях.

- летние грозы;

- нарушение режима труда и отдыха;

- несоблюдение элементарных правил пожарной безопасности персоналом и неосторожное обраще­ние с огнем;

- эксплуатация неисправного оборудования.

2. Что необходимо предпринять человеку при опасной концентрации дыма и повышении температуры, если он не может выйти к лестничной клетке?

- сделать несколько глубоких вдохов и выдохов;

- вернуться в помещение и плотно закрыть дверь;

- заткнуть дверные щели и вентиляционные от­верстия мокрыми тряпками;

- ждать пожарных или спасателей.

3. Как необходимо действовать при панике во время пожара при отсутствии видимости (задымление, погасло освещение)?

- остановиться и подождать включения освещения или рассеивания дыма;

- дышать через носовой платок или рукав одежды;

- при движении держаться за двери или поручни;

- вести впереди себя детей и держать их за плечи.

4. Что необходимо предпринять, если надвигается ог­ненный вал?

- не следует что-либо предпринимать;

- упасть, прикрывая голову влажной тканью, за­держать дыхание;

- закутать голову влажной тканью;

- не дышать, чтобы не получить ожог внутренних органов.

5. Что необходимо предпринять, если загорелась же­лезобетонная перегородка в соседнем с вашей кварти­рой помещении?

- не следует что-либо предпринимать;

- не надо торопиться покидать квартиру;

- следует как можно быстрее покинуть квартиру;

- следует использовать средства пожаротуше­ния.

Ведущий. Итак, отведенное время истекло! Обсужде­ние за столами прекращается. Слушаем по очереди от­веты. Порядок таков: вначале нужно громко и четко за­читать вопрос, затем дать свой ответ. При неверном от­вете поправку может сделать команда соперников, зара­ботав тем самым поощрительные баллы.

Жюри подводит итоги конкурса. Максимальная оценка — 5 баллов. Команда, набравшая в конкурсе больше бал­лов, развязывает свой узел.


Узел Второй - «Пожарники-тушители»

Конкурс состоит из двух заданий. Задание первое -ситуационная задача. Задание второе - вспомнить правила обращения с огнетушителями и ответить на вопросы.

Ситуационная задача для первой команды. Загорелся телевизор. Ваши действия?

Ситуационная задача для второй команды. В вашей квартире начался пожар. Ваши действия?

Ведущий. Огнетушитель - средство пожаротушения. Время его действия ограничено до одной минуты, в за­висимости от вида и вместимости баллона. Поэтому действия при использовании огнетушителя должны быть четкими и расчетливыми.

Вопросы для первой команды:

1. Для чего предназначен огнетушитель химический пенный (ОХП-10)?

а) для тушения последствий пожара;

б) для тушения очагов возгорания всех без исключе­ния веществ и материалов;

в) для тушения очагов возгорания различных ве­ществ и материалов, за исключением электроуста­новок, находящихся под напряжением.

2. Какой существует порядок приведения огнетушите­ля ОХП-10 в действие?

а) прочистить спрыск (отверстие) шпилькой или иглой;

б) поднести огнетушитель к очагу пожара;

в) перевернуть огнетушитель вверх дном, встряхнуть и направить струю на очаг возгорания;

г) поднять рукоятку и откинуть (перевернуть) ее до от­каза на 180 градусов.

Ответ: б, а, г, в.

Вопросы для второй команды:

1. Для чего предназначен огнетушитель углекислотный (ОУ)?

а) для тушения последствий пожара;

б) для тушения очагов возгорания различных веществ и материалов;

в) для тушения возгораний различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, и для тушения электроустановок, находя­щихся под напряжением.

2. В какой последовательности приводится в дей­ствие углекислотный огнетушитель?

а) нажать на рычаг огнетушителя;

б) сорвать пломбу;

в) выдернуть чеку;

г) направить раструб огнетушителя на пламя.

Ответ: б, в, г, а.

Жюри подводит итоги. Максимальная оценка первого задания - 5 баллов, второго - 4 балла. Команда, набрав­шая в конкурсе больше баллов, развязывает свой узел.


Узел третий - «Шифровальщики»

Ведущий раздает командам листы с кроссвордами и вопросами к ним. Задание - разгадать кроссворд и про­читать слово, находящееся в выделенных клетках.

Кроссворд для первой команды


Вопросы:

1. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? (Струп.)

2. Остановка пожара на путях его распространения. (Локализация.)

3. Повреждение тканей тела из-за высокой темпера­туры. (Ожог.)

4. Какие органы защищает при пожаре ватно-марлевая повязка? (Дыхания.)

5. Признак ожога 2-й степени. (Пузыри.)

Кроссворд для второй команды:

Вопросы:

1. Признак ожога 2-й степени. (Пузыри.)

2. Средство пожаротушения. (Огнетушитель.)

3. Способ прекращения горения веществ и материа­лов. (Охлаждение.)

4. Признак ожога 4-й степени. (Обугливание.)

5. Ожог, вызванный пламенем. (Термический.)

Если кроссворды разгаданы правильно, то в выделен­ных клетках команды прочтут слово «пожар». Жюри под­водит итоги. Максимальная оценка - 5 баллов. Команда, набравшая в конкурсе больше баллов, развязывает свой узел.


Узел четвёртый - «Викторина 01»

Ведущий задает командам вопросы по очереди. Для об­думывание дается 30 секунд. За правильный ответ ко­манда получает 1 балл; если ответ неверен, то право ответа переходит к другой команде.

Вопросы:

1. Что предпринять, если на вас загорелась одежда? (Лечь и путем перекатывания сбить пламя. Бежать нельзя.)

2. Что делать, если на другом человеке загорелась одежда? (Накрыть его покрывалом, плотно прижав.)

3. Можно ли при возникновении пожара прятаться под кровать, скрываться в труднодоступных местах, от­крывать окна? (Нельзя. Прячась, человек подвергает себя большей опасности, затрудняет работу спасателей. А открытые окна и двери увеличивают приток воздуха и, значит, усиливают огонь.)

4. Чем эффективнее воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся жидкостей? (Куском мокрой плотной ткани.)

5. Как следует реагировать на возгорание? (Быстро, используя все доступные средства для тушения огня: воду, мокрую тряпку, песок.)

6. Чем опасен пожар? (Открытым огнем, высокой тем­пературой воздуха, ядовитыми газами, дымом.)

7. Нередко человек в горящей одежде теряет ориен­тацию, начинает метаться, бегать, тем самым усиливая пламя. Что делать в этом случае? (Сбить его с ног, пога­сить пламя.)

8. При пожарах часто происходит отравление угарным газом. Назовите признаки такого отравления. (Головная боль, шум в ушах, стук в висках, общая слабость, тошнота, рвота. При сильном отравлении - сонливость, апатия, на­рушение или потеря дыхания, расширение зрачков.)

9. Как оказать первую медицинскую помощь постра­давшему при отравлении угарным газом? (Немедленно вывести или вынести пострадавшего на свежий воздух, предоставить покой. На голову положить холодный ком­пресс, спрыснуть лицо холодной водой, дать понюхать на­шатырный спирт, напоить крепким чаем или кофе. В тя­желых случаях нужно делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.)

10. Что значит «ликвидировать пожар»? (Потушить его, не допустить повторного возгорания.)

11. Почему горящий бензин нельзя тушить водой? (Удельный вес бензина легче, чем воды. Поэтому, попа­дая на поверхность бензина, вода опускается вниз, не оказывая должного действия.)

12. Какая бочка опаснее: наполненная бензином или порожняя из-под бензина? (Порожняя; внутри нее может образоваться взрывоопасная концентрация паров бен­зина и воздуха.)

13. Иногда говорят, что «бензин загорелся». Правиль­но ли это выражение? (Бензин не горит: горят его пары в смеси с воздухом.)

14. Почему в детских учреждениях выходы из помеще­ния открываются наружу? (Чтобы, в случае возникнове­ния пожара, в дверях не скапливалось большое количе­ство детей.)

15. Разразилась гроза. От грозового разряда загоре­лась конюшня. Что нужно было сделать, чтобы не допус­тить пожара? (Здание конюшни необходимо было обо­рудовать грозозащитой.)

Жюри подводит итоги. Команда, набравшая в конкурсе больше баллов, развязывает свой узел.


Конкурс болельщиков - «Частушки»

В конкурсе участвуют по два болельщика каждой коман­ды. Задача - исполнить частушки. Максимальная оцен­ка - 5 баллов.

Частушки для болельщиков первой команды:

Загорелась наша школа –

Я скорей бежать до дома.

Паника - страшней огня!

Все учились без меня...

Если вдруг пожар возник,

Ты от страха тут же сник.

Вспомни наше ОБЖ -

И, считай, спасен уже!

Вместе мы в поход ходили

Да костерчик разожгли.

Уходя, не потушили:

Леса нет - одни угли.

Частушки для болельщиков второй команды:

Дело было на уроке:

Раздался сирены вой.

Все скорее «руки в ноги»

И стремглав бежать домой.

Мы сидели на уроке,

Спичками играли...

Ах, как жаль, что ОБЖ

Плохо изучали!

Дома мы варили щи,

Газ не выключив, ушли.

Не поесть нам больше щей,

Осталась груда кирпичей.

Подведение итогов игры. Награждение победителей.


Эвакуация из здания школы

По договоренности с администрацией школы должен прозвучать сигнал тревоги или пожарная сигнализация. Учащиеся эвакуируются из здания школы через запас­ные