СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познай себя (психология)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для 5 класса.Направление: психология.

 

Просмотр содержимого документа
«Познай себя (психология)»

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Познай себя» составлена на основе программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2008. Программа курса представляет систему общекультурных, развивающих занятий для учащихся старших классов.

Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» - социальное направление.

Нормативно-правовая база:

1. Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

2. Федерального государственного образовательного стандарта 2 поколения;

4. Учебного плана МБОУ Стефанидино-Дарская ООШ

5. Программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2008.

6. Программа внеурочной деятельности МБОУ Стефанидино-Дарской ООШ.

Актуальность:

Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы, которая включает три основных компонента:

• аксиологический (связанный с сознанием);

• инструментально-технологический;

• потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:

собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.


Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы среднего общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, развитию способностей.


Сроки реализации


Рабочая программа внеурочной деятельности «Познай себя» реализуется в группе обучающихся старшего школьного возраста 1 года и рассчитана на детей 5 класса.

Возраст детей участвующих в реализации программы

Программа курса для 5 класса. Возраст 11-12 лет.

Режим работы.

Продолжительность занятия 30 мин.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с календарным учебным планом МБОУ Стефанидино-Дарской ООШ на 2018-2019 учебный год на изучение курса «Познай себя» отведено: в 5 классе 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебные недели) .



4. Цель рабочей программы - формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни и социализации.


Задачи:

  1. Способствовать успешной психологической адаптации учащихся к условиям обучения в основной школе.

  2. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

  3. Мотивировать к самопознанию и познанию других людей.

  4. Развивать самосознание, самопринятие.

  5. Содействовать формированию эго-идентичности.

  6. Способствоватьактуализации индивидуальных взглядов, позиций, установок.

  7. Учить анализировать свое поведение, свои поступки и поступки других.

  8. Содействовать формированию самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь.

  9. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать свои чувства и чувства другого человека.

  10. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений и адаптации в социальной среде.

  11. Прививать умение быть толерантными и терпимыми к недостаткам и особенностям других людей.

  12. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника. Учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.



Формы и методы работы

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры. А так же различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, практический.

Тематическое планирование.


Наименование раздела

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Личностные результаты

УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Аудиторных

внеаудиторных

«Я начинаю меняться»

1

-

Дети знакомятся с целями и задачами внеурочной деятельности.

Настриваются на дальнейшую работу.

-усваивать нравственно-этические нормы и школьные нормы поведения

учиться

-контролировать свои эмоции, быть эмоционально благополучным

-повышать уровень мотивации к учебной деятельности, понимать личную ответственность за результат учебной деятельности

формировать адекватную самооценку

-учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку



-осознавать свои личные качества, способности и возможности;

-осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;

-овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;

-научиться контролировать собственное агрессивное поведение;

-осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;

-учиться прогнозировать последствия собственных поступков.


-учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;

-планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;

-адекватно воспринимать оценки учителей;

-уметь распознавать чувства других людей;

-обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;

-уметь формулировать собственные проблемы


-учиться строить взаимоотношения с окружающими;

-учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

-учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;

-учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;

-формулировать свое собственное мнение и позицию;

-учиться толерантному отношению к другому человеку.


Я- это Я

8

8

Начинают своё знакомство со своим «Я».
Активно принимают участие в тренингах, психологических играх, дисскусиях.

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства


4

4

Знакомятся с чувствами, эмоцями. Учатся контролировать их. Настраивать себя на положительный лад.

Я и мой внутренний мир


2

4

Знакомятся с упражнениями,которые помогут справится с внутренними страхами, переживаниями.

Кто в ответе за мой внутренний мир?


2

4

Помощь в нахождение общего языка со своими внутренним миром.

Я и Ты


6

8

Знакомятся с подходами в общении с людьми, собой .
Выявляют пользу правильно общения

Мы начинаем меняться


8

8

Закрепление пройденных занятий.





Календарно-тематическое планирование.


Дата проведения планируемая

Дата проведения фактическая

Тема занятий

Содержание занятия

Уровень результатов

Введение в мир психологии



03.09

03.09


Зачем человеку занятия психологией?


2 уровень

Я – это Я

10.09

10.09


Кто я, какой я?

Составление психологического портрета «Кто я?»

2 уровень

17.09

17.09


Я – могу.

Выявление своих

2 уровень

24.09

24.09


Я нужен!

Убеждение в необходимости абсолютно каждого.

2 уровень

01.10

01.10


Я мечтаю.

Рассказ о мечте и постановка целей для достижения её.

2 уровень

08.10

08.10


Я – это мои цели.

Постановка целей на определённый промежуток времени.


2 уровень

15.10

15.10


Я – это мое детство.

Что такое детство и каким оно осталось у меня в памяти.

2 уровень

22.10

22.10


Моя семья.

Рассказ о своей семьи. Составление психологического портрета.

2 уровень

12.11

12.11


Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.

Составление рассказа о настоящем и что необходимо корректировать для задуманного будущего.

2 уровень


Я имею право чувствовать и выражать свои чувства

19.11

19.11


Чувства бывают разные.

Что такое чувства и какие они бывают?

2 уровень

26.11

26.11


Стыдно ли бояться?

Что такое «Стыд» и как с ним бороться.

2 уровень

03.12

03.12


Имею ли я право сердиться и обижаться?

Всегда ли нужно обижаться? Как реагировать на обиду.

2 уровень

10.12

10.12

17.12

17.12


Мои чувства.

Сочинение о чувствах

3 уровень

Я и мой внутренний мир

24.12

24.12


Каждый видит мир и чувствует по-своему.

Что такое внутренний мир?

2 уровень

14.01

14.01


Любой внутренний мир ценен и уникален.

Особенности внутреннего мира.

2 уровень

21.01

21.01

28.01

28.01


Мой внутренний мир.

Сочинение о внутреннем мире.

3 уровень

Кто в ответе за мой внутренний мир?

04.02


Трудные ситуации могут научить меня.

Что такое «Трудная ситуация»?

2 уровень

04.02

11.02

11.02

18.02


В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. Личный опыт преодоления трудностей.

Тренинг для преодоления трудностей.

2 уровень

Я и Ты

18.02


Я и мои друзья.

Кто такой друг?

2 уровень

25.02

25.02


У меня есть друг.

Особенности друзей.

2 уровень

04.03

04.03


Мои друзья.

Рассказ о друзьях.

2 уровень

11.03

11.03


Я и мои «колючки».

Как бороться с «колючками»?

2 уровень

18.03

18.03


Что такое одиночество?

Что такое одиночество?

2 уровень

01.04

01.04

08.04


Я не одинок в этом мире.

Тренинг «Как побороть чувство одиночества».

2 уровень

08.04

14.04

15.04


Счастье.

Сочинение «Что такое счастье?».

3 уровень

Мы начинаем меняться

22.04

22.04


Нужно ли человеку меняться?

Нужно ли человеку меняться?

2 уровень

29.04

29.04


Зачем человеку меняться?

Для чего человеку меняться?

2 уровень

06.05

06.05


Самое важное – захотеть меняться.

Самое важное – захотеть меняться.

2 уровень

13.05

13.05


Цель и ресурсы самоизменения.

Цель и ресурсы самоизменения.

2 уровень

20.05


План самоизменения.

План самоизменения.

2 уровень

20.05

27.05


Изменения в жизни человека.

Изменения в жизни человека.

2 уровень

27.05


Заключительное занятие.

Подведение итогов.

3 уровень










Планируемые результаты освоения курса.

Итогом работы по данной программе является сохранение психологического здоровья школьников, их успешная школьная адаптация и социализация: приобретение чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с ровесниками и взрослыми. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный жизненный путь будет более успешным и радостным.

Предметные результаты:

По окончании курса дети должны знать/понимать:

- нормы и правила, существующие в мире;

- начальные понятия социальной психологии;

- начальные понятия конфликтологии.

- свои качества и повышать самооценку

- свое эмоциональное состояние, адекватно выражать свои эмоции

-ответственность человека за свои чувства и мысли

- свои возрастные изменения

- различия между агрессией и агрессивностью

-собственное агрессивное поведение

- роль конфликтов в жизни человека

- как конструктивно разрешать конфликтные ситуации

- собственные жизненные ценности


Личностные УУД:

  • усваивать нравственно-этические нормы и школьные нормы поведения

  • учиться контролировать свои эмоции, быть эмоционально благополучным

  • повышать уровень мотивации к учебной деятельности, понимать личную ответственность за результат учебной деятельности

  • формировать адекватную самооценку

  • учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

  • развивать рефлексию

Познавательные УУД:

  • учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;

  • планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;

  • адекватно воспринимать оценки учителей;

  • уметь распознавать чувства других людей;

  • обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;

  • уметь формулировать собственные проблемы

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои личные качества, способности и возможности;

  • осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;

  • овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;

  • научиться контролировать собственное агрессивное поведение;

  • осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;

  • учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Коммуникативные УУД:

  • учиться строить взаимоотношения с окружающими;

  • учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

  • учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;

  • формулировать свое собственное мнение и позицию;

  • учиться толерантному отношению к другому человеку.


Представляется важным оценивать воз­действие данных занятий на эмоцио­нальное состояние обучающихся. Для этого может быть ис­пользован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженно­сти, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состоя­ния каждого обучающегося под влиянием занятий. Для отслеживания результатов, кроме наблюдения, целесообразно провести диагностическое исследование, направленное на изучение самоотношения, уровня самооценки, тревожности, стратегии поведения в конфликте, общительности, а также анкетирование или опрос учащихся, направленные на изучение удовлетворенности курсом.






Достижение основных результатов, на которые ориентирована программа.




Содержание

Способ достижения

Первый уровень результатов


Приобретение школьником социальных знаний): овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;

понимания социальной реальности и повседневной жизни.


Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Предполагает приобретение детьми новых знаний будет развит кругозор детей, обогащён словарный запас. Итогом первого уровня можно считать умение ребенка делать сообщение, которое выполняется с помощью учителя.

Второй уровень результатов


Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (Отечество, природа, знания, труд, культура)..

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Итогом второго уровня можно считать умение детей делать сообщение, которое выполняется с помощью учителя,  с использованием дополнительной литературы.

Третий уровень результатов


Получение школьником опыта самостоятельного социального действия за пределами дружественной среды школы

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде. Ученик может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Итогом третьего уровня можно считать участие в организации и проведении творческого отчета .








Структура занятий:

Занятие состоит из нескольких частей и проводится с элементами психологического тренинга:

Вводная часть.

Цель вводной части занятий – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками; включает в себя создание и обсуждение проблемной ситуации.

Основная (рабочая) часть.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Она направлена на поиск решения проблемы. В неё входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие, коррекцию социально-личностной и частично познавательной сфер ребёнка, терапевтические метафоры.

Заключительная часть.

Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы, обсуждение: основных моментов занятия, применения новых знаний.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме с элементами тренинга. Приветствие и прощание носят ритуальный характер. Во время занятий дети сидят в кругу (желательно). Форма круга создаёт ощущение целостности, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Содержание занятий носит вариативный характер и может быть изменено в зависимости от конкретных проблем детей.

Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром, важно принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия


п/п

Наименование учебного оборудования

1.

Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. Глобус, 2007

2.

Анн Л. Психологический тренинг с подростками.–Спб.: Питер, 2007

3.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.

4.

Гавриш Н.А. Программа элективного курса практической направленности по психологии 10-11 класс «Формула успеха».

5.

Девяткина Д.С., Челнокова О.С. Рабочая программа «Познай себя»

© Материал из Справочной системы «Образование»:

 http://vip.1obraz.ru/#/document/189/467277/73e31ab077/?of=copy-5481121a60

6.

Клюев Е. Сказки на всякий случай. - М.: Слово, 2003.

7.

Кононович К. Игры в тренинге для ума и тела..-Спб.: изд.Речь, 2010.

8.

Мой жизненный путь. Программа подготовки выпускников детского дома к самостоятельной жизни:методические рекомендации.Авторы-составители: О.О. Олифер, М.Ю. Бондарева, О.Б. Цой, Т.И. Гут, О.В. Отрокова, А.А. Соляник,

Е. С. Андрианова, Д. А. Науменко, Ю.В. Безручко; под ред. Е.Н. Ткач. – Хабаровск: ГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», 2011.

9.

Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка/ под ред. С.В. Савченко.–Изд.Речь, 2007.

10.

Тренинг жизненных навыков/под ред. А.Ф. Шадуры. – Спб.: Речь, 2005.

11.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы).– 3-е изд. – М.: Генезис, 2018.

12.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы).– 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.




Технические средства обучения

п/п

Наименование оборудования

1.

Ноутбук

2.

Колонки

3.

Диски с музыкальным сопровождением

4.

Проектор