Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено на заседании школьного м/о Протокол №1 от21 .08.2019 г. | Принята решением педагогического совета Протокол №1 от22 .08.2019 г. | Утверждена Директор МБОУ «Школа № 1» ___________/Л.А.Садриева/ Приказ № 164 от22 .08.2019 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Познай себя»
(общеинтеллектуальное направление)
1 класс, 34 часа
| Составитель: Моховикова О.А учитель музыки и ИЗО высшей квалификационной категории |
Прокопьевск
2019
Содержание:
1. Пояснительная записка 3
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 5
3. Содержание курса внеурочной деятельности 8
4. Тематическое планирование 9
1.Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании Российской Федерации», с приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом Министерства образования и науки РФ « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960, Письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 № 03-255 « О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» , , на основе СанПин 2.4.2. 2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189)
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики,
предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель курса внеурочной деятельности «Познай себя»
Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является
именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Задачи курса внеурочной деятельности «Познай себя»
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
научиться критически мыслить.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
На I уровне ученик имеет представление:
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в
транспорте и др.;
На II уровне
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей ;
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
На III уровне имеет опыт:
использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Познай себя»
Виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Художественное творчество
Проектная деятельность
Формы внеурочной деятельности:
-работа в малых группах
-игровые занятия
-работа над проектами
-парная работа
- игровые занятия
- выставки и презентации работ
Программа для учащихся 1-х классов (34 часа, 1 час в неделю). Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психологического напряжения.
Программа “Познай себя” представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Это совокупность обеспечивает успешную адаптацию к школьной жизни, эмоциональную устойчивость учащихся, проявление интеллектуальных способностей, ощущение ответственности за совершаемые поступки, овладение методами самовоспитания, самоконтроля, проявление самостоятельной творческой активности, обеспечение гармонии взаимоотношений, мотивированность учащихся на совместную деятельность, самодисциплину, понимание учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение человеческого достоинства, умение вести деловую беседу, готовить публичные выступления, цивилизованно решать конфликтные ситуации, эффективно работать в паре, группе, вести дискуссию, быть лидером.
4. Тематическое планирование
Тема занятия | Количество часов |
| |
Я - школьник. | 1 |
| |
Как зовут ребят моего класса. | 1 |
| |
Зачем нужно ходить в школу? | 1 |
| |
Мой класс. | 1 |
| |
Какие ребята в моем классе? | 1 |
| |
Мои друзья в классе. | 1 |
| |
Мои друзья в классе (продолжение). | 1 |
| |
Мои успехи в школе. | 1 |
| |
Моя "учебная сила". | 1 |
| |
Радость. | 1 |
| |
Радость. Как доставить радость другому человеку. | 1 |
| |
Жесты. | 1 |
| |
Радость можно передать прикосновением. | 1 |
| |
Радость можно подарить взглядом. | 1 |
| |
Грусть. | 1 |
| |
Страх. | 1 |
| |
Страх, его относительность. | 1 |
| |
Как справиться со страхом? | 1 |
| |
Страх и как его преодолеть? | 1 |
| |
Гнев. | 1 |
| |
Может ли гнев принести пользу? | 1 |
| |
Обида. | 1 |
| |
Разные чувства. | 1 |
КВН - по чувствам. | 1 |
| |
Я - неповторимый человек. | 1 |
| |
Оценки других и себя. | 1 |
| |
Что в имени моем? | 1 |
| |
Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? | 1 |
| |
Посеешь характер - пожнешь судьбу. | 1 |
| |
Как стать прилежным и старательным. | 1 |
| |
Жадность и жадина. | 1 |
| |
М оя внимательность и внимание. | 1 |
| |
Ответственность и я. | 1 |
| |
В дружбе - сила. | 1 |
| |