Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
с.Преображенка Катангского района Иркутской области
Центр дополнительного образования
ОТЧЕТ
по курсу психологии
«Познай себя»
5 класс
Учитель: Верхотурова Н.И.
2017-2018 учебный год
В пятом классе (10-11 лет) меняется социально-педагогическая ситуация развития ребёнка: он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и детьми, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Пятый класс - это ранний подростковый возраст. Проявляются новые физиологические факторы в развитии – начинается период бурного физического роста и начало пубертата (период полового созревания), повышается утомляемость, что связано с отставанием развития кровоснабжения мозга от роста его структур. У девочек раньше, чем у мальчиков начинается перестройка гормональной системы, характерны перепады настроения и т. д. Аккуратный и послушный житель дома «детства» становится непослушным, несносным, агрессивным эгоистом, разрушителем этого дома. Ребёнок переезжает в другой дом – в отрочество, становится подростком, при этом он часто теряет психологическое равновесие.
По сравнению с младшими школьниками подросток имеет дело не с одним, а со многими учителями, это, по выражению Л. И. Божович, как бы эмансипирует (освобождает от зависимости) подростков от непосредственного влияния взрослых. Учитель уже не является для них таким непререкаемым авторитетом, как в начальной школе. Учение остается главным видом деятельности подростка, а основным ведущим в развитии становится общение, включение в групповую деятельность(трудовую, интеллектуальную, спортивную).
Потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении становятся доминирующими. Они проявляются
- в стремлении к такому положению среди сверстников, которое соответствует представлению подростка о себе;
- в повышении потребности в признании, внимании, уважении со стороны родителей и других членов семьи;
- в боязни изоляции в пределах своих малых групп (класс, кружок, компания);
- в увеличении требовательности к другим, чувствительности к несправедливости других.
Характерная особенность – стремление к взрослости, приобщение к жизни и деятельности взрослых, отмежевание от всего явно детского и присвоение образцов (часто не лучших) взрослой жизни.
Познавательные процессы продолжают совершенствоваться: развивается произвольность внимания, восприятия, улучшается память, развиваются способности к обобщению, абстрактному мышлению, выделению существенного, анализу, рефлексии. Просыпается интерес к самому себе, своему внешнему облику, своим способностям. Возникают устойчивые интересы, подросток пробует себя в различных сферах
( коллекционирование, уход за животными, увлечение искусством, техникой и т. п.).
В нравственной сфере пятиклассник начинает осознанно искать ответы на жизненные вопросы: «Кто я? Какой я? Что такое моя жизнь?». Это возраст исследования своего «Я». Начинают осознаваться нравственные чувства - патриотизм, долг, честь, товарищество, отсюда стремление иметь верного понимающего друга. Развиваются и становятся тоньше эстетические чувства, появляется способность к сопереживанию, мечтательность.
Важное значение имеет личностно-ориентированный, индивидуальный подход к ребенку-подростку, учёт его особенностей (особенно это касается чувствительных, интимных сторон личности подростка). Однако с наступлением пубертата это для взрослых – родителей и педагогов становится трудным делом, в поведении заметны циклические перепады психического и физического состояния, в период подъема подросток активен и общителен, во время спада – апатичен, раздражителен, бурно реагирует на малейшие укоры и обвинения в свой адрес. У подростков появляется неадекватная самооценка, комплексы неполноценности, связанные с переживанием своих недостатков, часто мнимых, но вызывающих болезненную ранимость. Завышенная самооценка ведет к развитию самомнения, болезненного самолюбия, обидчивости, эгоцентризма, бахвальства, нахальства, а заниженная рождает тревожность, неуверенность, страхи, лень, иждивенчество.
В процессе курса «Познай себя» происходит постижение своего «Я» на само- и взаимоанализ, само- и взаимооценок. В течение года учащиеся оценивают себя по следующим аспектам «Я - концепции»:
- Я - физическое;
- Я - социальное (жизненные роли);
- Я – многогранное;
- Я – личность;
- Я – воспринимающее;
- Я – внимание;
- Я – воображающее, фантазирующее;
- Я – эмоциональное;
- Я – темперамент;
- Я – характер;
- Я – друг;
- Я – память;
- Я – думающий;
- Я – хочу (потребности);
- Я – могу (способности).
Эти оценки способствуют расширению и углублению самопознания, при этом используется рефлексивный анализ.
В самопознании главное – выявление подростком своих положительных качеств, потенциалов, способностей. Выявление в самом себе нравственных качеств, таких, как доброта, совесть, честность, стыд, порядочность, благородство, позволит подростку противостоять негативному воздействию среды, средств массовой информации, рок-индустрии и т. п. Вовлекая подростка в процесс самопознания, необходимо раскрыть его потенциальные возможности, убедить с способности изменять, развивать, совершенствовать себя. Немаловажное значение имеет выявление и осознание отрицательных, нежелательных качеств своей личности, изменение себя. Познание себя – центр, опорный, отправной пункт, из которого исходят все направления самосовершенствования личности: самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация.
Цель:
оказание помощи и поддержка подростков в процессе самопознания, формирование человека, способного к самовоспитанию, саморазвитию, человека самосовершенствующегося.
Задачи:
побуждение учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания;
ознакомление с основными понятиями психологии личности;
выявление интересов, склонностей ,способностей подростка;
формирование адекватной самооценки и правильного отношения к себе;
осознание необходимости самосовершенствования, постановка целей;
приобщение учащихся к самонаблюдению, самоанализу.
Формы и примеры практических занятий:
- деловые игры;
- самоанализ своих качеств: мои достоинства и мои недостатки;
- разнообразные упражнения по темам курса;
- разбор и анализ социально-педагогических задач-проб, социальных ситуации-проб;
- тренинг самопознания, мотивации достижения, произвольного внимания, наблюдательности;
- составление характеристики личности одноклассника на основе наблюдений;
- составление индивидуальной карты самооценки;
- сочинения и творческие работы по темам курса.
Содержание «Познай себя»
Личность. Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание как основная характеристика человека. Роль личности в своем развитии. Самовоспитание, самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей (Сократ, И. Гёте, Л. Толстой и др.)
Самопознание как основа самосовершенствования. Человек – загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя.
Качества личности «кто я?»
Ощущения и восприятия.
Эмоции и чувства.
Темперамент.
Внимание.
Память.
Знания как характеристика личности.
Мышление.
Способности личности.
Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность.
Характер.
Самосознание, самоощущение.
Организация самопознания: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоконтроль, рефлексия.
В результате изучения курса:
Формируется у учащихся потребность в самопознании, изменение их отношения к жизни, учебе, труду, самому себе.
Оценивание работы учащихся: оценка должна быть направлена на формирование положительной Я-концепции обучающихся; основным критерием количественной оценки считать затраты усилий, вложенных школьником в свой учебный труд; проведение экспресс-анкет самооценок знаний, умений, качеств учащихся в области самосовершенствования личности. На занятиях внеурочной деятельности количественная оценка отсутствует.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел (тема) | Количество часов |
-
| Знакомство с собой. | 1 |
-
| Образ вашего «Я». | 1 |
-
| Посмотримся в зеркало. | 1 |
-
| Я и окружающие. | 1 |
-
| Вы - личность. | 1 |
-
| Оценивание себя. | 2 |
-
| Сходство и различие наших «Я». | 2 |
-
| Как вы воспринимаете окружающий мир. | 1 |
-
| Внимание, внимание!.. | 2 |
-
| Дайте волю воображению. | 2 |
-
| Мир эмоций. | 1 |
-
| Настроение – о Кей! | 1 |
13. | Темперамент пятого типа. | 2 |
14. | Характер - русский. | 1 |
15. | Воля, самостоятельность. | 1 |
16. | Настоящий друг. | 1 |
17. | Основное отличие человека от обезъяны. | 1 |
18. | Богиня Мнемозина. | 2 |
19. | Как мы думаем. | 1 |
20. | Логика мысли. | 1 |
21. | Решение проблем. | 1 |
22. | Каждому – по потребностям. | 2 |
23. | От каждого – по способностям. | 1 |
24. | «Я» в общении. | 1 |
25. | Заведите друга - дневник. | 1 |
26. | Богатства вашей личности. | 1 |
27. | Итоговое занятие. | 1 |
| Итого | 34 |
Справка по результатам психологических исследований, проведенных в 5 классе в адаптационный период
в течение Ι - II четверти, 2017-2018 уч. г.
Цель психологических исследований: выявить готовность обучающихся к обучению в среднем звене для своевременного планирования и осуществления профилактики дезадаптации в новой социальной ситуации обучения, выявление актуальных трудностей детей, отследить продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД и эффективность педагогической работы с учащимися класса.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
Проведя фронтальную и индивидуальную диагностику, создать банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся.
Для выполнения данной цели были использованы следующие методики:
- анкета Н. Г. Лускановой, модифицированная Даниловой Е.И. для учащихся среднего звена с целью определения уровня школьной мотивации (журнал «Завуч начальной школы» № 3, 2012г), личностные УУД;
- тест школьной тревожности (экспресс-методика), личностные УУД;
- изучение особенностей эмоциональной сферы методом Люшера, личностные УУД;
- методика М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации», личностные УУД;
- тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД ) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой;
- определение уровня развития словесно-логического мышления, Любовь Переслени, Татьяна Фотекова, (познавательные УУД);
- Э. М. Александровская, Ст. Громбах, схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот), (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД).
Результаты психологических исследований
По анкете Н. Г. Лускановой, модифицированной Даниловой Е.И. для учащихся среднего звена уровень школьной мотивации таков: (18.10.2017.): 1 ученик имеет хорошую школьную мотивацию, 2 обучающихся имеет внешнюю мотивацию, это проявляется через положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью, познавательные мотивы недостаточно сформированы.
- Ю. Кирилл – 15 баллов, преобладает внешняя мотивация, это проявляется через положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной деятельностью (хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий).
- В. Жанна – 17 баллов, преобладает внешняя мотивация, это проявляется через положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной деятельностью, благополучно чувствует себя в школе, но познавательные мотивы недостаточно сформированы.
- И. Саша – 22 балл, хорошая школьная мотивация, средняя норма. Данный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью, этот уровень (20-24 балла) – средняя норма.
По методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (цель – изучение мотивационной сферы учащихся как одной из личностных УУД, 18.10.2017.) у всех обучающихся класса проявляются разнообразные мотивы – позиционные, учебные, социальные; учебная мотивация (по результатам самоанализа) у всех на высоком уровне, познавательный и социальный мотивы проявляются достаточно по мнению обучающихся, а именно эти мотивы свидетельствуют об успехе и эффективности образовательного процесса.
- Ю. Кирилл - 36б, высокий уровень мотивации учения; (стараюсь учиться лучше, чтобы больше знать и уметь, чтобы принести больше пользы людям);
- В. Жанна - 43б, высокий уровень мотивации учения;
- И. Саша – 41б, высокий уровень мотивации учения.
На уроках и во внеурочной деятельности учителям необходимо создавать благоприятный микроклимат, учитывать индивидуальные способности учащихся, способствовать развитию познавательного интереса и учебной мотивации, развивать положительное отношение к учебному труду и учебным предметам, ориентировать на социально положительных лидеров, способствовать развитию устойчивости к неблагоприятным условиям влияния среды.
С целью выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации была использована экспресс – методика (18.10.2017.). Обучающиеся показали в своих работах:
Ю. Кирилл 5 б – средний уровень;
я быстро устаю, мне не хватает уверенности в себе, я избегаю трудности, хочу, чтобы учили прошлогодние учителя.
И. Саша 2 б, низкий уровень;
В. Жанна - 4б, низкий уровень тревожности;
Ответы учащихся свидетельствуют о наличии небольшой тревожности, присущей большинству взрослых и детей.
Желательно не допускать неблагоприятные ситуации на занятиях, которые могут вызывать чувство тревоги.
С целью выявления сформированности навыков чтения проведён тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) (11. 10.2017.) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой. Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.
Результаты:
И. Саша – 8б из 10б, хороший уровень, зона 4 (навык чтения развит хорошо);
Ю. Кирилл - 3б, слабый уровень, зона 2 (слабый уровень сформированности навыка чтения);
В. Жанна – 6б, средний уровень, зона 3 (навык чтения сформирован не полностью);
У большинства учащихся класса навык чтения сформирован не полностью.
Зона 2. Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и по объему не прочитает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объему тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Смысл длинных предложений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, добираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начинались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприятие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может воспринимать последовательность букв, так как они зрительно сливаются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания. При слабом уровне сформированности навыка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при списывании текстов, так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложения и сочинения не может писать совсем.
Зона 3. Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использует свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок «просматривает» текст и пытается угадать его содержание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы (несоответствие «подстановки» и реального текста он обычно не замечает). Поскольку ребенок обладает весьма ограниченным набором речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литературных произведений ребенок с удовольствием ограничивается «кусками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опускает распространенные описания природы или философские рассуждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия у него не возникает целостного представления о содержании, и книга становится неинтересной. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фантазированию. В этом случае то, что вычитывает ребенок в книге, выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с реальным содержанием: не идентифицируется время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. В основном воспринимаются только события и разговоры. Общий фон не вполне осознанно определяется ребенком как «про нас, здесь и теперь» (возможны варианты: «про заграницу, про Америку») вне зависимости от того, где и когда происходят события, описываемые в книге. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Может быть много ошибок в окончаниях, если надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно он может контролировать только словосочетания, отдельные части предложения, но не все предложение целиком. Могут встречаться описки (даже в диктантах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» привычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «большой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, красивый, красный шар»). Относительно грамотного письма ребенок может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.
Зона 4. Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются и проблемы исчезают. При хорошем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.
Результаты по определению уровня развития словесно-логического мышления (20.09.2017.) (познавательные УУД):
Ю. Кирилл
Уровень словесно-логического мышления – 17,5б, уровень успешности низкий
Осведомленность -4б из 10б
Классификация, способность к обобщению – 6б
Умозаключение по аналогии – 2б
Обобщение, поиск обобщающих понятий – 5,5б
В. Жанна
Уровень словесно-логического мышления – 15,5б, уровень успешности низкий
Осведомленность -2б из 10б
Классификация, способность к обобщению – 6б
Умозаключение по аналогии – 3б
Обобщение, поиск обобщающих понятий – 4,5б
И. Саша
Уровень словесно-логического мышления – 32б, третий уровень успешности, средний
Осведомленность -8б из 10б
Классификация, способность к обобщению – 9б
Умозаключение по аналогии – 10б
Обобщение, поиск обобщающих понятий – 5б
Наибольшее количество ошибок учащимися допущено при выполнении обобщений, умозаключений по аналогии, при установлении причинно-следственных связей между указанными объектами, поэтому необходимо на различных занятиях использовать подобные задания. По сравнению с концом прошлого года уровень словесно-логического мышления у учащихся понизился. По результатам вторичной диагностики, проведённой после коррекционной работы уровень успешности повысился у всех учащихся. Необходимо развивать словесно-логическое мышление учащихся на занятиях всех школьных дисциплин.
Исследование избирательности внимания пятиклассников (18.10.2017.) (методика Мюстенберга направлена на определение избирательности внимания - ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектом каких-либо объектов, находящихся в сенсорно-перцептивной зоне, а невыделенные объекты используются как фон, этот выбор из множества сигналов только некоторых из них носит название избирательности внимания, время работы – 2 минуты, показателями избирательности внимания в этом исследовании являются количество ошибок и пропусков при отыскивании и подчеркивании слов. В стимульном бланке при тестировании учащиеся должны были найти и подчеркнуть 17 слов). Результаты исследования:
И. Саша – 14 слов, работал 3 мин.
Ю. Кирилл – 12 слов, работал 2 мин.
В. Жанна - 9 слов, время работы 3,5 мин.
Уровень избирательности внимания у учащихся недостаточный.
Эмоционально (по результатам теста Люшера) дети чувствуют себя в школе достаточно комфортно, у всех учащихся положительное эмоциональное отношение к школе.
По наблюдению психолога, учителей, работающих в данном классе следующие результаты по адаптации и эффективности учебной деятельности – все учащиеся имеют уровень адаптации в среднему звену выше среднего, что указывает на достаточно хороший уровень прохождения адаптационного периода:
И. Саша – 36 баллов – уровень выше среднего, нижняя граница данного уровня
Ю. Кирилл – 36,5 баллов – уровень выше среднего
В. Жанна - 38 баллов – уровень выше среднего
Общий показатель адаптации к школьному обучению по классу:
УУД | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Личностные | 85% | | |
Регулятивные | | | 57,5% |
Познавательные | | 75% | |
Коммуникативные | 87% | | |
Стимулировать и повышать уровень познавательной активности, работать над усвоением знаний по предметам (познавательные УУД).
Развивать умения учащихся ставить предметные и личностные цели, продолжать работу над развитием навыков самоорганизации, самоконтроля и самодисциплины на занятиях и во внеучебной деятельности, обучать навыкам саморегуляции (регулятивные УУД).
Причины трудностей в учении: недостаток учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления, пробелы в знаниях, несформированность общеучебных и специальных умений и навыков, недостатки внимания и памяти, эмоциональная усталость, иногда раздражительность, слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься, формализм в усвоении знаний, и как следствие в новых условиях – повышение тревожности, снижение работоспособности, неорганизованность и забывчивость, неуверенность в ситуации несоответствия прежним достижениям (скучают по первой учительнице) или ожиданиям родителей.
Рекомендации:
вовлекать детей в жизнедеятельность класса, организовывать взаимодействие между детьми, создавать доброжелательную атмосферу в классе;
дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться; обеспечить каждому ребёнку сферу успеха, самореализации; разглядеть в каждом ребёнке позитивное начало и развивать его, принимать детей такими, какие они есть, проявлять к ним побольше любви и понимания;
использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;
развивать у учащихся терпимое, спокойное отношение к временным неудачам, способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций;
способствовать проявлению позитивных эмоций, обучить навыкам саморегуляции; развивать в детях толерантное отношение друг к другу;
стимулировать интерес учащихся к этикетным, нравственным нормам взаимоотношений между людьми через уроки литературы, истории, психологии; развивать морально-нравственную регуляцию поведения;
согласовать требования учителей по разным предметам и выработать единые требования, использовать единый подход к критериально-оценочной деятельности в начальных и средних классах; ориентировать методики обучения на конкретного ребёнка с определённым типом функциональной асимметрии полушарий, дать ему возможность раскрыть свои способности; создавать детям ситуации успеха, помнить – нормой для ребёнка является – не знать что-либо, не уметь, ошибаться;
мы, педагоги, должны не столько научить детей, сколько развить у них желание учиться;
на уроках и во внеурочной деятельности создавать благоприятный микроклимат, учитывать индивидуальные способности учащихся, способствовать развитию учебной мотивации, развивать положительное отношение к труду и учебным предметам, ориентировать на социально положительных лидеров, учить коллективным формам деятельности, способствовать развитию устойчивости к неблагоприятным условиям влияния;
на первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер;
уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня;
преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения);
при организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
При возникновении школьной дезадаптации использовать единые требования к учащимся со стороны педагогов; анализировать причины неуспешностей учащихся и пути коррекции трудностей в дальнейшем взрослении младших подростков, учитывать психологические особенности 10-11 – летних детей, вступающих в подростковый период развития и уровень познавательной деятельности, с которым учащиеся перешли в 5 класс.
Учащимся данного класса характерны: несформированность некоторых элементов и навыков учебной деятельности (УУД); у некоторых учащихся отсутствует мотивация достижения успеха, преобладает мотивация избегания трудностей.
Несформированность элементов и навыков учебной деятельности характеризуется низкой успеваемостью по предметам, невнимательностью, неорганизованностью, заучиванием без предварительной логической обработки материала, выполнением упражнений без предварительного изучения условия, соответствующих правил, использованием случайных примеров. Устранение этих причин - обучение приемам учебной деятельности, замена неправильных способов работы правильными (соблюдение режима дня, строгое выполнение домашних заданий по предметам в тот день, когда был урок).
Отсутствие мотивации достижения успеха наблюдается на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей, предпочитает не браться за решение трудных проблем, всегда выбирает более легкие задачи, не участвует в соревнованиях, неуверенность в собственных силах сочетается с высокой тревожностью, низкой самооценкой. Пути и способы устранения этих причин — формировать устойчивую мотивацию достижения успеха через эмоционально-положительное подкрепление успешной деятельности, повышения уровня притязаний и самооценки, коррекцию тревожности.
11.12.2017. Психолог: Верхотурова Н. И.
Фотографии с тренингового занятия «Дорога в 5 класс»




