МДОУ «Детский сад № 179»
Познание
Эти удивительные насекомые
старшая группа
Бабочка
Насекомые – самая многочисленная группа живых существ.
Зоологам известно более 1 миллиона видов насекомых,
и каждый год открываются тысячи новых.
Представьте, что мы оказались на зеленой полянке луга.
Кого же мы встретили первым?
На цветок пахучий
Сел цветок летучий,
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел!
С чем в загадке сравниваются крылья бабочки?
(с цветком)
Какие крылья у бабочки?
(яркие, воздушные, большие)
А сколько крыльев у бабочки?
(четыре)
Кто же прилетел к бабочке в гости?
Красно-бурый, жёсткокрылый.
Хоть вредитель — с виду милый.
Начиная майский лёт,
Он гудит как самолёт.
О каком насекомом эта загадка? (майский жук)
Посмотрите на майского жука
Сколько ножек у жука? (шесть, или три пары ножек)
А есть у него крылышки? (есть, они не расправлены)
А еще у жука есть голова, грудь и брюшко.
Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
— Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора…
Есть крылышки у пчелы?
Какие они?
Сколько у неё ножек?
Пчела
Холодный взгляд в полоску брюшко,
Но пчёлкам вовсе не подружка,
Ужасна нам её краса.
Летит коварная … (Оса) .
Оса
Насекомые пчела и оса имеют свои особенности,
связанные со строением тела, средой обитания.
Чем отличается пчела от осы, можно определить визуально по внешнему виду. Окраска пчелы имеет приглушенный цвет, а тело покрыто ворсинками. Оса имеет гладкое и длинное тело, перетянутое в области грудной клетки. Расцветка осы яркая, с заметными желтыми и черными полосками.
Отличие пчелы от осы не только внешнее.
Пчёлы - труженики, работающие на благо семьи. Собирая с цветков нектар, они вырабатывают множество полезных продуктов: мед, маточное молоко, воск. Осы не способны вырабатывать полезные продукты, а соты они строят из отходов. Пчелы питаются исключительно пыльцой, а рацион ос разнообразен и включает изобилие продуктов. Очень часто в саду их можно встретить на спелых яблоках или персиках, и по неосторожности быть ужаленным.
Почему эти насекомые могут летать? Что у них есть? Назови этих насекомых.
Наше путешествие продолжается,
с цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку.
Мы встречаем нового насекомого.
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук)
Этот паучок гуляет по траве, а где еще можно встретить паучков и больших пауков? Где они живут? Какой у них домик?
А пауки летают? Почему?
(Это ползающее насекомое)
Отгадай загадку:
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)
Посмотри на муравьёв на картинке, почему они быстро бегают, что у них есть? (много ножек)
А крылышки у них есть? (нет)
Могут муравьи летать? (нет)
К нам кто-то неожиданно подскочил!
В зелёных мундирах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах. (кузнечики)
Рассмотри кузнечика.
Сколько ножек у кузнечика? (шесть) Какие они? (длинные)
Как прыгают кузнечики?
Поднимайте плечики,
Тишину послушаем.
Прыгайте, кузнечики,
Тише, тише, высоко,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай на носках легко!
Сели, травушку покушаем,
(надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую)
Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (летают)
Как передвигаются муравьи, пауки? (ползают)
Как передвигаются кузнечики? (прыгают)
Отгадай загадки и расскажи, как передвигается это насекомое
По траве ползёт жучок,
Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Красный в точку сюртучок —
Крылья – у мошки,
Два надкрылья то, дружочек.
Ножки – у блошки.
Ровно семь на каждом точек!
(кузнечик)
(Божья коровка)
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья —
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки)
Ростом мал, но работящий,
Кто над нами
Вверх ногами
И охотник настоящий.
Ходить не страшится
Дом из хвои собирает,
И упасть не боится?
Лес от гусениц спасает.
(Муха)
(Муравей)