Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Познание мира по картам»
Личностные результаты
Важнейшие личностные результаты обучения курса:
Развивать любознательность и формировать интерес к изучению картографии и географии методами естественных наук
Развивать интеллектуальные и поисковые способности.
Воспитать ответственное отношение к географическим наукам
Осознать необходимость использования карт в поисковой деятельности
Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.
Ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
Гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
Метапредметные результаты
Освоения выпускниками основной школы программы по курсу заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса | Виды деятельности | Формы организации |
Раздел 1. Картография (8 ч.) География как наука. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности. | Анализ карт, работа с различными географическими источниками, с чертёжными принадлежностями, диспут. | Познавательная. Игровая. Беседа. |
Раздел 2. Топографическая карта (10ч.) Основные свойства топографической карты. Система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте. | Работа с различными источниками по географии, работа с топографическими картами, планами местности | Познавательная. Игровая. Беседа. |
Раздел 3. Гидросфера. Атмосфера (16ч.) Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Источники пресной воды на Земле. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека. Зависимость климата от географической широты Атмосфера. Циклон. Антициклон. Влажность воздуха. Типы климата. Муссоны, Бризы. Климатические рекорды. Постоянные ветры Земли. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. | Работа с картами гидросферы и атмосферы | Познавательная. Беседа. Игровая. |
Раздел 4. Карты России (16ч.) Граница России. Территория и акватория. Государственная территория России. Часовые пояса России. Хозяйство России. Полезные ископаемые России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Металлургия России. Лесная промышленность. ТЭК. | Работа с различными источниками по географии. Работа с различными географическими картами России. | Игровая. Познавательная. Беседа. |
Раздел 5. Политическая карта мира. Население (17ч.) Разнообразие современного мира, классификация стран, место России в мире. Формы государственного правления и административно-территориального устройства. Классификация стран мира. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая география и геополитика. Численность населения Земли. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны | Работа с различными географическими картами. | Игровая. Познавательная. Беседа. |
Тематическое планирование
№ | Наименование | Количество часов |
1 | Введение в дополнительную общеразвивающую программу. | 1 |
1 | Картография | 8 |
2 | Топографическая карта | 10 |
3 | Гидросфера. Атмосфера | 16 |
4 | Карты России | 16 |
5 | Политическая карта мира. Население | 17 |
| И того часов | 68 |