Управление образованием администрации г. Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №16 «Вдохновение»
Консультация
Познавательная деятельность детей через экологическое воспитание
Воспитатель:
Смоленчук Ж.Н.
Юрга
2019 год
Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения - педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В связи с этим, в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Среди них следует отметить программы, которые получили свое дальнейшее развитие в наибольшей степени.
- Программа В. И. и С. Г. Ашиковых "Семицветик" (1997).
Цель программы: способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека.
- Программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998).
Цель программы: воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
- Программа С. Н. Николаевой "Юный эколог" (1999).
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
- Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания.
- Программа А. И. Ивановой «Живая экология».
Цель программы: определить образовательные и воспитательные задачи в области естественных наук, экологии и человековедения, доступные для понимания детей первых 7 лет жизни.
- Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас" , в центре которой личностное развитие ребенка.
Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.
Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание.
Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое, с другой. Для решения этой сложной задачи важна заинтересованность дошкольников.
Работа разделена на 2 блока
1 блок – работа с родителями, задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.
2 блок – работа с детьми, задачами которого являются – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.
Интегрированное образование детей соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким, что позволяет в рамках одной темы решать разные задачи развития детей и объединять разные виды деятельности.
Интегрированная деятельность позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
В области экологического образования интегрированная образовательная деятельность играет не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.
В основе лежит формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание путем внедрения различных видов деятельности и включение всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных) в образовательную деятельность по экологии, которые позволят ему реализовать свои познавательные способности, в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, интерес и активность.
В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.
Далеко не всякая интеллектуальная деятельность приводит к развитию способностей, а лишь та, что связана с резко выраженными положительными эмоциями. Иначе говоря, воспитание познавательной активности связывается с познавательным интересом к окружающему.
Одним из главных условий работы по теме является создание развивающей среды, применение наглядного материала: картин, муляжей, реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки и т.д., поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание.
Именно правильно организованное восприятие даёт ребёнку правильные сведения о предметах, явлениях, их разнообразных внешних качествах, создаёт их образы. Абстрактное и конкретное, рациональное и чувственное в познании ребёнком окружающего способствует возникновению ассоциативных связей.
Большое внимание уделяется обогащению зрительного опыта детей ещё и потому, что полученные образы у дошкольника крайне неустойчивы и легко изменяются. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживание.
Еще одним условием является комплексно – тематическое планирование предусматривающее интеграцию педагогических областей и педагогической деятельности
Решает следующие задачи:
расширить и уточнить, систематизировать представления детей о растительном и животном мире природы;
конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных;
учить различать по внешнему виду и правильно называть объект изучения. Уметь сравнивать;
развивать интерес к родному краю;
учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
учить наблюдать различные явления природы;
закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
закрепить умение правильно вести себя в природе.
В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: мы развиваем эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формируем экологические представления об окружающем.