СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная деятельность детей через экологическое воспитание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов.

Просмотр содержимого документа
«Познавательная деятельность детей через экологическое воспитание»


Управление образованием администрации г. Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №16 «Вдохновение»












Консультация

Познавательная деятельность детей через экологическое воспитание

















Воспитатель:

Смоленчук Ж.Н.







Юрга

2019 год


Экологическое воспитание дошкольников имеет серьёзное для всей системы непрерывного экологического образования значение. С одной стороны, оно является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения - педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В связи с этим, в 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Среди них следует отметить программы, которые получили свое дальнейшее развитие в наибольшей степени.

- Программа В. И. и С. Г. Ашиковых "Семицветик" (1997).

Цель программы: способствовать становлению более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека.

- Программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998).

Цель программы: воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

- Программа С. Н. Николаевой "Юный эколог" (1999).

Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.

- Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания.

- Программа А. И. Ивановой «Живая экология».

Цель программы: определить образовательные и воспитательные задачи в области естественных наук, экологии и человековедения, доступные для понимания детей первых 7 лет жизни.

- Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас" , в центре которой личностное развитие ребенка.

Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.

Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание.

Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое, с другой. Для решения этой сложной задачи важна заинтересованность дошкольников.

Работа разделена на 2 блока

1 блок – работа с родителями, задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.

2 блок – работа с детьми, задачами которого являются – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.

Интегрированное образование детей соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким, что позволяет в рамках одной темы решать разные задачи развития детей и объединять разные виды деятельности.

Интегрированная деятельность позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

В области экологического образования интегрированная образовательная деятельность играет не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.

В основе лежит формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание путем внедрения различных видов деятельности и включение всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных) в образовательную деятельность по экологии, которые позволят ему реализовать свои познавательные способности, в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, интерес и активность.

В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

Далеко не всякая интеллектуальная деятельность приводит к развитию способностей, а лишь та, что связана с резко выраженными положительными эмоциями. Иначе говоря, воспитание познавательной активности связывается с познавательным интересом к окружающему.

Одним из главных условий работы по теме является создание развивающей среды, применение наглядного материала: картин, муляжей, реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки и т.д., поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание.

Именно правильно организованное восприятие даёт ребёнку правильные сведения о предметах, явлениях, их разнообразных внешних качествах, создаёт их образы. Абстрактное и конкретное, рациональное и чувственное в познании ребёнком окружающего способствует возникновению ассоциативных связей.

Большое внимание уделяется обогащению зрительного опыта детей ещё и потому, что полученные образы у дошкольника крайне неустойчивы и легко изменяются. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживание.

Еще одним условием является комплексно – тематическое планирование предусматривающее интеграцию педагогических областей и педагогической деятельности

Решает следующие задачи:

расширить и уточнить, систематизировать представления детей о растительном и животном мире природы;

конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных;

учить различать по внешнему виду и правильно называть объект изучения. Уметь сравнивать;

развивать интерес к родному краю;

учить обобщать и систематизировать представления о временах года;

учить наблюдать различные явления природы;

закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;

закрепить умение правильно вести себя в природе.

В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: мы развиваем эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формируем экологические представления об окружающем.