Познавательная и коммуникативная деятельность.
Решетова Л.Н.
Приморский край, Надеждинский район.
МБОУ СОШ № 1
План урока
- Познаваем ли мир?
- Познание чувственное и рациональное.
- Истина и её критерии.
- Особенности научного познания.
- Социальные и гуманитарные знания.
- Многообразие человеческого знания.
- Познание и коммуникативная деятельность.
- Познаваем ли мир?
- Пессимисты отрицают познаваемость мира
- Оптимисты утверждают, что мир прин-ципиально познаваем
- Скептики , признавая, что познание мира возмож-но, выражают сомнение в достоверности полученного знания
Познание как деятельность
- Познание – это процесс творческой деятельности людей с целью нахождения истины.
- Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.
- Познание – активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.
Познание -
- это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире
- Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения.
Виды знаний:
- знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?).
- знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.)
- знание о свойстве , использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.)
Роль знаний в жизни человека.
- Необходимы во всех видах деятельности
- Дают возможность ориентироваться в
мире людей, вещей и природных явлений
- Помогают объяснять и предвидеть события
Ответы на этот вопрос даёт:
- Оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства.
- Агностицизм - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире.
- Скептицизм — мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение
- Конвенционализм — учение о том, что существующие научные теории являются соглашениями между учеными.
- Гносеология – учение о познании.
Формы познания
живое созерцание предметов с помощью органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
интуиция, мистические «озарения», творчество и др.
когда при помощи мышления человек получает представление о вещах, их свойствах.
Ступени познавательной деятельности
вкус
слух
зрение
осязание
обоняние
Чувственная ступень
восприятие
Представ
ление
ощущения
Результат чувственного познания – субъективный образ объективного мира .
Чувственное познание-Сенсуализм-
Ощущение-отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредст-венно воздействую-щих на органы чувств.
когда у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредст-венно воздействую-щие на органы чувств предметы и их свойства.
чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Рациональная ступень познания
Основные мыслительные операции
Анализ
Синтез
Сравнение
Уподобление
Обобщение
Отвлечение (абстрагирование)
Рациональное познание
Понятие - форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.
форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связиутверждается или отрицается что-либо.
Умозаключение -получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Иррациональное познание .
- Интуиция – это вспышка проницательности, источник появления которой невозможно точно объяснить.
Философы -
- Эмпирики - признают чувственный опыт источником знаний.
- Рационалисты - считают разум основой познания.
Соотношение чувственного и рационального познания:
чувственное и рациональное взаимосвязаны и
выступают как единое целое
Истина и ее критерии
- "Истина - есть соответствие знания действительности",
- "Истина - это опытная подтверждаемость",
- "Истина - это свойство самоорганизованности знаний",
- "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".
Истина и ее критерии
- Истина - есть знание, соответствующее своему предмету , совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности.
- Истина – объективна
- Истина - конкретна
- Истина - процесс
Истина и ее критерии (примеры истины)
- - Закон всемирного тяготения
- -Планеты движутся вокруг солнца
- -Солнце встает на Востоке а садиться на Западе
- -Волга впадает в Каспийское море
- -Земля круглая
- -Люди смертны
- Глаза –органы зрения
- Существует вечный двигатель
Критерии истины
Критерий - это средство проверки достоверности
знания.
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Критерии истины
Субъективные -
- Внутренняя согласованность мысли (логика )
- Полезность людям (прагматизм)
- Общезначимость
- Ясность и очевидность
- Объективные -практика
Виды истины
- 1. Объективная- истина , сама по себе не зависит от человеческого сознания
- 2. Субъективная-истина , зависимая от сознания человека,
может совпадать или не совпадать с объективной истиной .
3. Абсолютная-истина –это полное точное исчерпывающее знание .
4. Относительная-истина- это справедливое , но неполное знание
5. Заблуждение--знание , ошибочно принимаемое за истинное .
- 6. Ложь-преднамеренное искажение
- знания
Гаутамма Будда ( 400 г. до н. э.)
- Не доверяйте тому, что слышали;
- не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение;
- не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства;
- не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам;
- не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли;
- не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин.
- После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте и живите согласно ему.
Особенности социального познания
- Открытые социальные законы носят вероятностный характер.
- В процессе социального познания устанавливаются только относительные истины.
- Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Коммуникативная деятельность
- Коммуникативная деятельность –
это взаимодействие двух и более людей, с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
Цели коммуникации:
1.Информационная- донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена.
2. Предметная-что либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника.
3. Коммуникативная- сформировать определенные отношения с собеседником.
Спасибо за внимание