СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная и коммуникативная деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел "Человек и общество", 10 класс, тема "Познаватеьная и коммуникативная деятельность".

Просмотр содержимого документа
«Познавательная и коммуникативная деятельность.»

Познавательная и коммуникативная  деятельность. Решетова Л.Н. Приморский край, Надеждинский район. МБОУ СОШ № 1

Познавательная и коммуникативная деятельность.

Решетова Л.Н.

Приморский край, Надеждинский район.

МБОУ СОШ № 1

План урока Познаваем ли мир? Познание чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Познание и коммуникативная деятельность.

План урока

  • Познаваем ли мир?
  • Познание чувственное и рациональное.
  • Истина и её критерии.
  • Особенности научного познания.
  • Социальные и гуманитарные знания.
  • Многообразие человеческого знания.
  • Познание и коммуникативная деятельность.
Познаваем ли мир?  Пессимисты отрицают познаваемость мира  Оптимисты утверждают, что мир прин-ципиально познаваем Скептики , признавая, что познание мира возмож-но, выражают сомнение в достоверности полученного знания
  • Познаваем ли мир?
  • Пессимисты отрицают познаваемость мира
  • Оптимисты утверждают, что мир прин-ципиально познаваем
  • Скептики , признавая, что познание мира возмож-но, выражают сомнение в достоверности полученного знания
 Познание как деятельность   Познание – это процесс творческой деятельности людей с целью нахождения истины. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Познание – активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.

Познание как деятельность

  • Познание – это процесс творческой деятельности людей с целью нахождения истины.
  • Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.
  • Познание – активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов действительности.
Познание -   это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения.  Виды знаний: знание об объектах  (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?). знания о действии  (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.) знание о свойстве , использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.)

Познание -

  • это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире
  • Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения.

Виды знаний:

  • знание об объектах (Что такое автомобиль? Что такое алгоритм?).
  • знания о действии (как поджарить бифштекс, сшить костюм и т.д.)
  • знание о свойстве , использовании объекта (зачем стоматологу бормашина, ученому компьютер и т.д.)

Роль знаний в жизни человека. Необходимы во всех видах деятельности Дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений Помогают объяснять и предвидеть события

Роль знаний в жизни человека.

  • Необходимы во всех видах деятельности
  • Дают возможность ориентироваться в

мире людей, вещей и природных явлений

  • Помогают объяснять и предвидеть события
Ответы на этот вопрос даёт: Оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства. Агностицизм  - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире. Скептицизм — мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение

Ответы на этот вопрос даёт:

  • Оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства.
  • Агностицизм - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире.
  • Скептицизм — мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение
Конвенционализм — учение о том, что существующие научные теории являются соглашениями между учеными. Гносеология  – учение о познании.
  • Конвенционализм — учение о том, что существующие научные теории являются соглашениями между учеными.
  • Гносеология учение о познании.
Формы познания   Чувственное- живое созерцание предметов с помощью органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Иррацио-нальное- интуиция, мистические «озарения», творчество и др. Рациональное- когда при помощи мышления человек получает представление о вещах, их свойствах.

Формы познания

  • Чувственное-

живое созерцание предметов с помощью органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

  • Иррацио-нальное-

интуиция, мистические «озарения», творчество и др.

  • Рациональное-

когда при помощи мышления человек получает представление о вещах, их свойствах.

Ступени познавательной деятельности Чувственная ступень  вкус  слух  зрение  осязание  обоняние

Ступени познавательной деятельности

  • Чувственная ступень

вкус

слух

зрение

осязание

обоняние

Чувственная ступень восприятие Представ ление ощущения Результат чувственного познания – субъективный образ объективного мира .

Чувственная ступень

восприятие

Представ

ление

ощущения

Результат чувственного познания – субъективный образ объективного мира .

Чувственное познание-Сенсуализм- Ощущение-отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредст-венно воздействую-щих на органы чувств. Восприятие- когда у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредст-венно воздействую-щие на органы чувств предметы и их свойства. Представление- чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Чувственное познание-Сенсуализм-

Ощущение-отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредст-венно воздействую-щих на органы чувств.

  • Восприятие-

когда у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредст-венно воздействую-щие на органы чувств предметы и их свойства.

  • Представление-

чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Рациональная ступень познания Основные мыслительные операции  Анализ  Синтез  Сравнение  Уподобление  Обобщение Отвлечение (абстрагирование)

Рациональная ступень познания

Основные мыслительные операции

Анализ

Синтез

Сравнение

Уподобление

Обобщение

Отвлечение (абстрагирование)

Рациональное познание Понятие - форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Суждение - форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связиутверждается или отрицается что-либо. Умозаключение -получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Рациональное познание

Понятие - форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

  • Суждение -

форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связиутверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение -получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

 Иррациональное познание .  Интуиция  – это вспышка проницательности, источник появления которой невозможно точно объяснить.

Иррациональное познание .

  • Интуиция – это вспышка проницательности, источник появления которой невозможно точно объяснить.

Философы - Эмпирики  - признают чувственный опыт источником знаний. Рационалисты - считают разум основой познания.

Философы -

  • Эмпирики - признают чувственный опыт источником знаний.
  • Рационалисты - считают разум основой познания.
Соотношение чувственного и рационального познания:   в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое

Соотношение чувственного и рационального познания:

  • в реальном познании

чувственное и рациональное взаимосвязаны и

выступают как единое целое

Истина и ее критерии

Истина и ее критерии

  • "Истина - есть соответствие знания действительности",
  • "Истина - это опытная подтверждаемость",
  • "Истина - это свойство самоорганизованности знаний",
  • "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность".

Истина и ее критерии  Истина - есть знание, соответствующее своему предмету , совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности. Истина – объективна Истина - конкретна Истина - процесс

Истина и ее критерии

  • Истина - есть знание, соответствующее своему предмету , совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности.
  • Истина – объективна
  • Истина - конкретна
  • Истина - процесс

Истина и ее критерии  (примеры истины) - Закон всемирного тяготения -Планеты движутся вокруг солнца -Солнце встает на Востоке а садиться на Западе -Волга впадает в Каспийское море -Земля круглая -Люди смертны Глаза –органы зрения Существует вечный двигатель

Истина и ее критерии (примеры истины)

  • - Закон всемирного тяготения
  • -Планеты движутся вокруг солнца
  • -Солнце встает на Востоке а садиться на Западе
  • -Волга впадает в Каспийское море
  • -Земля круглая
  • -Люди смертны
  • Глаза –органы зрения
  • Существует вечный двигатель
Критерии истины Критерий - это средство проверки достоверности  знания.   Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Критерии истины

Критерий - это средство проверки достоверности

знания.

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Критерии истины Субъективные - Внутренняя согласованность мысли (логика ) Полезность людям (прагматизм) Общезначимость Ясность и очевидность Объективные -практика

Критерии истины

Субъективные -

  • Внутренняя согласованность мысли (логика )
  • Полезность людям (прагматизм)
  • Общезначимость
  • Ясность и очевидность
  • Объективные -практика
Виды истины 1. Объективная-  истина , сама по себе не зависит от человеческого сознания 2. Субъективная-истина , зависимая от сознания человека, может совпадать или не совпадать с объективной истиной . 3. Абсолютная-истина –это полное точное исчерпывающее знание . 4. Относительная-истина- это справедливое , но неполное знание 5. Заблуждение--знание , ошибочно принимаемое за истинное . 6. Ложь-преднамеренное искажение  знания

Виды истины

  • 1. Объективная- истина , сама по себе не зависит от человеческого сознания
  • 2. Субъективная-истина , зависимая от сознания человека,

может совпадать или не совпадать с объективной истиной .

3. Абсолютная-истина –это полное точное исчерпывающее знание .

4. Относительная-истина- это справедливое , но неполное знание

5. Заблуждение--знание , ошибочно принимаемое за истинное .

  • 6. Ложь-преднамеренное искажение
  • знания

Гаутамма Будда ( 400 г. до н. э.)   Не доверяйте тому, что слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте и живите согласно ему.

Гаутамма Будда ( 400 г. до н. э.)

  • Не доверяйте тому, что слышали;
  • не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение;
  • не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства;
  • не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам;
  • не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли;
  • не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин.
  • После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте и живите согласно ему.
Особенности социального познания Открытые социальные законы носят вероятностный характер.  В процессе социального познания устанавливаются только относительные истины. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

Особенности социального познания

  • Открытые социальные законы носят вероятностный характер.
  • В процессе социального познания устанавливаются только относительные истины.
  • Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Коммуникативная деятельность Коммуникативная деятельность –  это взаимодействие двух и более людей, с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникации-  это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

Коммуникативная деятельность

  • Коммуникативная деятельность –

это взаимодействие двух и более людей, с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

  • Коммуникации-

это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

Цели коммуникации: 1.Информационная- донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена. 2. Предметная-что либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника. 3. Коммуникативная- сформировать определенные отношения с собеседником.

Цели коммуникации:

1.Информационная- донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена.

2. Предметная-что либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника.

3. Коммуникативная- сформировать определенные отношения с собеседником.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!