Организационный момент:
- Вспомните, ранее в курсах других лет обучения мы с вами изучали понятие «образование», а также выясняли роль знаний в жизни общества и человека.
- Назовите для чего же необходимы знания.
Организационный момент:
Ориентировка человека в мире
Определение жизненных ценностей
Практическая деятельность
Организационный момент:
- Какие бывают виды знаний?
- Как вы считаете, все ли знаня добываются одинаково?
Познавательная и коммуникативная деятельность.
Уроки 12-13
10а класс
Проблемы уроков:
- Раскрыть содержание каждой формы познавательной деятельности;
- Раскрыть специфические особенности различных видов познавательной деятельности.
План уроков:
- Познаваем ли мир?
- Познание чувственное и рациональное.
- Истина и её критерии.
- Особенности научного познания.
- Социальные и гуманитарные знания.
- Многообразие человеческого знания.
- Познание и коммуникативная деятельность.
- Как бы вы ответили на данный вопрос?
1 ряд выступает в роли тех, что мир познаваем – «оптимисты»;
2 ряд выступает в роли тех, что мир познать нельзя – «пессимисты»;
3 ряд выступает в роли тех, что познание мира возможно, но выражает сомнение в достоверности полученного знания – «скептики».
- Разработайте стратегию ответа в данной позиции.
- Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире.
- Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей нужны знания.
- Мир природы. Общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать ее?
- Объяснить, что такое агностицизм, конвенционализм, гносеологизм.
- Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте.
- Как мы можем познавать тот или иной предмет, то или иное явление?
- Ученые выделяют следующие виды познания:
- обыденное (практическое) совершается в повседневном жизненном опыте – труде, общении, каждодневных занятиях;
- научное – главный источник знаний людей о мире;
- образное характерно для искусства, художественной культуры;
-в философском и религиозном познании люди формируют различные представления о мире
- Приведите примеры, раскрывающие каждый вид познания.
- Что является главным во всех направлениях познания?
- Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
- В процессе познания присутствует объект и субъект познания.
объект познания
субъект познания
познаваемый предмет
человек, общество
весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют люди и общество в целом
человек
- Познание – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации.
- Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?
2.Познание чувственное и рациональное.
- Познание ‒ непроизвольное или целенаправленное получение знаний.
- Существует две ступени познавательной деятельности: 1.чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) – человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств; 2. рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение). На этом этапе включается механизм мышления. Новые представления связываются с теми, которые были получены ранее.
2.Познание чувственное и рациональное.
Формы чувственного познания
Ощущение
Восприятие
представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств
Представление
в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства
такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно
2.Познание чувственное и рациональное.
- Роль чувственного познания:
а) органы чувств являются, являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с окружающим миром;
б) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания;
г) органы чувств дают минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон.
2.Познание чувственное и рациональное.
Таким образом, на чувственном этапе познания главная роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность возможна на основе данных органов чувств.
В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления
2.Познание чувственное и рациональное.
Формы рационального познания
Понятие
Суждение
Представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Классификация понятий: 1-по степени общности. 2-в научном познании. 3-по отношению к действительности. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей.
Умозаключение
Представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждения человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения.
Это получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления. Виды умозаключений:
2.Познание чувственное и рациональное.
1-по степени общности: а) общие; б) более общие; в) предельно общие. 2-в научном познании: а) частно научные б) общенаучные в) всеобщие (философские). 3-по отношению к действительности: а) понятия, отражающие общее в предметах; б) понятия охватывающие существенные признаки предметов; в) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов; г) понятия-идеи.
2.Познание чувственное и рациональное.
- Виды умозаключений: а) дедуктивное, представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих рассуждений к частным; б) индуктивные умозаключения располагаются в цепи вцепи в последовательности от частных к общими. индуктивные умозаключения «наводят» на мысль
2.Познание чувственное и рациональное.
- Рациональное познание необходимый этап познавательной деятельности человека.
- Рационализм ‒ философское учение, доказывающее, что истинное познание мира возможно только с помощью разума.
- Эмпиризм ‒ философское учение отдающее решающую роль в познании мира чувственному опыту.
2.Познание чувственное и рациональное.
- Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция.
- Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.
- Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию
2.Познание чувственное и рациональное.
- Основные черты интуитивной способности:
- неожиданность решения поставленной задачи;
- неосознанность путей и средств ее разрешения;
- непосредственный характер постижения истины
- Чувственное познание, рациональное и интуиция - это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.
- Процесс приобретения новых знаний сопровождается формированием понимания .
- Новое знание должно быть «вмещено» человеком, сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается.
3. Истина и её критерии.
- Работа с учебником п.3 §6 в парах.
- Выписать в тетрадь критерии истины, привести примеры абсолютных и относительных истин, заблуждений и лжи.
- Можно ли вообще говорить об абсолютной истине?
Домашнее задание
Организационный момент
- Кем осуществляется практическая деятельность?
- Как долго выявляются в практической деятельности признаки какого-либо предмета?
- Многотысячелетняя практика использования в обыденной жизни тех или иных предметов, наблюдения за явлениями, так или иначе влияют на практическую деятельность, потребности, возникающие в связи с хозяйственной деятельностью, привели к возникновению научных знаний.
4. Особенности научного познания.
- Наука ‒ особый вид деятельности человека (исследование, имеющее целью получение новых данных) и система рациональных знаний о природе.
4. Особенности научного познания.
- Принципы научного познания:
- принцип объективности – необходимо отражать объект таким, какой он есть на самом деле;
- рационалистическая обоснованность – отличие от слепой веры в мифологии и религии;
- системность знания – научное знание не просто упорядочено, но к тому же выражается в форме теории;
- проверяемость – средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения.
4. Особенности научного познания.
Уровни научного познания:
Теоретический
Эмпирический
имеет дело с логической моделью изучаемого объекта; содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки; к теоретическим методам исследований относятся: аналогия, абстрагирование, идеализация (мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности), с помощью которых выявляются законы науки, создаются научные теории.
отражает изучаемый предмет со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов; содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами (события, физически процессы и т. п.), а также наблюдаемыми связями между ними; к эмпирическим методам исследований относятся: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент
4. Особенности научного познания.
Работа в группах, исследовать
методы научного познания :
эксперимент
наблюдение
моделирование
исследование
5. Социальные и гуманитарные знания.
- Социальные знания :
- Знания об отношениях между народами, классами, социально – демографическими и профессиональными группами и т. д. Обращается к фактам, законам, зависимостям общественного исторического – процесса.
5. Социальные и гуманитарные знания.
- Гуманитарные знания :
- Знания об индивидуально – личностных факторах. Рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача понять помыслы, побуждения, намерения человека.
5. Социальные и гуманитарные знания.
- Какие науки считают социальными?
- Какие знания считают гуманитарными?
- Что изучают социальные науки?
- Есть ли связь между гуманитарными знаниями и социальными науками?
6. Многообразие человеческого знания.
- На первых этапах исторического развития потребность человеческой цивилизации в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях.
- Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать иных форм выражения.
6. Многообразие человеческого знания.
- Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое практическое знание, рожденное опытом повседневной жизни.
- Немало полезных сведений о мире таит в себе так называемая народная мудрость, в ней не только запечатлен практический опыт, но и отражен здравый смысл.
6. Многообразие человеческого знания.
- Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде всего имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа.
- Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (околонаучное знание). Она, в отличие от здравого смысла, который стремится к ясности, грешит туманностью и псевдонаучным языком. Иногда к паранауке относят знания, которые до поры до времени не находят стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.
7. Познание и коммуникативная деятельность.
- Обсудите в группах ответы на вопросы:
- Что такое «коммуникативная деятельность?
- Какие виду коммуникации вам известны?
- Каков список субъектов и объектов коммуникации?
- Каковы цели коммуникации?
- Каковы особенности коммуникативной деятельности в зависимости от её участников?
Итоги уроков:
- Работа с рубрикой «Практические выводы»
Домашнее задание: