СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная и коммуникативная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Познавательная и коммуникативная деятельность»

Организационный момент: Вспомните, ранее в курсах других лет обучения мы с вами изучали понятие «образование», а также выясняли роль знаний в жизни общества и человека. Назовите для чего же необходимы знания.

Организационный момент:

  • Вспомните, ранее в курсах других лет обучения мы с вами изучали понятие «образование», а также выясняли роль знаний в жизни общества и человека.
  • Назовите для чего же необходимы знания.
Организационный момент: Ориентировка человека в мире Определение жизненных ценностей Практическая деятельность

Организационный момент:

Ориентировка человека в мире

Определение жизненных ценностей

Практическая деятельность

Организационный момент: Какие бывают виды знаний? Как вы считаете, все ли знаня добываются одинаково?

Организационный момент:

  • Какие бывают виды знаний?
  • Как вы считаете, все ли знаня добываются одинаково?
Познавательная и коммуникативная деятельность. Уроки 12-13 10а класс

Познавательная и коммуникативная деятельность.

Уроки 12-13

10а класс

Проблемы уроков: Раскрыть содержание каждой формы познавательной деятельности; Раскрыть специфические особенности различных видов познавательной деятельности.

Проблемы уроков:

  • Раскрыть содержание каждой формы познавательной деятельности;
  • Раскрыть специфические особенности различных видов познавательной деятельности.
План уроков: Познаваем ли мир? Познание чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Познание и коммуникативная деятельность.

План уроков:

  • Познаваем ли мир?
  • Познание чувственное и рациональное.
  • Истина и её критерии.
  • Особенности научного познания.
  • Социальные и гуманитарные знания.
  • Многообразие человеческого знания.
  • Познание и коммуникативная деятельность.
Познаваем ли мир? Как бы вы ответили на данный вопрос? 1 ряд выступает в роли тех, что мир познаваем – «оптимисты»; 2 ряд выступает в роли тех, что мир познать нельзя – «пессимисты»; 3 ряд выступает в роли тех, что познание мира возможно, но выражает сомнение в достоверности полученного знания – «скептики». Разработайте стратегию ответа в данной позиции.
  • Познаваем ли мир?
  • Как бы вы ответили на данный вопрос?

1 ряд выступает в роли тех, что мир познаваем – «оптимисты»;

2 ряд выступает в роли тех, что мир познать нельзя – «пессимисты»;

3 ряд выступает в роли тех, что познание мира возможно, но выражает сомнение в достоверности полученного знания – «скептики».

  • Разработайте стратегию ответа в данной позиции.
Познаваем ли мир? Познание  – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире. Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей нужны знания. Мир природы. Общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать ее?
  • Познаваем ли мир?
  • Познание  – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире.
  • Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей нужны знания.
  • Мир природы. Общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать ее?
Познаваем ли мир? Объяснить, что такое агностицизм, конвенционализм, гносеологизм. Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте. Как мы можем познавать тот или иной предмет, то или иное явление?
  • Познаваем ли мир?
  • Объяснить, что такое агностицизм, конвенционализм, гносеологизм.
  • Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте.
  • Как мы можем познавать тот или иной предмет, то или иное явление?
Познаваем ли мир? Ученые выделяют следующие виды познания: - обыденное (практическое) совершается в повседневном жизненном опыте – труде, общении, каждодневных занятиях; - научное – главный источник знаний людей о мире; - образное характерно для искусства, художественной культуры; -в философском и религиозном познании люди формируют различные представления о мире
  • Познаваем ли мир?
  • Ученые выделяют следующие виды познания:

- обыденное (практическое) совершается в повседневном жизненном опыте – труде, общении, каждодневных занятиях;

- научное – главный источник знаний людей о мире;

- образное характерно для искусства, художественной культуры;

-в философском и религиозном познании люди формируют различные представления о мире

Познаваем ли мир? Приведите примеры, раскрывающие каждый вид познания. Что является главным во всех направлениях познания? Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. В процессе познания присутствует объект и субъект познания.
  • Познаваем ли мир?
  • Приведите примеры, раскрывающие каждый вид познания.
  • Что является главным во всех направлениях познания?
  • Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
  • В процессе познания присутствует объект и субъект познания.

Познаваем ли мир? объект познания субъект познания познаваемый предмет человек, общество весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют люди и общество в целом человек
  • Познаваем ли мир?

объект познания

субъект познания

познаваемый предмет

человек, общество

весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют люди и общество в целом

человек

Познаваем ли мир? Познание  – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?
  • Познаваем ли мир?
  • Познание  – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации.
  • Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?

2.Познание чувственное и рациональное. Познание ‒ непроизвольное или целенаправленное получение знаний. Существует две ступени познавательной деятельности:  1.чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) – человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств;  2. рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение). На этом этапе включается механизм мышления. Новые представления связываются с теми, которые были получены ранее.

2.Познание чувственное и рациональное.

  • Познание ‒ непроизвольное или целенаправленное получение знаний.
  • Существует две ступени познавательной деятельности: 1.чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) – человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств; 2. рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение). На этом этапе включается механизм мышления. Новые представления связываются с теми, которые были получены ранее.

2.Познание чувственное и рациональное. Формы чувственного познания  Ощущение Восприятие представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств Представление в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно

2.Познание чувственное и рациональное.

Формы чувственного познания

Ощущение

Восприятие

представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств

Представление

в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства

такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно

2.Познание чувственное и рациональное. Роль чувственного познания: а) органы чувств являются, являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с окружающим миром; б) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще; в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания; г) органы чувств дают минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон.

2.Познание чувственное и рациональное.

  • Роль чувственного познания:

а) органы чувств являются, являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с окружающим миром;

б) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания;

г) органы чувств дают минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон.

2.Познание чувственное и рациональное. Таким образом, на чувственном этапе познания главная роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность возможна на основе данных органов чувств. В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления

2.Познание чувственное и рациональное.

Таким образом, на чувственном этапе познания главная роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность возможна на основе данных органов чувств.

В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления

2.Познание чувственное и рациональное. Формы рационального познания  Понятие Суждение Представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Классификация понятий: 1-по степени общности.  2-в научном познании.  3-по отношению к действительности.  Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей. Умозаключение Представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.  Высказывая суждения человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения. Это получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.  Виды умозаключений:

2.Познание чувственное и рациональное.

Формы рационального познания

Понятие

Суждение

Представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Классификация понятий: 1-по степени общности. 2-в научном познании. 3-по отношению к действительности. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей.

Умозаключение

Представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждения человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения.

Это получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления. Виды умозаключений:

2.Познание чувственное и рациональное. 1-по степени общности:  а) общие;  б) более общие;  в) предельно общие.  2-в научном познании:  а) частно научные  б) общенаучные  в) всеобщие (философские).  3-по отношению к действительности:  а) понятия, отражающие общее в предметах;  б) понятия охватывающие существенные признаки предметов;  в) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;  г) понятия-идеи.

2.Познание чувственное и рациональное.

1-по степени общности: а) общие; б) более общие; в) предельно общие. 2-в научном познании: а) частно научные б) общенаучные в) всеобщие (философские). 3-по отношению к действительности: а) понятия, отражающие общее в предметах; б) понятия охватывающие существенные признаки предметов; в) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов; г) понятия-идеи.

2.Познание чувственное и рациональное. Виды умозаключений:  а) дедуктивное, представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих рассуждений к частным;  б) индуктивные умозаключения располагаются в цепи вцепи в последовательности от частных к общими.  индуктивные умозаключения «наводят» на мысль

2.Познание чувственное и рациональное.

  • Виды умозаключений: а) дедуктивное, представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих рассуждений к частным; б) индуктивные умозаключения располагаются в цепи вцепи в последовательности от частных к общими. индуктивные умозаключения «наводят» на мысль
2.Познание чувственное и рациональное. Рациональное познание необходимый этап познавательной деятельности человека. Рационализм ‒ философское учение, доказывающее, что истинное познание мира возможно только с помощью разума. Эмпиризм ‒ философское учение отдающее решающую роль в познании мира чувственному опыту.

2.Познание чувственное и рациональное.

  • Рациональное познание необходимый этап познавательной деятельности человека.
  • Рационализм ‒ философское учение, доказывающее, что истинное познание мира возможно только с помощью разума.
  • Эмпиризм ‒ философское учение отдающее решающую роль в познании мира чувственному опыту.

2.Познание чувственное и рациональное. Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция. Интуиция  представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция  – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию

2.Познание чувственное и рациональное.

  • Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция.
  • Интуиция  представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.
  • Интуиция  – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию

2.Познание чувственное и рациональное. Основные черты интуитивной способности: - неожиданность решения поставленной задачи; - неосознанность путей и средств ее разрешения; - непосредственный характер постижения истины Чувственное познание, рациональное и интуиция - это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания. Процесс приобретения новых знаний сопровождается формированием  понимания . Новое знание должно быть «вмещено» человеком, сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается.

2.Познание чувственное и рациональное.

  • Основные черты интуитивной способности:

- неожиданность решения поставленной задачи;

- неосознанность путей и средств ее разрешения;

- непосредственный характер постижения истины

  • Чувственное познание, рациональное и интуиция - это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.
  • Процесс приобретения новых знаний сопровождается формированием  понимания .
  • Новое знание должно быть «вмещено» человеком, сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается.

3. Истина и её критерии. Работа с учебником п.3 §6 в парах. Выписать в тетрадь критерии истины, привести примеры абсолютных и относительных истин, заблуждений и лжи. Можно ли вообще говорить об абсолютной истине?

3. Истина и её критерии.

  • Работа с учебником п.3 §6 в парах.
  • Выписать в тетрадь критерии истины, привести примеры абсолютных и относительных истин, заблуждений и лжи.
  • Можно ли вообще говорить об абсолютной истине?

Домашнее задание

Домашнее задание

Организационный момент Кем осуществляется практическая деятельность? Как долго выявляются в практической деятельности признаки какого-либо предмета? Многотысячелетняя практика использования в обыденной жизни тех или иных предметов, наблюдения за явлениями, так или иначе влияют на практическую деятельность, потребности, возникающие в связи с хозяйственной деятельностью, привели к возникновению научных знаний.

Организационный момент

  • Кем осуществляется практическая деятельность?
  • Как долго выявляются в практической деятельности признаки какого-либо предмета?
  • Многотысячелетняя практика использования в обыденной жизни тех или иных предметов, наблюдения за явлениями, так или иначе влияют на практическую деятельность, потребности, возникающие в связи с хозяйственной деятельностью, привели к возникновению научных знаний.
4. Особенности научного познания. Наука ‒ особый вид деятельности человека (исследование, имеющее целью получение новых данных) и система рациональных знаний о природе.

4. Особенности научного познания.

  • Наука ‒ особый вид деятельности человека (исследование, имеющее целью получение новых данных) и система рациональных знаний о природе.

4. Особенности научного познания. Принципы научного познания: принцип объективности – необходимо отражать объект таким, какой он есть на самом деле; рационалистическая обоснованность – отличие от слепой веры в мифологии и религии; системность знания – научное знание не просто упорядочено, но к тому же выражается в форме теории; проверяемость – средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения.

4. Особенности научного познания.

  • Принципы научного познания:
  • принцип объективности – необходимо отражать объект таким, какой он есть на самом деле;
  • рационалистическая обоснованность – отличие от слепой веры в мифологии и религии;
  • системность знания – научное знание не просто упорядочено, но к тому же выражается в форме теории;
  • проверяемость – средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения.

4. Особенности научного познания. Уровни научного познания:  Теоретический Эмпирический имеет дело с логической моделью изучаемого объекта; содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки; к теоретическим методам исследований относятся: аналогия, абстрагирование, идеализация (мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности), с помощью которых выявляются законы науки, создаются научные теории. отражает изучаемый предмет со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов; содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами (события, физически процессы и т. п.), а также наблюдаемыми связями между ними; к эмпирическим методам исследований относятся: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент

4. Особенности научного познания.

Уровни научного познания:

Теоретический

Эмпирический

имеет дело с логической моделью изучаемого объекта; содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки; к теоретическим методам исследований относятся: аналогия, абстрагирование, идеализация (мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности), с помощью которых выявляются законы науки, создаются научные теории.

отражает изучаемый предмет со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов; содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами (события, физически процессы и т. п.), а также наблюдаемыми связями между ними; к эмпирическим методам исследований относятся: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент

4. Особенности научного познания. Работа в группах, исследовать  методы научного познания :  эксперимент наблюдение моделирование исследование

4. Особенности научного познания.

Работа в группах, исследовать

методы научного познания :

эксперимент

наблюдение

моделирование

исследование

5. Социальные и гуманитарные знания. Социальные знания : Знания об отношениях между народами, классами, социально – демографическими и профессиональными группами и т. д. Обращается к фактам, законам, зависимостям общественного исторического – процесса.

5. Социальные и гуманитарные знания.

  • Социальные знания :
  • Знания об отношениях между народами, классами, социально – демографическими и профессиональными группами и т. д. Обращается к фактам, законам, зависимостям общественного исторического – процесса.

5. Социальные и гуманитарные знания. Гуманитарные знания : Знания об индивидуально – личностных факторах. Рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача понять помыслы, побуждения, намерения человека.

5. Социальные и гуманитарные знания.

  • Гуманитарные знания :
  • Знания об индивидуально – личностных факторах. Рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача понять помыслы, побуждения, намерения человека.

5. Социальные и гуманитарные знания. Какие науки считают социальными? Какие знания считают гуманитарными? Что изучают социальные науки? Есть ли связь между гуманитарными знаниями и социальными науками?

5. Социальные и гуманитарные знания.

  • Какие науки считают социальными?
  • Какие знания считают гуманитарными?
  • Что изучают социальные науки?
  • Есть ли связь между гуманитарными знаниями и социальными науками?

6. Многообразие человеческого знания. На первых этапах исторического развития потребность человеческой цивилизации в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях. Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать иных форм выражения.

6. Многообразие человеческого знания.

  • На первых этапах исторического развития потребность человеческой цивилизации в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях.
  • Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать иных форм выражения.
6. Многообразие человеческого знания. Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое практическое знание, рожденное опытом повседневной жизни. Немало полезных сведений о мире таит в себе так называемая народная мудрость, в ней не только запечатлен практический опыт, но и отражен здравый смысл.

6. Многообразие человеческого знания.

  • Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое практическое знание, рожденное опытом повседневной жизни.
  • Немало полезных сведений о мире таит в себе так называемая народная мудрость, в ней не только запечатлен практический опыт, но и отражен здравый смысл.
6. Многообразие человеческого знания. Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде всего имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа. Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (околонаучное знание). Она, в отличие от здравого смысла, который стремится к ясности, грешит туманностью и псевдонаучным языком. Иногда к паранауке относят знания, которые до поры до времени не находят стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.

6. Многообразие человеческого знания.

  • Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде всего имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа.
  • Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (околонаучное знание). Она, в отличие от здравого смысла, который стремится к ясности, грешит туманностью и псевдонаучным языком. Иногда к паранауке относят знания, которые до поры до времени не находят стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.
7. Познание и коммуникативная деятельность. Обсудите в группах ответы на вопросы: Что такое «коммуникативная деятельность? Какие виду коммуникации вам известны? Каков список субъектов и объектов коммуникации? Каковы цели коммуникации? Каковы особенности коммуникативной деятельности в зависимости от её участников?

7. Познание и коммуникативная деятельность.

  • Обсудите в группах ответы на вопросы:
  • Что такое «коммуникативная деятельность?
  • Какие виду коммуникации вам известны?
  • Каков список субъектов и объектов коммуникации?
  • Каковы цели коммуникации?
  • Каковы особенности коммуникативной деятельности в зависимости от её участников?
Итоги уроков: Работа с рубрикой «Практические выводы»

Итоги уроков:

  • Работа с рубрикой «Практические выводы»
Домашнее задание: §6, вопросы и задания.

Домашнее задание:

  • §6, вопросы и задания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!