СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательная игра "Математический листопад"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Познавательная игра "Математический листопад"»

Шлеменкова Л.А.,

учитель математики

МБОУ «Череповская ОШ»

Познавательная игра «Математический листопад»


Цели:

  • Прививать познавательный интерес к математике, развивать скорость мышления;

  • Развивать культуру общения и культуру математической речи;

  • Расширять кругозор учащихся.

Оформление:

  • математические газеты,

  • плакаты с высказываниями о математике,

  • стенд «Великие математики».

Оборудование:Листья деревьев разноцветные с заданиями, фонд вопросов, макеты деревьев.

Девиз «Дорогу осилит идущий, а математику- мыслящий»


  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие друзья и участники игры! Судьи, болельщики и гости! Наша познавательная игра «Листопад» посвящена самой древней и самой юной, вечно молодой науке – математике.

Для кого же мы сегодня начинаем игру?

Конечно, для вас, мои ученики. Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем - провели время с пользой.

А для чего мы начинаем игру?

Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос» «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится».

Слово «математика» произошло от древнегреческих слов «математикэ» и «матема» - познание, наука. Математика- наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром её называют « гимнастикой ума».

Я хочу, чтобы вы убедились , что математика - чудесная, не сухая наука и что ею заниматься так же увлекательно, как и играть.

Итак, мы начинаем!

  1. Приветствия команд.

Прежде всего позвольте представить вам жюри «ССС»- самое строгое и справедливое.

Выход команд(под музыку)

Чтоб нам игры не нарушать порядок,

Приветствия ваши мы выслушать рады.

Приветствие команды «Радикал»( на мотив песни «Сосед» Э. Пьехи)

Всю неделю мы не спали,

КВН мы ожидали.

Долгожданный час настал,

Ждет вопросов «Радикал».

Очень рады встрече с вами,

Шлем сердечный вам привет

И желаем остроумно

На вопросы дать ответ.

Как же нам не веселиться,

Не смеяться, не шутить,

Ведь на этом КВНе

Мы решили победить.

Будем биться мы упорно,

Будем думать и гадать,

Будем биться за победу,

Чтоб ее не потерять.

Приветствие команды «Фигура» - физкультурные, инициативные, грамотные, умелые, развеселые, азартные)(на мотив песни «Московские окна»).

Мы пришли сегодня к вам, друзья,

Нам без знаний жить никак нельзя.

И пусть кризисы вокруг,

Будем мы учиться, друг,

И станет шире знаний наших круг!

Мы приветствуем своих гостей,

Мы приветствуем учителей,

И, конечно же,жюри,

Справедливо чтобы они оценки ставить

Нам сейчас могли!

И, конечно, «Радикал», привет!

Будем мы сражаться - спору нет.

А наш класс дорогой путеводною звездой

Светить нам будет много-много лет!

  1. Разминка.

Чтоб все в игре прошло без заминки,

Её мы начинаем …

Ну, конечно, с разминки!

На дворе стоит зима, а мы с вами вернемся в осень, когда листья с тихим шорохом ложатся на землю. А листья у нас не простые , а с заданиями.

Условия конкурса:

Каждый из игроков обеих команд поднимает по одному листочку, не имея права их заменить. Каждый отвечает на свой вопрос. При верном ответе команде начисляется 2 листка(балла). Если игрок пользуется помощью товарищей , то при правильном ответе счет увеличивается на 1 листок.

Вопросы:

1.Какое великое творение древнегреческой математики лежит в основе учебника по геометрии для средней школы всех стран? Кто его автор?(«Начала» Евклида)

2. Кому принадлежат слова : « В геометрии нет особых путей для царей!»? В связи с чем они были произнесены?(Евклидом Птолемею, спросившему, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его «Начала»)

3. Назовите великого геометра и механика древней Греции, нашедшего для ∏ приближенное значение 3 1∕7.(Архимед)

4. Что такое абак?(счетная доска)

5. Не только расстояние между двумя отметками на измерительной шкале, но и математическое действие.(Деление)

6. Не только продукт труда, творчества, мысли, но и результат умножения.(Произведение)

7.Не только преувеличение в поэтике, но и состоящая из двух ветвей незамкнутая кривая. (Гипербола)

8. Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите на уроках геометрии.

(Что и требовалось доказать)

9. Кто из известных античных ученых побеждал на Олимпийских играх?(Пифагор – состязания кулачных бойцов)

10.Какие книги написал профессор математики, логик Чарльз Латуидж Доджсон, он же Льюис Кэрролл?( «Алиса в стране Чудес», «В Зазеркалье»)

11. Кому принадлежат эти строки : « Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?(М. В. Ломоносов)

12. Говорят, что математика-царица всех наук, а царица математики…?(Арифметика)

13. Назовите страну- родину математических знаков, которые используются во всем мире как учеными, так и простыми смертными?(Индия)

14. Чему равны длины сторон египетского треугольника?(3,4,5,)

15. Как называется знак корня?(Радикал)

16. Масса 1 кубического метра воды?(Тонна)

17 Объём 1 кг воды?(1 литр)

18. Первая буква древнегреческого алфавита ?(Альфа)

19. К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?(в 11 раз)

20.Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов?(9).

  1. Домашнее задание.

Пока жюри подводит итоги разминки, команды подготовили номера художественной самодеятельности.Слово команде « Радикал»:ЕВКЛИД И ЭЙНШТЕЙН(фантастическая встреча).

5.Математический калейдоскоп.

Ну а теперь , команды, стоп-

Математический калейдоскоп.

Условия конкурса:

Цвет листьев указывает на определенную тематику вопросов. По своему выбору команды поочередно срывают листья с вопросами предпочитаемой отрасли знаний. За правильный ответ команда получает 3 листка.

Темы:

1.Математика в лицах.

2. Математические шарады.

3.Математические омонимы.

4. Математики России.

1.Математика в лицах.

1. Чьи это слова: «Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия была приятна для глаз? Что такое симметрия?.. Разве во всем в жизни симметрия?»(Л. Толстого, «Отрочество»)

2. Какому поэту принадлежат эти математические строки: « Мы почитаем всех нулями , а единицами себя»?(А.С.Пушкину)

3. Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать. Мечтать. Два из них – буква и нота. А каков третий ключ?

(Цифра)

4. О какой науке Цицерон сказал:»Греки изучали её ,чтобы познать мир, а римляне- чтобы измерять земельные участки»?(о геометрии)

5.Какой ученый впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные; впервые открыл математическую теорию музыки?(Пифагор)

2. Математические шарады.

1.Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То сразу превращусь я в знак сложенья.(Флюс-плюс)

2.Счастливой цифру ту считают,

При счете её применяют.

А «М» вот на «Т» поменяли-

И рыбы немало поймали.(Семь -сеть)

3. Игра – в ней лошади нужны,

К игре проступок пристегни.

И называй, дружочек, смело

То, что давно уже не цело.(Поло + Вина =Половина)

4. Вначале – двойка. Далее - мужчина,

Высокого он титула и чина.

А слово целиком - обозначенье,

Дробящее на дозы обученье.(Пара + Граф =Параграф)

5. С «В»- отрезок не простой-

С направлением, с длиной.

С «С» же станет частью круга,

Что дуга стянула туго.( Вектор-Сектор)

3.Математические омонимы (многозначные слова).

1. Не только довод, доказательство, но и независимая переменная функции.(Аргумент)

2.Не только правильное состояние, расположение чего-либо, но и числовая характеристика той или иной величины.(Порядок)

3. Не только звание, ранг, чин, но и цифровое или буквенное выражение, показывающее, сколько раз число (или величина) умножается само на себя.(Степень)

4.Не только отделимая, относительно самостоятельная часть устройства или системы, но и абсолютная величина числа.(Модуль)

5.Не только организация, предоставляющая страну в Международном олимпийском движение, но и наименьшее положительное из общих кратных чисел а и в.

(НОК. Национальный олимпийский комитет, наименьшее общее кратное)

4. Математики России.

1.Русский математик, педагог. С 1701 г. и до конца жизни преподавал математику в школе математических и навигационных наук. Напечатал свою «Арифметику», по ней учился М, В. Ломоносов, назвавший её вратами учености. Ввел термины «множитель», «делитель», «частное».(Леонтий Филиппович Магницкий)

2. Основоположник неевклидовой геометрии.(Николай Иванович Лобачевский)

3. Для оклейки окон обоев не хватило, и стены комнаты маленькой девочки оклеили листами литографированных лекций Михаила Васильевича Остроградского по математическому анализу. Впоследствии она стала первой женщиной-математиком, доктором философии. Ей принадлежит роман «Нигилистка».( Софья Васильевна Ковалевская)

4. Его имя в памяти людей навсегда связано с освоением Арктики, Северного морского пути, с челюскинской эпопеей, с высадкой на лёд научно-исследовательской экспедиции «Северный полюс-1». Однако он всю жизнь оставался математиком по образованию и по складу мышления. Доказал замечательную теорему « О бесконечных группах с конечной цепью», ставшую классической.(Отто Юльевич Шмидт)

5. Автор многих учебников по геометрии, в том числе для средней школы. Родился в г. Короче Белгородской области.(Алексей Васильевич Погорелов)

7.Конкурс «Кто больше?»

Нелегкий вопрос-то,

Но верь одному:

Все сложно и просто,

Считай по уму!

Условия конкурса:

Листья разных деревьев соответствуют степени сложности написанных на них вопросов и шкале оценивания полученных ответов.

9. Подведение итогов игры. Вручение призов.

10.Заключительное слово учителя.

Математика - это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков, как любили и любят ее десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!

Примечание. Между конкурсами можно провести конкурс на лучшего болельщика. Примерные конкурсы:

  1. Математические ребусы.

  2. Математические загадки.

  3. Числа в пословицах и поговорках.


5