ГБОУ АО «Шенкурская СКОШИ»

Подготовили и провели воспитатели: Капустина И.В.
Хихлуха А.А.
2018-2019 уч. Г.
Г. Шенкурск
Цель: Уточнить и расширить представление обучающихся о птицах.
Задачи:
- способствовать активизации знаний детей о перелётных птицах, о внешнем виде, питании, повадках;
- развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;
- содействовать умению строить причинно-следственные связи;
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Материал взят с интернет ресурсов.
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,
Я знаю все, о чем поют щегол и реполов.
Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.
Ты гнезда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери - зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад -
Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат.
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков, ползущих в огород.
Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров покоя летом нет –
Их пеночка и реполов поймают на обед.
Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд.
Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд.
И мы не будем разорять!
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят!
-Ребята, я думаю, вы уже поняли, о ком пойдет разговор на нашем мероприятии? Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые прилетают весной в наши края. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну.
- Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.
-Помните, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна.
-1 апреля мы празднуем Международный день птиц. Эта дата проведения праздника выбрана не случайно. Ведь в апреле большинство перелетных птиц, преодолевая все препятствия и длинный путь, возвращаются домой - в родные края.
И сегодня мы проведем игру «Птичий звездный час», где вы покажите свои знания о наших пернатых друзьях.
Оценивать ваши знания будет жюри. (представление жюри).
-Как это будет происходить? На столах у жюри лежат картинки с изображением деревьев. Выполнив правильно задание, они сажают на ваше дерево птичку. И пусть в конце нашей игры на ваших деревьях будет как можно больше птиц. Таким образом, мы узнаем, кто победил!
Для проведения «Птичьего звездного часа» нам надо две команды. Мы предлагаем от каждой группы выбрать по два человека в каждую команду. (Набор команд)
Задание 1: Защита названия своей команды.
(Отгадав загадку, дети должны узнать как будет называться команда, определить место обитания птицы и обосновать свой ответ.)
Кто в беретке ярко-красной?
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Узнать больше
Ответ: Дятел - это птица леса. Имеет укороченные крылья, цепкие пальцы ног. Клюв тонкий и острый, что позволяет доставать насекомых и их личинок из небольших трещин коры.
На два, на три километра
Поднимаюсь и кружу,
С высоты огромной этой
Даже мышь я разгляжу. (Орел.)
Ответ: Орел - хищник. У него крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Когтями они схватывают добычу, убивают и удерживают ее, а клювом разрывают ее на части.
Задание 2. Разминка.
Я задаю вопросы, отвечает та команда, которая первой подняла руку, за каждый правильный ответ сажаем птичку на дерево.
1. У какой птицы самый длинный язык - 15 см. (Дятел.)
2. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
3. Самые быстрые птицы? (Сокол - 300 км/ч, стриж - / 70 км/ч).
4. Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка.)
5. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
6. У какой птицы самое большое гнездо? (Орел.)
7. Птица-рыболов? (Цапля, пеликан, чайка, орлан.)
8. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)
9. По чему птицы летают? (По воздуху.)
10. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птиц? (Подождать, когда она улетит.)
11. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)
12. Птица, похожая на корабль, плывет ныряет, детей своих купает? (Утка.)
Об этой птице нам сейчас расскажут и представят ее ребята группы 1-4 классов. (Выступление детей)
Задание З. Тройное решето.
По трем подсказкам определить название птиц (задание дается желающим).
1.а) обитает в лесах;
б) питается насекомыми;
в) выдалбливает домики для других птиц. (Дятел.)
2.а) обитает в воде;
б) питается подводными частями растений;
в) нырять не может, погружает в воду лишь голову и длинную тонкую шею.
(Лебедь.)
3. а) обитает в пойме рек, зарослях;
б) питается насекомыми;
в) свои яйца подбрасывает в гнезда мелких птиц. (Кукушка.)
4.а) обитает в лесах, гнездится в оврагах, балках;
б) питается насекомыми и грызунами;
в) ведет ночной образ жизни. (Филин.)
- А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Мухи и стрижи... (Дети хлопают)
Учитель. Что неправильно, почему?
Учитель. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают)
Учитель. Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети хлопают)
Учитель. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети хлопают)
Учитель.
Прилетели птиц
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи.
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы...
- Все вы молодцы!
Задание 4. Подслушаем птичьи разговоры.
1. Кто как спит?
- Ты, заяц, как спишь?
- Как положено - лежа.
- А ты, тетерев, как?
- А я сидя.
- А ты, цапля?
- Я стоя.
- Выходит, друзья, что я, летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю.
- Как же спит летучая мышь?
Ответ: Вниз головой.
2.Сорока и снегирь.
- Эй, увалень, как звать-то тебя?
Откуда, красногрудый, к нам в лес прилетел?
Что же ты молчишь, воды что ли в рот набрал?
- Нет не воды, а ...
- Что набрал в рот снегирь?
Ответ: Рябину.
3. Крот и Филин.
- Слушай, филин, неужели ты меня проглотить можешь?
- Могу, крот, могу, я такой.
- Неужто и зайчонка проглотишь?
- И зайчонка протолкну.
- Ну, а ежа? Хе-хе...
- Как вы думаете, сможет ли проглотить ежа?
Ответ: Да, а колючки выплюнет.
4. Сорока и оляпка.
-О-о-ой! Оляпка, никак купаться вздумала.
- И плавать, и нырять.
- А не замерзнешь?
- У меня перо теплое.
- А не намокнешь?
- У меня перо водоотталкивающее.
- А не утонешь?
- Я плавать умею!
- А-а-а, проголодаешься после купания.
- Что ответила оляпка?
Ответ: А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить. Меня еще называют водяным воробьем.
Задание 5. Четвертый лишний.
Зачитываем вопросы, дети выбирают правильный ответ.
1. Среди этих птиц одна не певчая. (Соловей, сорока, жаворонок, пеночка.)
2. Одна из этих птиц не хищная. (Ястреб, стриж, гриф, сокол.)
3. Эта птица не обитает в Архангельской области. (Глухарь, тетерев, скворец, колибри.)
4. Какие из перечисленных птиц зимующие, а какие перелетные? (Синица, снегирь, дятел, грач.)
А об одной из перелетных птиц нам сейчас расскажут ребята группы 8,9 класса. (Выступление детей о граче)
3адание 6. Угадай загадки.
1. Озорной мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей.)
2. Врач лесного царства
Лечит без лекарства. (Дятел.)
3. Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
4. Серое пёрышко –
Золотое горлышко. (Соловей.)
5. Известно с давних нам времён,
Что эта птица, почтальон. (Голубь.)
6. Умывается росой,
Крылья с жёлтой полосой.
Он наряден, а не гол –
Птица певчая... (щегол).
7. Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо.)
8. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,
А зовут её ... (сорока).
9. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач.)
10. Угадайте, что за птичка?
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
Улетела Ласточка
За тридевять земель...
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!
Об этой птице нам расскажут ребята группы 9 класса. (Выступление детей о ласточке).
Задание 7. «Как быть?». Разбор жизненной ситуации.
1 ситуация.
За домом на земле вы увидели птенца, который не может далеко улететь, а пролетев 1-2 метра, садится на куст и кричит.
Варианты ответов:
Взять птенца домой и покормить, а потом отпустить.
Это подлёток. Птенец, который вылетел из гнезда, но летать только учится. Рядом с ним будет кто-то из родителей. Его нельзя трогать.
Посадить в клетку.
2 ситуация
Гуляя в поле, в кустах нашли гнездо с птенчиками.
Варианты ответов:
Гнездо упало. Попробуем его поднять на дерево
Посмотрим птенцов, погладим, покормим и уйдём.
Гнездо и птенцов трогать не будем. Сразу отойдём. Родители прилетят и покормят птенцов.
3 ситуация
У вас на балконе ласточки строят гнездо.
Варианты ответов:
Сломаю гнездо, чтобы по утрам своим криком меня не будили.
Буду наблюдать за их работой
Насыплю им крошек. Пусть едят.
4 ситуация
У вас на даче скворцы клюют черешню.
Варианты ответов:
Черешни хватит всем. Пусть едят. А потом помогут нашему саду - избавят его от вредителей.
Пострелять их из духового ружья.
Поставить чучело.
А про скворцов нам расскажут ребята группы 4-6 класса. (Выступление детей).
Эту птицу всякий знает —
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает,
Друг Весны-Красны…скворец.
( Ребенок в костюме скворца.)
Наш скворец одет по моде
Чёрный фрак, и перья вроде,
С переливом на спине,
Что-то ищет в старом пне.
Из всех певчих птиц самая близкая к человеку птица — это скворец. Прилетают скворцы ранней весною, когда еще лежит кое-где на полях снег.
Прилет скворцов — верный признак близкой, надежной весны. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, устраивают гнездо. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.
(Показывает на скворца) Скворец обыкновенный - небольшая птица длиной 18-20 см, и весом 75 грамм. Клюв длинный, острый и слегка изогнут вниз. Крылья короткие. Скворец часто потряхивает ими при пении. Скворец хорошо уживается в населённых пунктах и в сельской местности.
– Чем же ты питаешься, скворец?
Скворец. Мы скворцы всеядны — питаемся как растительной, так и животной пищей. Ранней весной охотимся за дождевыми червями, собираем личинок насекомых.
– Какую пользу ты приносишь?
Скворец. -За день мы можем уничтожить 350 гусениц, жуков и улиток.
–Скворец, а есть ли у тебя враги?
Скворец : У скворцов есть враги. Нас обижают многие хищные птицы, нередко в скворечник забираются домашние кошки, лапой вытаскивают маленьких скворчат.
– Сколько же лет вы живете?
Скворец: Продолжительность жизни скворцов в природе составляет до 12 лет
- Говорят вы, скворцы, хорошие певцы?
Скворец: Наше пение включает в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Мы способны подражать пению других птиц: и даже квакать как лягушки, блеять как овечки, и многие другие звуки. Вот послушайте!
(Звучит пение скворца.)
Рано утром на заре,
Только встав с постели,
Трель услышал на дворе -
Птицы прилетели.
Вот и кончилась зима,
И скворцы запели!
Пока наше жюри подводит итоги, послушаем песню «Всем нужны друзья» (исполнение песни)
Подведение итогов, награждение.
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй ее гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Всем спасибо!