СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно - игровая программа хочу все знать

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

содержит материал для внеклассного меропрития по физике

Просмотр содержимого документа
«Познавательно - игровая программа хочу все знать»

Познавательно – игровая программа «Хочу все знать»

Подготовили и провели учитель физики Лопаткина З.Г. и учитель биологии Евграфов В.В.

Цели мероприятия:

-развитие мыслительных процессов, творческого воображения, наблюдательности, памяти, внимания, навыков самостоятельной подготовки учащихся, развитие устной речи учащихся;

-привитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний.

Ход мероприятия:

  • Необъяснимые явления.

  • «Познаем, играя».

  • «Ученые – загадки».

  • «Поэтические загадки».

  • Логогрифы и метаграммы.

  • «Законы и явления».

  • «На рыбалке».

  • Подумай и ответь.

  • Рефлексия.

ВЕДУЩИЙ: У Киплинга есть такие строки:

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,-

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.


  • Необъяснимые явления.

Ведущий. В мире много непостижимого, загадочного. И каждому, наверняка, хочется что-то узнать и понять. Но на самом деле в мире многое просто необъяснимо.

Итак, из мира непостижимого.

Первый пример.

Это было, наверное, самой странной цепью случайностей, из когда – либо происходивших в мире: три корабля потерпели крушения с перерывом приблизительно сто лет у побережья Уэльса в проливе Менаи. Первый корабль затонул 5 декабря 1664 г. Из 81 пассажира, находившегося на его борту, спасся только один, некий Хью Уильямс.

5 декабря 1795г. ровно через 121 год, в проливе опять тонет судно, и снова все пассажиры распрощались с жизнью, за исключением человека по имени Хью Уильямс.

То, что два корабля тонут в один день одного месяца, - не самое удивительное и может случиться, но когда оба раза спасается только один человек по имени Хью Уильямс - в этом уже есть что-то мистическое. Но история на этом не заканчивается.

5 декабря 1860г. в этом же проливе снова тонет судно, маленькая шхуна, всего 21 пассажир, и снова спасся лишь один – по имени Хью Уильямс.

Второй пример.

Сначала все это было довольно занимательно, но со временем двадцатичетырехлетнему американцу Андервуду надоела его способность зажигать предметы своим дыханием. Это был настоящий талант, требующий осторожности, сделавший его в конце концов знаменитостью. И никакие тесты, сколько бы времени они ни продолжались, никакие эксперты не могли объяснить этот причудливый феномен. Вудман, врач, который первым исследовал Андервуда , сообщил, что испытуемый подносил ко рту такие предметы, как хлопчатобумажные платки и сухие листья, и в течение секунды зажигал их. Доктор полоскал ему рот разнообразными растворами, заставлял его носить резиновые перчатки, но ни это, ни другие ухищрения не помогли Вудману и его коллегам изобличить Андервуда, они также так и не нашли этому феномену объяснение.

Ведущий. Как видите, в мире много непостижимых явлений и загадок, которые так и не удалось разгадать.

Сегодня вы попробуете разгадать некоторые физические явления и покажите свои умения, знания, сноровку, изобретательность ума и широту фантазии.

  • « Познаем, играя»

Ем я уголь, пью я воду

Как напьюсь – прибавлю ходу

Везу обоз на сто колёс

И называюсь...

1. С какой целью между подошвой рельсы и шпалой помещают широкую металлическую подкладку?

2. Зачем шведские ученые предлагают красить рельсы в белый цвет?

3. Для чего ученые предложили в заполненную продуктами банку консервов вводить каплю жидкого азота?

4. Какое поле возникает вокруг объектов независимо от того, из какого материала они состоят?

По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно,

Что такое?…( хором

5. Пароход вышел из реки в открытое море; изменится ли его осадка?

6. Собаке привязали к хвосту консервную банку, которая грохочет во время бега. С какой реальной скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать шума?

7. Какой юбилей справляла баба Сима, когда ей исполнилось 83 года и 4 месяца?

8. Для чего французские дети в школе учат стихотворение, состоящее из семи слов - “Как однажды Жак – звонарь головой сломал фонарь”?

9. Что произошло бы с нашей Землёй, если бы она вдруг остановила своё вращательное движение?

  • «Ученые – загадки».

А теперь послушайте загадки в стихах.

  • В чем сущность явлений – на это ответ

Искал сиракузский мудрец…

2.Быстрей ли то падает, что тяжелей? –

И это проверить решил…

3.В структуре атома,

Как в Солнечной системе, есть комфорт.

Нам это доказал английский физик…

4. О силе гравитации закон

Нам вывел знаменитейший…



4. Поэтические загадки

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртина, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре…

Вопрос: Как объяснить «На стеклах легкие узоры»?

А.С.Пушкин

Опрятней модного паркета

Блистает река, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед..

Вопрос: Почему коньки «режут» лед и почему они хорошо скользят по льду?

Саша Черный. «Северная лирика»

Лопнет в градуснике ртуть,

Или лопнут скулы,

Тяжелей и гуще муть.

Холод злей акулы.

Вопрос: Какова была температура воздуха, если считать что лопнет в градуснике ртуть»?

С.Есенин. «Зима»

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали:

Ей «Спасибо» за труды.

Вопрос : Какое физическое явление связано с событием «сковали все пруды»

А.А. Фет. «Метель»

Все молчит, - лучина с треском

Лишь горит багровым блеском,

Да по кровле ветер шумит.

Вопрос: Почему лучина горит с треском?

А.А.Блок. «Ночь на Новый год»

Лежат холодные туманы,

Горят багровые костры.

Душа морозная Светланы

В мечтах таинственной игры.

Скрипнет снег- сердца займутся-

Снова тихая Луна.

За воротами смеются,

Дальше улица темна.

Вопрос: Почему скрипит снег?

  • Логогрифы и метаграммы

Ведущий:

Что такое логогрифы? Логогрифом называется слово – загадка, меняющее свое значение при убирании или прибавлении букв, например: заря – заряд. Послушайте загадку – логогриф.

Я с полки книгу взял, прибавил А –

И привращенье вдруг свершилось сразу:

От книги не осталось и следа,

И даже в микроскоп не виден глазу.

Ведущий: Продолжаю! Внимание! Метаграмма – это разновидность загадки, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово, например: мель – моль.

Я важный элемент в таблице,

Но стоит букве измениться -

И я всем селам, городам

Любую новость передам.





  • «Законы и явления»

Ведущий. И снова вопросы в стихах. Проверим, насколько хорошо вы знаете и умеете объяснять некоторые физические законы и явления.

1.Грохочут пушки среди мглы,

И жаром пышут их стволы.

Летит снаряд один, другой…

Но если выстрел холостой,

Ствол раскаляется сильней.

А почему? Ответь скорей.

  • Алмаз и графит не похожи на вид,

Но так разнолик углерод!

В природе встречается чаще графит.

Алмазу, увы, не везет.

Графита немало, но редок алмаз…

А вот почему? Кто ответит из вас?

  • «На рыбалке»

Ведущий: 1. Представьте, что вы на рыбалке. Берег реки, вокруг прекрасный пейзаж, вы ловите рыбу и наловили к вечеру достаточно, чтобы сварить котелок отменной ухи и с наслаждением поужинать у костра. Но мне интересно знать, каков ваш улов.

Вопрос: Как приблизительно взвесить улов, имея литровую банку, моток бечевки и палку?

Ответ: На одном конце палки нужно бечевкой закрепить пустую литровую банку. Затем из бечевки сделать петлю на палке, чтобы получить весы. Двигая петлю вдоль палки добиться равновесия. Налить полную банку воды (1л=1кг), весы потеряют равновесие. Тогда на другой конец палки подвесить нанизанную на бечевку рыбу, но столько, чтобы палка осталась в горизонтальном положении – получим 1кг рыбы (1000г), который нужно поделить на число рыбок – таким образом оценить среднюю массу одной рыбки. Умножив массу одной рыбки на их число в улове, определить массу всего улова.

2.Вы расположились на берегу реки, расставили палатки, стали собирать сухие ветки для костра. Вам хочется поесть и выпить крепкого ароматного чая. Пощли за водой к реке. Река неширокая, но сравнительно быстрая.

Вопрос: Как оценить скорость течения реки, имея ручные часы и метровую палку?

Ответ: Чтобы определить скорость течения реки, надо засечь время, в течение которого щепка, брошенная в воду, проплывет несколько метров. Измеряя метровой палкой расстояние между двумя точками берега и время, в течение которого щепка проплывет это расстояние, по формуле v=S\t можно определить скорость течения реки.

8.«Подумай и ответь»

Задание 1.

Это физическое тело.

1) Благодаря этому телу можно доказать упругость газов.

2) Его движение представляет собой неплохой пример механического движения.

3) Он друг некоторых спортсменов.

4) Оно имеет форму круга.

5) Из-за него плакала Таня.

Задание 2.

Это физический прибор.

1) По отношению к нему нужно быть очень осторожным.

2) На нем нанесена шкала.

3) Обычно его изготовляют из стекла.

4) С его помощью можно наблюдать диффузию.

5) Благодаря ему можно определить объем жидкости.

Задание3.

Это вещество.

1) Организм взрослого человека состоит на 65 % из этого вещества.

2) Мы постоянно встречаемся со всеми тремя его агрегатными состояниями.

3) Его используют для уменьшения трения.

4) Это вещество хорошо подходит для систем нагревания и охлаждения.

5) Его называют « соком жизни» на Земле.

Задание 4.

Это живое существо .

1) Оно обладает большой чувствительностью глаз, и при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.

2) Всего за 0,05 с его мозг способен распознать объект.

3) За всю жизнь оно съедает 40 т пищи.

4) Народная мудрость гласит: его надо бояться.

5) Это существо - самое умное на Земле.

Рефлексия.

Закончилась наша программа «Хочу все знать». Многие проявили изобретательность и находчивость, показали свои знания, а главное – умение видеть окружающий нас мир. Ребята, дерзайте, учитесь, фантазируйте, развивайте самих себя, занимайтесь гимнастикой не только тела, но и ума!





МБОУ Глубокинская средняя общеобразовательная школа















Познавательно – игровая программа «Хочу все знать»









Подготовили и провели учитель физики Лопаткина З.Г. и учитель биологии Евграфов В.В.













Цели мероприятия:

-развитие мыслительных процессов, творческого воображения, наблюдательности, памяти, внимания, навыков самостоятельной подготовки учащихся, развитие устной речи учащихся;

-привитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний.

Ход мероприятия:

  • Необъяснимые явления.

  • «Познаем, играя».

  • «Ученые – загадки».

  • «Поэтические загадки».

  • Логогрифы и метаграммы.

  • «Законы и явления».

  • «На рыбалке».

  • Подумай и ответь.

  • Рефлексия.

ВЕДУЩИЙ: У Киплинга есть такие строки:

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг,-

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.


  • Необъяснимые явления.

Ведущий. В мире много непостижимого, загадочного. И каждому, наверняка, хочется что-то узнать и понять. Но на самом деле в мире многое просто необъяснимо.

Итак, из мира непостижимого.

Первый пример.

Это было, наверное, самой странной цепью случайностей, из когда – либо происходивших в мире: три корабля потерпели крушения с перерывом приблизительно сто лет у побережья Уэльса в проливе Менаи. Первый корабль затонул 5 декабря 1664 г. Из 81 пассажира, находившегося на его борту, спасся только один, некий Хью Уильямс.

5 декабря 1795г. ровно через 121 год, в проливе опять тонет судно, и снова все пассажиры распрощались с жизнью, за исключением человека по имени Хью Уильямс.

То, что два корабля тонут в один день одного месяца, - не самое удивительное и может случиться, но когда оба раза спасается только один человек по имени Хью Уильямс - в этом уже есть что-то мистическое. Но история на этом не заканчивается.

5 декабря 1860г. в этом же проливе снова тонет судно, маленькая шхуна, всего 21 пассажир, и снова спасся лишь один – по имени Хью Уильямс.

Второй пример.

Сначала все это было довольно занимательно, но со временем двадцатичетырехлетнему американцу Андервуду надоела его способность зажигать предметы своим дыханием. Это был настоящий талант, требующий осторожности, сделавший его в конце концов знаменитостью. И никакие тесты, сколько бы времени они ни продолжались, никакие эксперты не могли объяснить этот причудливый феномен. Вудман, врач, который первым исследовал Андервуда , сообщил, что испытуемый подносил ко рту такие предметы, как хлопчатобумажные платки и сухие листья, и в течение секунды зажигал их. Доктор полоскал ему рот разнообразными растворами, заставлял его носить резиновые перчатки, но ни это, ни другие ухищрения не помогли Вудману и его коллегам изобличить Андервуда, они также так и не нашли этому феномену объяснение.

Ведущий. Как видите, в мире много непостижимых явлений и загадок, которые так и не удалось разгадать.

Сегодня вы попробуете разгадать некоторые физические явления и покажите свои умения, знания, сноровку, изобретательность ума и широту фантазии.

  • « Познаем, играя»

Ем я уголь, пью я воду

Как напьюсь – прибавлю ходу

Везу обоз на сто колёс

И называюсь...

1. С какой целью между подошвой рельсы и шпалой помещают широкую металлическую подкладку?

2. Зачем шведские ученые предлагают красить рельсы в белый цвет?

3. Для чего ученые предложили в заполненную продуктами банку консервов вводить каплю жидкого азота?

4. Какое поле возникает вокруг объектов независимо от того, из какого материала они состоят?

По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно,

Что такое?…( хором

5. Пароход вышел из реки в открытое море; изменится ли его осадка?

6. Собаке привязали к хвосту консервную банку, которая грохочет во время бега. С какой реальной скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать шума?

7. Какой юбилей справляла баба Сима, когда ей исполнилось 83 года и 4 месяца?

8. Для чего французские дети в школе учат стихотворение, состоящее из семи слов - “Как однажды Жак – звонарь головой сломал фонарь”?

9. Что произошло бы с нашей Землёй, если бы она вдруг остановила своё вращательное движение?

  • «Ученые – загадки».

А теперь послушайте загадки в стихах.

  • В чем сущность явлений – на это ответ

Искал сиракузский мудрец…

2.Быстрей ли то падает, что тяжелей? –

И это проверить решил…

3.В структуре атома,

Как в Солнечной системе, есть комфорт.

Нам это доказал английский физик…

4. О силе гравитации закон

Нам вывел знаменитейший…



4. Поэтические загадки

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртина, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре…

Вопрос: Как объяснить «На стеклах легкие узоры»?

А.С.Пушкин

Опрятней модного паркета

Блистает река, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед..

Вопрос: Почему коньки «режут» лед и почему они хорошо скользят по льду?

Саша Черный. «Северная лирика»

Лопнет в градуснике ртуть,

Или лопнут скулы,

Тяжелей и гуще муть.

Холод злей акулы.

Вопрос: Какова была температура воздуха, если считать что лопнет в градуснике ртуть»?

С.Есенин. «Зима»

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали:

Ей «Спасибо» за труды.

Вопрос : Какое физическое явление связано с событием «сковали все пруды»

А.А. Фет. «Метель»

Все молчит, - лучина с треском

Лишь горит багровым блеском,

Да по кровле ветер шумит.

Вопрос: Почему лучина горит с треском?

А.А.Блок. «Ночь на Новый год»

Лежат холодные туманы,

Горят багровые костры.

Душа морозная Светланы

В мечтах таинственной игры.

Скрипнет снег- сердца займутся-

Снова тихая Луна.

За воротами смеются,

Дальше улица темна.

Вопрос: Почему скрипит снег?

  • Логогрифы и метаграммы

Ведущий:

Что такое логогрифы? Логогрифом называется слово – загадка, меняющее свое значение при убирании или прибавлении букв, например: заря – заряд. Послушайте загадку – логогриф.

Я с полки книгу взял, прибавил А –

И привращенье вдруг свершилось сразу:

От книги не осталось и следа,

И даже в микроскоп не виден глазу.

Ведущий: Продолжаю! Внимание! Метаграмма – это разновидность загадки, в которой из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово, например: мель – моль.

Я важный элемент в таблице,

Но стоит букве измениться -

И я всем селам, городам

Любую новость передам.





  • «Законы и явления»

Ведущий. И снова вопросы в стихах. Проверим, насколько хорошо вы знаете и умеете объяснять некоторые физические законы и явления.

1.Грохочут пушки среди мглы,

И жаром пышут их стволы.

Летит снаряд один, другой…

Но если выстрел холостой,

Ствол раскаляется сильней.

А почему? Ответь скорей.

  • Алмаз и графит не похожи на вид,

Но так разнолик углерод!

В природе встречается чаще графит.

Алмазу, увы, не везет.

Графита немало, но редок алмаз…

А вот почему? Кто ответит из вас?

  • «На рыбалке»

Ведущий: 1. Представьте, что вы на рыбалке. Берег реки, вокруг прекрасный пейзаж, вы ловите рыбу и наловили к вечеру достаточно, чтобы сварить котелок отменной ухи и с наслаждением поужинать у костра. Но мне интересно знать, каков ваш улов.

Вопрос: Как приблизительно взвесить улов, имея литровую банку, моток бечевки и палку?

Ответ: На одном конце палки нужно бечевкой закрепить пустую литровую банку. Затем из бечевки сделать петлю на палке, чтобы получить весы. Двигая петлю вдоль палки добиться равновесия. Налить полную банку воды (1л=1кг), весы потеряют равновесие. Тогда на другой конец палки подвесить нанизанную на бечевку рыбу, но столько, чтобы палка осталась в горизонтальном положении – получим 1кг рыбы (1000г), который нужно поделить на число рыбок – таким образом оценить среднюю массу одной рыбки. Умножив массу одной рыбки на их число в улове, определить массу всего улова.

2.Вы расположились на берегу реки, расставили палатки, стали собирать сухие ветки для костра. Вам хочется поесть и выпить крепкого ароматного чая. Пощли за водой к реке. Река неширокая, но сравнительно быстрая.

Вопрос: Как оценить скорость течения реки, имея ручные часы и метровую палку?

Ответ: Чтобы определить скорость течения реки, надо засечь время, в течение которого щепка, брошенная в воду, проплывет несколько метров. Измеряя метровой палкой расстояние между двумя точками берега и время, в течение которого щепка проплывет это расстояние, по формуле v=S\t можно определить скорость течения реки.

8.«Подумай и ответь»

Задание 1.

Это физическое тело.

1) Благодаря этому телу можно доказать упругость газов.

2) Его движение представляет собой неплохой пример механического движения.

3) Он друг некоторых спортсменов.

4) Оно имеет форму круга.

5) Из-за него плакала Таня.

Задание 2.

Это физический прибор.

1) По отношению к нему нужно быть очень осторожным.

2) На нем нанесена шкала.

3) Обычно его изготовляют из стекла.

4) С его помощью можно наблюдать диффузию.

5) Благодаря ему можно определить объем жидкости.

Задание3.

Это вещество.

1) Организм взрослого человека состоит на 65 % из этого вещества.

2) Мы постоянно встречаемся со всеми тремя его агрегатными состояниями.

3) Его используют для уменьшения трения.

4) Это вещество хорошо подходит для систем нагревания и охлаждения.

5) Его называют « соком жизни» на Земле.

Задание 4.

Это живое существо .

1) Оно обладает большой чувствительностью глаз, и при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.

2) Всего за 0,05 с его мозг способен распознать объект.

3) За всю жизнь оно съедает 40 т пищи.

4) Народная мудрость гласит: его надо бояться.

5) Это существо - самое умное на Земле.

Рефлексия.

Закончилась наша программа «Хочу все знать». Многие проявили изобретательность и находчивость, показали свои знания, а главное – умение видеть окружающий нас мир. Ребята, дерзайте, учитесь, фантазируйте, развивайте самих себя, занимайтесь гимнастикой не только тела, но и ума!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!