Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
В ФГОС ДО в п.1.4 «Основные принципы дошкольного образования» отмечено, что «одним из принципов является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления .
Задачи :
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
- формирование первичных представлений об их свойствах;
- развитие мыслительных способностей ;
- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
- формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами.
Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых в программе представлено несколькими темами:
- Живая природа.
- Неживая природа.
- Физические явления.
- Рукотворный мир.
Организовать познавательно - исследовательскую деятельность в ДОУ можно:
- в НОД ;
- в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым ;
- в процессе самостоятельной деятельности детей ;
- в процессе совместной работы с родителями.
В дошкольном возрасте познание окружающего мира напрямую зависит от окружающей среды. Что ребенок видит, слышит, с чем взаимодействует, то и познает.
В возрасте 2-3 лет дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка.
В 3- 4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место.
В 4—5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала.
В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- опыты и эксперименты;
- наблюдения;
- метод проектов;
- моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы);
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- постановка и решение проблемных педагогических ситуаций;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы ;
- трудовые поручения, действия;
- использование художественного слова;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности.
Организуя исследовательскую деятельность для детей, следует помнить о следующем :
1. Критика - враг интереса и творчества.
2. Проявлять действительный интерес к любой активности ребенка, уметь видеть за нескладными выражениями идей активную работу мысли.
3. Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
4. Воспитывать у детей настойчивость в выполнении задания и доведении исследования до конца.
5. Заканчивать исследование и обсуждения по решаемой проблеме до проявления признаков потери интереса к ней.
6. Подводить итоги исследования.
Воспитатель не имеет права обязать ребенка экспериментировать.
- Его задача намного сложнее: он должен сделать так, чтобы
ребенок сам захотел это делать.