Познавательное занятие в подготовительной группе «Масленица» Возрастная группа: Подготовительная группа (6–7 лет)
Цели занятия:
Ознакомление детей с традициями и обрядами русского народного праздника Масленицы.
Развитие интереса к русскому фольклору и культурному наследию.
Формирование у детей уважительного отношения к национальным традициям.
Развитие речи, памяти, внимания и творческих способностей.
Задачи занятия:
Расширять знания детей о народных праздниках, познакомив их с историей и символикой Масленицы.
Активизировать словарный запас детей, используя лексику, связанную с темой праздника.
Развивать навыки общения и взаимодействия в коллективе через игры и групповые задания.
Воспитывать уважение к русским традициям и желание участвовать в их сохранении.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации с изображением Масленицы, чучело Масленицы, фотографии с празднования Масленицы.
Заготовки для изготовления солнышек (круги из бумаги), карандаши, фломастеры, клей.
Музыка для проведения игр («Веселые хороводы», русские народные песни).
Сюжетные картинки для игры «Что перепутал художник?».
Атрибуты для подвижной игры «Блины».
Ход занятия 1. Вводная часть Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о замечательном празднике, который отмечается каждую весну. Этот праздник называется Масленица. Кто знает, что это за праздник?
Дети отвечают. Если дети затрудняются с ответом, педагог рассказывает кратко о том, что Масленица – это древний русский народный праздник, который символизирует проводы зимы и встречу весны.
2. Основная часть 2.1. Рассказ о Масленице Педагог: Масленица длится целую неделю, и каждый день этой недели имеет свое название и значение. Давайте я вам расскажу подробнее.
Понедельник – Встреча. В этот день начинали готовить чучело Масленицы и устанавливали его на главной площади деревни.
Вторник – Заигрыш. В этот день устраивали гуляния, катались на санях, играли в снежки.
Среда – Лакомка. В среду было принято ходить в гости и угощаться блинами.
Четверг – Разгуляй. Самый веселый день Масленицы, когда устраивались массовые гуляния, кулачные бои, катание на лошадях.
Пятница – Тещины вечерки. В этот день зятья приглашали своих тёщ на ужин.
Суббота – Золовкины посиделки.Невестки приглашали к себе золовок (сестер мужа) и других родственников.
Воскресенье – Прощеное воскресенье.В последний день Масленицы люди просили друг у друга прощения за все обиды и сжигали чучело Масленицы, чтобы зима ушла навсегда.
Вопросы к детям:
Какой день Масленицы тебе кажется самым интересным? Почему?
Что такое чучело Масленицы? Для чего его сжигают?
2.2. Игра «Что перепутал художник?» Педагог: Сейчас мы проверим вашу внимательность. Я покажу вам несколько картинок, где художник немного запутался и нарисовал что-то неправильно. Ваша задача – найти ошибки и исправить их.
Примеры ошибок:
На картинке изображена зимняя сцена, а вместо снега идет дождь.
На картине изображены дети, которые едят блины летом.
Вместо чучела Масленицы нарисован снеговик.
Обсуждение после игры:
2.3. Поделка «Солнышко» Педагог: А теперь давайте сделаем свои маленькие солнышки, ведь солнце – это главный символ Масленицы, оно приносит тепло и свет.
Инструкция:
Возьмите круглую заготовку из бумаги.
Нарисуйте на ней улыбающуюся мордочку.
Приклейте лучики вокруг круга.
Раскрасьте ваше солнышко яркими цветами.
После выполнения: Педагог предлагает каждому ребенку показать свою работу и рассказать, почему он выбрал именно такие цвета.
3.Физкультминутка Игра «Блины»
Правила игры:
Дети становятся в круг, в центре находится ведущий с «блинами» (можно использовать мягкие диски или небольшие подушки).
Ведущий бросает «блин» одному из игроков, тот должен поймать его и бросить обратно ведущему.
Ведущий называет имя следующего игрока, которому нужно передать «блин».
Тот, кто уронил «блин», выходит из игры.
Вариант усложнения: Можно добавить элемент соревнования, разделив детей на две команды и считая количество пойманных «блинов».
4. Итоговая часть Педагог: Отлично справились! Теперь вы знаете много интересного о Масленице. Что вам больше всего понравилось на занятии? Что нового вы узнали?
Рефлексия:
Предложите детям поделиться своими впечатлениями.
Похвалите всех участников за активность и внимание.
Заключение: Занятие завершается пожеланием хорошего настроения и приглашением на праздничный утренник, посвященный Масленице.
Такое занятие позволит детям не только узнать о традициях и обрядах Масленицы, но и проявить свои творческие способности, а также весело провести время вместе со сверстниками.