«Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьников»
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость. В своей книге Ян Амос Коменский «Великая дидактика» писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно».
Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Моей задачей является формирование познавательного интереса, вывод учащихся с низким уровнем на средний и, далее, высокий уровень развития познавательного интереса с помощью элементов занимательности, вводимых на разных этапах урока.
Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Учитель обязательно должен правильно понимать занимательность, как фактор, влияющий на психические процессы, ясно осознать цель использования, и применять на уроке с другими дидактическими средствами. Только тогда это будет способствовать приближению научных истин к пониманию учеников, и способствовать лучшему протеканию познавательных процессов.
Скороговорки и чистоговорки на каждый звук.
.
[б] Белый баран бьёт в барабан.
Баран буян залез в бурьян.
[п] Поля пошла полоть петрушку в поле.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
[з] Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
[с] Съел Слава сало, да сала было мало.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики.
[д] Дятел дерево долбит,
День деньской кору дробит.
[т] У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика торчат.
[р] Приготовила Лариса для Бориса
Вкусный суп из риса.
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи использую чистоговорки, которые дети с удовольствием придумывают сами.
Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.
Бу-бы-бу - сидит ворон на дубу.
Бо-бу-бы - в лесу растут дубы.
Бы-бо-ба - вот какая жаба.
Са-са-са - по лесу бежит лиса.
Ас-ас-ас - лиса боится нас.
Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.
Су-су-су - как красиво в лесу.
Су-сю-су - тихо осенью в лесу.
Ус-ус-ус - лису я не боюсь.
Ша-ша-ша - моя сестрёнка Маша.
Шо-шо-шо - у меня всё хорошо.
Шу-шу-шу - не люблю я кашу.
Щи-ши-ши - веселимся от души.
Ра-ра-ра - высокая гора.
Ры-ри-ры - подарили нам шары.
Ры-ри-ры - летят комары.
Ру-рю-ру - коза грызёт кору.
Ри-ры-ри - купили сухари.
Рю-ру-рю - я картошку варю.
Да-да-да - сладкая ягода.
До-до-до - у орла гнездо.
Ду-ду-ду - растут яблони в саду.
Та-та-та - хвост пушистый у кота.
Та-та-та - Ах, какая красота!
Ты-ты-ты - на лугу растут цветы.
От-от-от - я люблю компот.
Скороговорки и чистоговорки произносятся не только чётко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).
Пословицы и поговороки,
• Грамоте учиться всегда пригодится.
. Без грамоты — как без свечки в потёмках.
• Грамота — второй язык.
• Азбука — к мудрости ступенька
Словесные конструкторы
Летела ворона и увидела вот это… и назвала это по- вороньи «кар».
Что она увидела? (Карандаш, картинку, карусель, карамель)
Весёлые стихи
Е-Ё
Мы мало слов встречаем
Где «е» стоит в начале.
Тут первым делом назовёшь
Три слова: ёлка, ёрш и ёж.
И всё ужасно колко
И ёж, и ёрш, и ёлка.
Ж
Загадки
1. Странная звёздочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)
2. Лежебока старый кот
И-Й
1. Серебристой бахромой
На ветвях сидит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу. (Иней).
Сказки
Приключения буквы «К»
Жила-была буква «К» в слове крот. Надоело ей в этом слове жить и решила она погулять, других повидать, себя показать. Ушла буква «К» из слова крот, оглянулась назад, а там уже не крот, а большой красивый рот. Удивилась буква и пошла дальше. Видит, растёт в поле лён. Подошла к нему буква «К», как лён сразу превратился в высокое дерево – клён. Ещё больше удивилась буква и пошла дальше, а за нею осы полетели. Испугалась буква, пустилась бежать, а осы уже за ней, вот-вот ужалят. Как только подлетели они к букве «К», так вдруг стали они уже не осы, а косы. Обрадовалась буква и пошла дальше. Видит, лежат на дороге ролики. Захотелось букве на них покататься. Только подошла к ним, а это уже не ролики, а кролики. Устала буква и решила домой вернуться. Подошла к слову рот и он сразу закрылся и в крота превратился.
Работа с ребусами и кроссвордами
Для отработки способа чтения и письма включаю в урок игры на угадывание букв и слов. Вот некоторые из них.
1. “Рассыпанные буквы”. Из букв составить слова: С, В, О, О, Л; И, Н, К, Г, А; С, С, О, М, К, О; А, Т, Р, Е, К, А; О, Л, К, Ш, А; В, У, Р, Ь, К, А, Б;
2. Составь слова и придумай сам.

3. Впиши слова в пустые клетки.
__ __ЛЬ__ __ | - дерево; |
__ __ЛЬ__ __ | - танец; |
__ __ЛЬ__ __ | - ювелирное изделие; |
__ __ЛЬ__ __ | - верхняя одежда; |
__ __ЛЬ__ __ | - мелкая рыбка; |
__ __ ЛЬ__ __ | - часть патрона; |
4. Игра “Отними слог”.
лесок | сокол | болото |
пирог | коньки | ворота |
олень | победа | говорит |
майка | радуга | тюлень |
деньги | пожар | беседа |
5. “Буквы- невидимки”. Напиши гласные вместо точек, прочитай слова.
З__М__К
__Т Л__С
Ж__Р Н__Л
__Б__Ж__Р
6. Сочини слово.
Напишите согласную, прочитайте слова.

7. “Словесная мозаика”.
Слова написаны на карточках-пазлах. Нужно найти пару, составить фигуру и прочитать слово.

8. “Слог за слогом”. Даётся слово, состоящее из двух или более слогов. Дети подбирают слова и записывают так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Например:

Игры со звуками
“Найди пару”. Игровой материал: парные картинки (мышка- мишка, кот- кит, коса - коза, мак - рак, усы - осы, полка - пилка, трава - дрова, горка - корка, зайка - сайка, грач - врач, шишка - мишка). Дети подбирают картинку (название изображенного предмета имеет одинаковое звучание с названием одной из выставленных картинок на наборном полотне), произносят оба названия (коза- коса).
“Поймай звук”. Например, [с] (садик, Вася, слон, цапля, носы, гуси, мыс, маска, поросята, спелый, весь, заяц, лось, фасоль).
“Цветочный магазин” или “Собери букет”. Игровой материал: открытки с изображением цветов. Дети находят цветы в которых есть указанный звук например, [р] (роза, астра, пион, тюльпан, нарцисс, василек, ромашка, георгин, гвоздика).
“Внимательные покупатели”. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинается на [м] (матрёшка, мышка, машина, мяч, мишка. Эти игрушки можно взять. Но не ошибитесь.
“Зоопарк” Игровой материал: картинки с изображением зверей и звуковые модели слов. Нужно “расселить” зверей по клеткам, т.е. соотнести звуковую модель слова с картинкой (лиса, зебра, тигр, зайка).
“Хоккей” (любимая игра первоклассников). Руки согнутые в локтях - “ворота”, “шайба” - слово, которое начинается, или в котором есть, или отсутствует заданный звук. Например, “шайба” - слово, в котором нет звука [ш] (шар, жар, Саша, Паша, молодцы; шина, машина, жир; шест, жест, молодцы; шесть, месть). Одна группа детей - “ вратари”, другая - “судьи”, третья - “болельщики”. Они кричат: “Гол!” - если “шайба” попадает в ворота.
“Подбери слово”. Например, дана модель:
Учащиеся подбирают по ней слова. “Контролёр” принимает слова и не пропускает те, которые не соответствуют модели, объяснив ошибку.
“Проверь работу Авосика”. Три схемы и три слова: репка, дыня, тыква (слова могут быть заданы картинками). Учащиеся определяют, какой из моделей соответствует каждое слово, обнаруживают ошибку и исправляют.
“Узнай и назови звук”, “Подбери слово со звуком”….;
Нетрадиционные уроки: «Урок – путешествие» ,«Урок – сказка»
Дидактическая игры :«Молчанка», «Думай быстро», «Ленточка», «Веришь-неверишь».
Упражнение - проблема. Работа в группах.
Расставь фамилии в алфавитном порядке:
Айтимова
Велижанина
Васильева
Боровская
Васильченко
Богословская
Физминутка
Зайка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит,
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Кто-то зайку напугал
Зайка прыг и ускакал.
(Дети имитируют движения зайчика).
Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. В состав упражнений для физкультминуток обязательно включаю упражнения: упражнения для снятия общего или локального утомления; гимнастика для кистей рук; гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха; гимнастика для стоп; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика, в зависимости от вида деятельности.
Эмоциональность самого учителя играет большую роль в создании эмоционального тонуса познавательной деятельности учащихся.
Педагогический оптимизм также оказывает сильное влияние на познавательный интерес школьника. Вера в ученика, в его познавательные силы и возможности – мощный побудитель интереса к учению.
Взаимная поддержка в процессе обучения учителя и учащихся, это вполне объяснимо самой природой обучения, требующей непрерывного общения учителя с учениками, активного ответного отклика учащихся на все начинания учителя.
Соревнование – так же можно рассматривать как стимул познавательного интереса, связанный с отношениями между учениками.
Среди стимулов познавательного интереса, связанных с отношениями между учителем и учащимися, нужно выделить роль поощрений, которые достаточно широко используются в разных классах и в большой степени зависят от личности учителя и характера его отношений с учениками. Аргументированные положительные оценки и одобрительные суждения учителя и товарищей несут положительные эмоции, которые утраивают энергию учащихся.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор– вот далеко не весь арсенал, который применяется в работе, для раскрытия способностей каждого ребенка.
Рефлексия Я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен.
… был очень внимателен.
… испытывал затруднения.
Таким образом, познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.